Из-за нелегальной торговли табачными изделиями государственный бюджет лишился 390,6 миллиардов сумов
Государственный бюджет Узбекистана продолжает терять значительные средства из-за незаконной торговли табачными изделиями. По состоянию на 1 октября 2024 года государственный бюджет потерял 390,6 млрд сумов налоговых поступлений из-за нелегальной продажи табачной продукции.
По регионам
При этом доля теневого рынка табачных изделий по регионам остаётся значительной:
— Ферганская долина — 21,8%
— Наманган — 41,6%
— Джизак — 21,8%
— Карши — 11%
— Раёны Навоийской области — 11,8%
— Алмалык — 19,9%
Какова реальная ситуация?
После проведённых рейдов возникает вопрос: всегда ли было так много подобных нарушений, или обороты усиливаются, несмотря на рейды? Обычно такие незаконные обороты выявляются в жилых домах, торговых точках и на границах. Если даже рейды не приносят результатов, а обороты продолжают расти, ситуация требует более серьёзного решения, включая усиление ответственности.
Последнее законодательство по табачным изделиям
В июне был издан Указ Президента «О мерах по регулированию рынка алкогольной и табачной продукции и предотвращению их незаконного оборота».
Согласно Указу, при Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре создается Инспекция по регулированию рынка алкогольной и табачной продукции.
Кроме того, в Указе предусмотрено обязательное учётное оформление договоров на оптовую реализацию алкогольной и табачной продукции в налоговых органах.
С 1 октября фальшивые акцизные марки, товары без акцизных марок, без цифровых идентификационных средств или с поддельными маркировочными кодами будут изыматься из оборота контролирующими органами. Лицензии на торговлю такими продуктами аннулируются в установленном порядке. Также договоры на оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и табачной продукции подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
Законные табачные субъекты в Узбекистане
Для информации: в настоящее время в нашей республике действуют 7 производителей потребительского и технического этилового спирта, 74 производителя алкогольной продукции, 15 предприятий по первичной переработке винограда, 2 производителя табачных изделий и 149 субъектов, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукцией.
Основные причины роста незаконной торговли табачной продукцией в Узбекистане
Рост незаконной торговли табачной продукцией в Узбекистане обусловлен несколькими факторами. Главной причиной является высокий налог на табачные изделия и ограничения, введённые государством. Эти меры повышают цену на табак, что подталкивает некоторых потребителей покупать более дешёвые, нелегальные изделия.
Кроме того, недостаточный контроль над законным рынком и отсутствие эффективных мер борьбы с незаконной торговлей также способствуют усилению этого явления. Контрабандный ввоз продукции в страну и широкая сеть нелегальных продавцов способствуют росту таких продаж.
Ещё одним фактором является постоянный спрос на табачную продукцию со стороны потребителей и стремление удовлетворить этот спрос нелегальными способами.
Устранение каналов контрабанды
Одним из ключевых решений в предотвращении незаконного оборота является устранение контрабандных каналов. В Узбекистане могут быть приняты следующие меры:
Усиление контроля на границах: Для сокращения ввоза незаконных товаров через границы необходимо внедрение современных технологий, таких как сканеры, дроны и системы мониторинга. Повышение уровня подготовки и регулярное обучение пограничных сотрудников также увеличат эффективность.
Усиление помощи правоохранительных органов: Необходимо укрепить сотрудничество между специальными службами и правоохранительными органами для выявления и устранения контрабандных путей. Борьба с незаконной торговлей должна сопровождаться строгими мерами наказания.
Реформа налоговой и таможенной системы: Поддержание умеренного уровня налогов, а также упрощение контроля за законной торговлей табачными изделиями и таможней может способствовать тому, что потребители будут чаще выбирать легальные продукты.
Информирование и образование общества: Важно информировать общественность о рисках контрабанды и незаконных табачных изделий. Предупреждение граждан о вреде нелегальной продукции и предоставление информации о законных торговых каналах поможет в борьбе с контрабандой.
Усиление международного сотрудничества: Важно наладить сотрудничество с соседними государствами для борьбы с контрабандными каналами и обмена информацией. Это поможет контролировать международные торговые сети.
Санкции и меры наказания: Введение более жёстких санкций для лиц, занимающихся контрабандой, включая финансовые штрафы и тюремные сроки, может снизить привлекательность незаконной деятельности.
Регулирование табачной рекламы в РФ предполагает тотальный запрет, включая информацию для потребителей. Сохранение каких из нижеперечисленных способов коммуникации могло бы скорректировать закон к лучшему для общества?