Швеция — первая страна, официально свободная от курения
13 ноября 2024 года Шведское правительство опубликовало данные, согласно которым страна вошла в историю, официально став первой, свободной от курения.
Шведы достигли этого знаменательного рубежа на 16 лет раньше, чем планировалось в Европейском союзе. В то же время большинство стран-членов ЕС не дотянут до него совсем немного.
Официальные данные, опубликованные шведским агентством здравоохранения, показывают, что всего 4,5% взрослых, родившихся в Швеции, курят. Это значительно ниже общепризнанного в мире показателя в 5% для статуса «страна без курения».
Средний уровень курения в Европе (24%) в пять раз выше, чем в Швеции. Согласно пресс-релизам, необычайный успех шведов объясняется их новаторским политическим подходом к созданию более безопасных альтернатив сигаретам.
Доктор Делон Хуман, руководитель организации Smoke-Free Sweden, сказал, что это выдающееся достижение знаменует собой важный момент в мировом здравоохранении. И является свидетельством прогрессивной политики, которая легла в основу шведского подхода к борьбе с табаком.
«В начале 1960-х годов почти половина шведских мужчин курила. Приняв и поощрив использование альтернативных никотиновых продуктов, таких как снюс, никотиновые пакетики и вейпы, Швеция проложила четкий путь к обществу без курения, сохранив при этом здоровье населения. Они должны служить маяком надежды для остального мира. И вдохновляющим доказательством того, что прагматичный, просвещенный подход может принести сенсационные результаты в области общественного здравоохранения и спасти жизни людей».
Новые статистические данные показывают, что в настоящее время курят 5,3% взрослого населения Швеции, включая иммигрантов. Примечательно, что данные также показывают, что люди, родившиеся в других странах Европы, имели бы в три раза больше шансов курить, если бы не переехали в Швецию.
Доктор Андерс Милтон, врач, бывший президент и генеральный директор Шведской медицинской ассоциации, говорит, что ключ к успеху Швеции — это прагматичный подход к снижению вреда, а не запрет.
«Широкий ассортимент более безопасных никотиновых продуктов, с различными крепостями и вкусами, легально доступен как в Интернете, так и в магазинах, поддерживается рекламой, которая повышает осведомленность и стимулирует потребление. Шведское правительство также применяет пропорциональный акцизный налог, благодаря чему бездымные продукты более доступны по цене, чем сигареты.
Такая налоговая политика в сочетании с просветительскими кампаниями позволила шведским потребителям сделать более здоровый выбор и способствовала тому, что страна занимает лидирующие позиции в области снижения вреда от табака».
Преимущества шведской стратегии огромны: в стране самый низкий процент заболеваний, связанных с табаком, среди участников ЕС. А заболеваемость раком на 41 % ниже, чем в других европейских странах.
«В то время как Швеция празднует это историческое достижение, большинство других стран по-прежнему далеки от достижения своих целей по борьбе с курением. Их жесткая, запретительная политика ограничивает доступ к более безопасным никотиновым альтернативам, включая оральные никотиновые продукты и электронные сигареты. Эти регрессивные меры отталкивают курильщиков от потенциально спасительных средств и тормозят прогресс в снижении вреда от табака.
«Вместо того чтобы последовать примеру Швеции, эти страны движутся в противоположном направлении. А распространенность курения остается на прежнем уровне или даже растет. Успех Швеции — живое доказательство того, что альтернативные никотиновые продукты являются мощной силой позитивных изменений, если они подкреплены политикой, основанной на фактических данных».
«Организация Smoke-Free Sweden призывает все страны пересмотреть свои стратегии борьбы с табаком и принять меры по снижению вреда в качестве основного направления в борьбе с курением. Статус Швеции как страны, свободной от курения, должен стать тревожным звонком для политиков по всему миру. Прогрессивная, научно обоснованная политика в отношении никотиновых альтернатив может оставить курение в прошлом, не жертвуя при этом целями общественного здравоохранения».