Фотообзор. Венгерская фабрика Continental Tobacco Group
Давний друг «Медиа Группы Русский табак», независимая венгерская компания Continental Tobacco Group (CTG), в начале сентября пригласил нас на свою фабрику в городке с непроизносимым названием Саторальяуйхели на северо-востоке страны.
Дорога от Будапешта до Саторальяуйхели занимает около трех часов. Последняя треть проходит через живописные холмы района Токай, засаженные виноградниками. Более 120 лет назад здесь, на границе со Словакией (часть Саторальяуйхели находится на территории соседнего государства), возникла частная табачная фабрика, корпуса которой и по сей день располагаются на прежнем месте. Сегодня ее цеха заполняют не длинные столы и лавки с работниками, а современные линии по изготовлению сигарет, сигарилл, курительных табаков, а также популярных в Европе filter-tubes – заготовок из сигаретной бумаги и присоединенного фильтра, из которых потребитель сам делает себе сигарету с фильтром, наполнив любимым табаком.
Компания CTG сама себя считает скорее производителем сигарилл – эта товарная категория развивается у них наиболее успешно. Бренд «Silverado» известен более чем в 20 странах ЕС. Конечно, европейское регулирование вставляет палки в колеса. Чего стоит прошлогоднее решение регулятора о том, что «сигариллой» может считаться лишь продукция с натуральным покровным листом? Сохранить марки в прежней категории принципиально важно как для потребителя, прочно ассоциирующего сигариллу с натуральным табаком без добавок, так и для самой компании – акцизное налогообложение категории сигарилл ниже, чем для сигарет (как и везде в ЕС). С внешним покровом из восстановленного табака, как делалось раньше, продукт автоматически переходит в категорию «сигарет». Но технически перейти на натуральную обертку – большая проблема. Восстановленный табак для сигариллы с фильтром поставляется в бобинах, и производство ведется на обычных сигаретных линиях. Чтобы механизировать оборачивание натуральным листом, требуются совершенно другого типа машины, а также натуральный оберточный лист. Все это есть на рынке, но модернизация процесса потребовала от компании CTG серьезных инвестиций.
Сегодня это все позади, и компания находится на подъеме. Неплохим подспорьем оказалась и внедренная несколько лет назад идея продавать сигариллы двойной длины – как особую разновидность. Для потребителя прямо на упаковке таких длинных сигарилл имеется рисунок-подсказка с ножницами. Разрезав пополам, он получает две равноценные сигариллы общепринятого размера. А производитель экономит на акцизе, так как ставка обложения для сигарилл привязана к количеству штук, независимо от размера. Из новинок сигарилльного сегмента компания CTG на последней выставке в Дортмунде представила линейку «Essence» из трех стильных версий тонких сигарилл в жестяных пачках.
Сигаретное направление также чувствует себя хорошо. В качестве поставщика сигарет CTG известна в Европе прежде всего как создатель марки «Matrix», впервые представленной почти 10 лет назад на выставке Tabexpo-2003 в Барселоне. Сегодня сигареты производства CTG, в том числе «Matrix» в нескольких версиях, поставляются в 25 стран мира. На домашнем рынке компания контролирует около 8% продаж, занимая третье место после Philip Morris и ВАТ, обгоняя JTI и Imperial Tobacco.
В настоящее время в CTG трудятся 600 человек, включая и администрацию, и штат торговых представителей. Офис продаж расположен в Будапеште. Цеха производства кондиционированы, в отличие от скромного кабинета Директора международных продаж Габора Эгресси, который и показывал нам фабрику. Габор говорит, все некогда заняться. И действительно, вряд ли дело в желании экономить – роскошную курительную беседку в саду рядом с фабрикой компания соорудила, как только законом был установлен запрет на курение на рабочих местах, закон не обязывает что-то оборудовать для курящих сотрудников.
Российский рынок компании, конечно, интересен. Да и российских потребителей заинтересовал бы ассортимент европейской компании с более чем 120-летней историей. Успех на 25 рынках, среди которых есть весьма избалованные, свидетельствует о качестве продукции лучше любых дегустаций. Но в настоящий момент выход на Россию без серьезных инвестиций едва ли возможен, текущая тактика компании подразумевает, во-первых, закрепление на рынках своего присутствия и расширение там ассортиментного предложения, а во-вторых, накопление финансовых резервов для освоения крупных и привлекательных рынков вроде России или Украины.