Дым сигарет с ментолом: как нелегальные вейпы попадают в Латвию
С 1 января 2025 года в Латвии запрещается реализация жидкостей для электронных курительных устройств и табачных изделий, содержащих ароматизаторы
РИГА, 7 ноября
Правительство пытается бороться со стремительным распространением бестабачных никотиновых изделий и с 1 января вводит запрет на продажу вейпов с вкусовыми добавками, пишет Press.lv. К чему это приведет?
Исследованием этого вопроса вплотную занялся профессор Рижской высшей школы экономики Арнис Саука. Он изучил изменения потребительских привычек латвийцев и тенденции на сером рынке торговли разнообразными электронными сигаретами и смесями.
Он приводит не только официальные данные статистики, но и мнения представителей этого бизнеса, как легального - розничных и оптовых торговцев, так и нелегального сегмента, который ведет свой бизнес через Telegram или социальные сети.
Согласно данным социологических опросов, практически каждый четвертый житель Латвии в том или ином виде балуется электронными сигаретами. Большинство - практически 43% - используют их по случаю несколько раз в месяц, около 18% курят ежедневно и лишь 13% респондентов никогда не пробовали электронные сигареты.
В опросе принимали участие совершеннолетние латвийцы, и профессор Саука честно признает, что он не отражает распространение вейпов и электронных сигарет среди молодежи и подростков.
Официальные цифры однозначно говорят о росте популярности никотиновых изделий, не содержащих табака. За пару лет объемы продажи жидкостей для электронных сигарет увеличились более чем в два раза. Если в 2021 году, по данным Службы госдоходов (СГД), в Латвии было продано около 26 000 литров, то в 2023-м объемы увеличились почти до 54 000 литров. Для сравнения, стандартная баночка с никотиновой жидкость для заправки вейпа продается объемом 10 миллилитров. Налоговые поступления в бюджет от легальной торговли бестабачной никотиновой продукции в прошлом году составили более 42 миллионов евро.
Однако, несмотря на доходы, государство решило оградить жителей, особенно несовершеннолетних, от пагубной привычки: с 1 января 2025 года запрещается реализация жидкостей для электронных курительных устройств и табачных изделий, содержащих ароматизаторы, за исключением создающих запах или вкус табака. Иными словами, с прилавков магазинов должны исчезнуть жидкости с "тропическим холодком" и ягодными вкусами.
Представители отрасли сходятся во мнении, что это ограничение практически убьет легальную торговлю: "Планируем распродать склад до того, как вступят в силу ограничения. Глядя на свой ассортимент товаров, если останется только вкус табака, то это лишь малый процент от того, что имеем сейчас".
Легальные торговцы уверены, что запрет на вкусовые добавки в электронные сигареты неизменно приведет к росту нелегальной торговли. Даже сейчас, до введения ограничений, около 26% латвийцев предпочитают приобретать жидкости для вейпов на так называемом сером рынке - через паблики в социальных сетях, в специальных группах мессенджера Telegram или просто заказывая через интернет-магазины за пределами Латвии из других стран Евросоюза.
Главная причина отправиться за покупками на сомнительные сайты и интернет-ресурсы - деньги, ведь нелегальным торговцам не нужно платить ни налоги государству, ни аренду за торговую точку, ни зарплату работникам.
"Бандиты уже потирают руки, предвкушая огромные барыши. У государства будут потери как в плане денежных поступлений, так и в отношении здоровья общества", - уверены легальные торговцы.
По их мнению, попытка защитить детей и подростков приведет к обратным результатам, поскольку несовершеннолетние - главная целевая аудитория для нелегальных торговцев:
"Взрослые люди обычно более образованные и материально обеспеченные, они реже пользуются услугами нелегальных торговцев. Но если молодежь станет чаще обращаться в нелегальные места торговли, нужно понимать, что там может происходить. Там могут продавать не только электронные сигареты, но и амфетамин и все что угодно. Кто проконтролирует, что несовершеннолетние там покупают, приходя за э-сигаретами со вкусами".
Насколько сложно приобрести электронные сигареты, вейпы и никотиновые жидкости на нелегальном рынке? Что там предлагают и каким образом запрещенный товар оказывается в Латвии? Как товар доставляют клиентам? Правда ли, что за всем этим стоит организованная преступность? И что может предпринять полиция, чтобы ограничить нелегальную торговлю в интернете?
На эти вопросы ответил один из администраторов группы в Telegram, где ведется нелегальная торговля:
"Прямо в Telegram купить эти электронные сигареты и не только может кто угодно. В Риге насчитывается примерно 40-50 торговцев. Это те, кого я хорошо знаю, и кто уже какое-то время на этом рынке. В Латвии есть и 2-3 оптовика, которые нам поставляют, - рассказывает представитель серого рынка об объемах нелегальной торговли. - Понятно, что покупают много, потому что в первую очередь это дешевле. Без акциза, налогов и тому подобного. Во-вторых, практически все вейпы, что продаются в Telegram с большей концентрацией никотина, чем разрешенные в Латвии 2%. Например, доступные из США жидкости с 5-7%, встречается даже 10 и 15%".
На вопрос, насколько выгоден этот теневой бизнес, администратор группы в Telegram отвечает:
"В среднем нелегальном магазине прибыль может быть 2-3 тысячи евро в месяц, оборот примерно 10-15 тысяч. Оптовики спокойно имеют до 100 тысяч в месяц. Тенденции показывают, что спрос идет только вверх. Не только электронные сигареты, но и разные наркотики. Я говорю из того, что вижу, знаю... Если сложить все вместе, то спокойно может быть до 20 миллионов евро в год."
С доставкой товара тоже особых трудностей не возникает. Можно пользоваться услугами частных курьеров, но гораздо выгоднее и проще просто отправить через пакомат. Единственное подозрение при такой доставке может вызвать неестественно малый вес посылки, поэтому вместе с электронными сигаретами кладут еще какую-нибудь мелочь: батарейки, шоколадки или конфеты.
"В ЕС свободный рынок, никто твою машину не проверяет, когда пересекаешь границы ЕС. Вези, что хочешь! Езжай в другую страну ЕС, где вейпы легальны, где акцизный налог ниже, загружаешься и везешь в Латвию", - рассказывает торговец.
Неужели правоохранительные органы ничего не могут поделать с распространением нелегальной продукции?
"Все на черном рынке, кто там работает уже какое-то время, они все изучают изменения в законах. А также сообщения полиции и пограничников. И они ко всему адаптируются", - делится своим опытом тот, кто непосредственно занят в нелегальной торговле.
У полиции нет ни ресурсов, ни возможности найти продавцов, и уж тем более людей, которые за ними стоят.
"В Telegram нет централизованной иерархии. Все децентрализовано. Если даже кого-то схватят, это становится моментально известно, обрываются все контакты. И на этом все заканчивается. Нет такого, что полиция может сконцентрировать ресурсы, пойти по цепочке и обезвредить спрута. Хорошо, могут взять одного, двух, трех... Но остальным от этого ни тепло, ни холодно", - комментирует администратор нелегального магазина в Telegram.
Кроме того, за нелегальную торговлю электронными сигаретами в законодательстве Латвии пока не предусмотрена уголовная ответственность. Да, поправки к закону предусматривают увеличение с 1 января 2025 года максимального размера штрафа за продажу табачных изделий, в том числе электронных сигарет лицам до 20 лет. В противном случае продавец будет оштрафован на сумму от 280 до 700 евро, а юридическое лицо - от 700 до 7100 евро. Но по сравнению с прибылью от нелегальной торговли разве это соразмерное наказание?
"За табак гарантированно, если везешь нелегально из Беларуси, будет криминальная ответственность. Возможно, в какой-то момент, учитывая какие-нибудь неуплаченные налоги, за торговлю электронными сигаретами смогут наложить какой-то большой штраф, но это еще нужно доказать. Поэтому никто ничего не боится", - цинично отмечает торговец с черного рынка.
По сути, после запрета на жидкости со вкусом рынок электронных сигарет может вернуться к состоянию 2015 года, когда продавались лишь жидкости с содержанием никотина, а потребители уже сами в домашних условиях "занимались алхимией".