По итогам полугодия ВАТ признала недостижимость своих целей в отношении альтернативной продукции с никотином
Подводя итоги первого полугодия 2024 года, СЕО компании Тадео Марроко, в частности, признал, что достижение цели в 5 млрд ф.ст. от бездымной продукции в 2025 году маловероятно, сообщает отраслевой журнал «Tobacco Asia». Цель такую компания ставила сама себе с большим пафосом, рассказывая акционерам о «прекрасном бездымном будущем». Реальность оказалась хуже благих намерений: по итогам 6 месяцев текущего года выручка от альтернативных продуктов ВАТ не выросла и даже не сохранилась на уровне предшествующего года. Она снизилась почти на полпроцента. Полугодовые итоги любого из конкурентов ВАТ такого позора не демонстрируют, притом что они вовсе не нагнетали пафоса вокруг своих альтернатив сигаретам.
Впрочем, с обычными сигаретами дела у ВАТ обстоят ещё хуже. Выручка за полугодие просела на 8,2% (в деньгах – более чем на миллиард фунтов) по сравнению с первым полугодием 2023 года. Финансисты головного офиса наизнанку вывернулись, что бы показать хотя бы рост доналоговой прибыли за тот же период – неполных 6%, но им пришлось признать, что и этот рост не от основного бизнеса, а от прибыли партнеров по совместным предприятиям в разных частях света (в частности, в Индии у ITC). Удивительно, но после доклада господина Марроко акционерам, акции компании даже немного выросли. Видимо, все еще работает новость об уходе ВАТ с рынков РФ и РБ, хотя этой новости уже год, и скоро драйв ее иссякнет. Акционерам – и даже самым высокоморальным из них – все равно будут нужны реальный рост выручки и прибыли, словесной жвачкой и пафосом долго их пичкать не получится.
Что с бизнесом ВАТ в России, или чей он там теперь? Никакой достоверной информации нет, публичной отчетности нет, общения с журналистами нет, только грустные слухи циркулируют о том, «какой бизнес угробили!». Слухи не только с уровня розницы, где перебои с поставками стали нормой уже по всем брендам ВАТ, но и с уровня поставщиков: производство откровенно «колбасит», латаются то одни, то другие дыры, размеренная плановая работа осталась в прошлом, теперь рулит суета и лихорадочная экономия на всем, что рано или поздно, к сожалению, скажется на качестве готовой продукции. Возможно, финансовые результаты преемника ВАТ спасают его достижения в Беларуси, где бренды ВАТ выпускаются уже на трех фабриках (до «ухода» ВАТ из РБ выпускались только в Гродно). Напомним, кстати, что по данным ННЦК 65% нелегальной продукции на российском рынке – это именно сигареты из Беларуси. Так или иначе, легальный рынок России компания, похоже, теряет.