Несмотря на перегрев ставок, в акцизном регулировании и борьбе с нелегальным рынком намечается некоторый прогресс
По итогам 2023 года в России собрали табачных акцизов больше, чем раньше, но меньше, чем собирались собрать: в бюджет РФ поступило 752,6 млрд руб. – 724,8 млрд от внутреннего производства и 27,8 млрд рублей от импортной табачной продукции. Таможня, таким образом, принесла 3,7% табачных акцизов, а до 2021 года, как указывала Счетная Палата РФ (СП) в среднем было 2,7%. Учитывая стагнацию на рынке ОТР, это может говорить о росте интереса потребителей в РФ к импортным сигаретам. Мы это не так давно прогнозировали, но говорить об устойчивой тенденции, видимо, пока ещё преждевременно (например, в 2022 году вклад ФТС был лишь 2,1%). Скорее, всё это лишь статистические флуктуации, неизбежные при длительных, многомесячных циклах обращения акцизных марок для импортной продукции. Кстати, и о стагнации на ОТР рынке говорить как о стабильном, долгосрочном явлении нельзя. Например, в апреле текущего года finmarket.ru со ссылкой на свежую Аналитическую записку СП о ходе выполнения федбюджета в 2023 году написал об увеличении импорта сигар на 66%, а сигарилл – более чем в 3 раза. Участники рынка взрывного роста поставок не ощутили. Сама таможня статистику табачного импорта в натуральном выражении никогда не публикует, на запросы СМИ не отвечает, так что остается верить данным СП.
Минфин РФ планировал собрать в 2023 году 802,6 млрд, как указывалось в Пояснительной записке к «Проекту бюджета на 2024 и плановый период 2025–2026гг.». Таким образом, собрано было 93,8% от плана, но всё-таки на 10,7% больше чем в 2022 году (680,1 млрд руб.). Любопытно, что если прибавить к акцизам от табачных изделий акцизы от нагреваемого табака (СНТ), то для 2023 года итоговая цифра тютелька в тютельку сравняется с плановым показателем. Совпадение? Не думаю. Плательщиков акциза на нагреваемый табак – раз-два и обчёлся. Причём «раз» даёт порядка 80% акцизной выручки СНТ, а «два» – как бы догоняет. Вполне можно и отгрузить стиков чуть больше, чем рынку надо, если нужно подогнать годовые показатели ради хороших людей. Рост поступлений почти на 11% это не рекорд за последние годы. Показатель всё время лихорадит. Если с 2008 по 2017 год, прирост акцизной выручки бюджета не опускался ниже 20% (на фоне индексаций ставок также выше 20%, а в четырёх случаях из десяти – более чем на 40%), то в 2018, 2019 и в 2022 годах рост был отрицательным – несмотря на положительную индексацию ставок от 4% до 15%. В 2021 году собрали акцизов на 17,7% больше (ставка тогда выросла на 20%), и сейчас – также двузначный рост (при двукратном повышении сигаретных акцизных ставок на 6,1% в сумме). Это косвенно доказывает, что легальный рынок незначительно изменился как в объёме продаж, так и по своей структуре между 2022 и 2023 годами. Но нелегальная часть может расти и за счёт общего роста потребления (которое отрицает Минздрав). Динамика сбора выше динамики индексации указывает, что масса принятых антикриминальных мер начинает работать. Посмотрим, станет ли это устойчивой тенденцией. В любом случае, такой эффект ожидаем. При деятельном участии лидеров табачного бизнеса в России были приняты многочисленные меры от ужесточения наказания за контрабанду и другую нелегальную деятельность в отрасли до учёта оборудования и обязательной маркировки всех сигарет, пересекающих границу РФ.
Как собирались акцизы в последние 25 лет, наглядно показано на Диаграмме 1. В Таблице 1 приведены точные цифры в рублях, расчётные суммы в долларах США по среднегодовому курсу и сам валютный курс. Курс доллара имел для отрасли всегда особое значение. Из таблицы и диаграммы хорошо видно, что пока курс был стабилен (от 2000-го до 2013-го среднегодовой курс доллара вырос всего на 13,2% за 14(!) лет, а в 2014-м подпрыгнул на 20,6% за год), бюджетная выручка росла двузначными темпами, не отставая от роста ставок. В тот же период нелегальный рынок сигарет в России просто исчез: с 2005 по 2010 год, по данным МВД, не было обнаружено и закрыто ни одного нелегального табачного производства, их просто не существовало. И это вполне объяснимо: табачное производство в РФ зависит от импорта табачного сырья на 100%, по материалам и машинам (особенно зависело в те годы) – почти на 100%. «Правильный» курс доллара делал невозможным существование нелегального рынка в любой форме. Но акцизы продолжали повышаться, несмотря ни на какие алармистские призывы отрасли к финансовым властям и депутатам. Табачный акциз преодолел десятикратное (в 1999 году) отставание от алкогольного, обошёл его, а теперь уже и двукратно обошёл… Но криминалитет тоже любит экономические расчёты. В 2014-2016 курс доллар вырос более чем в два раза, потом чуть отыграл и снова начал расти. Два эти фактора (курс и ставки акциза) сформировали экономически благоприятную среду для расцвета и подпольного производства, и контрабанды (особенно из Беларуси). Эти условия никуда не исчезают и не исчезнут. Курс доллар может отыграть немного назад, но не к 30 рублям, это понятно. Акцизы Минфин тоже не снизит и под дулом пистолета. Остаётся бороться с самим нелегальным табачным рынком, т.е., по сути, с последствиями экономической политики, а не причиной явления. Это сложно, и успех не гарантирован.
Таблица 2 даёт представление о динамике акцизной выручки на фоне динамики ставок (для удобства показаны минимальные ставки акциза на 1000 штук сигарет с 2008 года, когда в системе ставок появился такой показатель). Неполное соответствие, мягко говоря, динамики двух показателей хорошо заметно, в трёх случаях они разнонаправлены: ставка акциза, как всегда, идёт вверх (в 2018, 2019 и в 2022 годах), а бюджетная выручка падает. Постоянно и неуклонно растущая во все годы (с 2017-го) дополнительная выручка от нагреваемого табака немного сглаживает это несоответствие, но не устраняет диссонанс. Пик расхождения – 2019 год, когда после индексации сигаретного акциза на 15,2% бюджетная выручка упала на 1,4%. Этот же год показал пик нелегального сигаретного рынка РФ (15,6% по Nielsen и 14,3% по Kantar TNS). И тогда же апогея достиг стремительно растущий рынок альтернатив – вейпов, никпэков, СНТ. Обе тенденции работали против легального сигаретного производства и на пике своего развития далии провал по акцизной выручке, на фоне и существенного роста ставок. В 2020-м приняли пакет поправок к ФЗ-15, убивших легальный вейп-рынок (закрытых ЭСДН); никпэки в том же году запретили отдельно; СНТ остались в качестве, по сути, единственной легальной альтернативы сигаретам – и отнюдь не дешёвой альтернативы. Постепенно ситуация с акцизами стала выправляться, корреляция с индексацией вернулась на место (про 2022 год разговор отдельный, его анализ – дело будущего). В целом, глядя на вопрос в перспективе 25 лет, приходится признать правильность действий Минфина РФ по максимальной мобилизации табачных акцизов. Пока что доля нелегалки на рынке продолжает подрастать, на что указал недавно и глава Минфина Антон Силуанов, но эффект от самых последних мер (лицензирования, учёта оборудования, запрета любого ввоза немаркированных сигарет и т.д.) пока, вероятно, в полной мере не проявился.
Продолжающийся рост доли нелегального рынка – основная причина недобора акцизов, уровень которых уже слишком высок, чтобы теневые игроки могли удержаться от искушения не платить. Объективные цифры доказывают, что маркировка не решила проблему за пять лет существования. Видно, что за пять лет её действия с 2019 по 2023 год включительно акцизная выручка выросла на 33,6% (по настоящим табачным изделиям, нагреваемый табак здесь не учтён, его маркировка введена совсем недавно). А рост за пять лет предшествующих маркировке (с 2014 по 2018 год) динамика акцизов была 82,9%. Справедливости ради добавим, что общая индексация акцизных ставок в пятилетку до маркировки была выше, чем за пять лет действия маркировки.
Фундаментальная причина нелегального рынка – слишком высокие налоги, как в абсолютном значении (вес налоговой составляющей в розничной цене), так и в относительном (в сравнении с уровнем табачных налогов у соседей). Меры для гармонизации акцизов с соседями по ЕАЭС принимаются, но пока явно недостаточные. В частности, допустимые отклонения от установленной индикативной ставки действительно следует уменьшить. Но, возможно, пора уже принимать во внимание и ставки акцизов (цены на сигареты) в Китае, продукция которого стремительно наращивает свою долю на нашем рынке (причём легального ввоза китайских сигарет таможня РФ пока не фиксирует). Как именно маркировка консервирует криминализацию российского рынка, было подробно разобрано в нашем анализе отчёта Счётной Палаты РФ в 2021 году (см. статью от 26.01.2022г. «Акцизы и нелегальный рынок» в этом же разделе портала).
Большие надежды по декриминализации возлагаются на лицензирование, обязательное с 1 марта 2024 года, и учёт основного оборудования. На 15 июня 2024 года было выдано почти 200 лицензий, что означает сбор без малого 2 млрд дополнительных доходов в бюджет (по 9,5 млн за одну лицензию), но фильтром рынка лицензирование явно не становится. Зато оно стало новым фискальным «пылесосом», системой сбора «третьего акциза» («второй акциз» – частный – маркировка). Это пока не особо мощный «пылесос» на фоне настоящей акцизной выручки, но ощутимый для иных участников рынка. Хотя… Как посмотреть. Что такое 10 млн рублей в сигаретных акцизах? Сегодня это около 2,2 млн штук сигарет (учитывая минимальную ставку и НДС), или пятая часть стандартного 40-футового контейнера – две «газели», грубо говоря. Или 0,1% годового производства небольшой фабрики мощностью 2 млрд штук в год. Для реальных производств (неважно легальных полностью или не совсем) это не слишком обременительная цена для внешне убедительного доказательства легальности работы. Покупая 2-3 лицензии и путая следы юрлиц и перемещённого оборудования, можно славно заработать на экономии действительной уплаты акцизов.
Учёт оборудования, по всей видимости, будет играть ту же роль: генерировать штрафы по формальным признакам. Все, кто хотел, оборудование своё легализовали, в реестр внесли. Формалистский подход едва ли как-то обуздает опытных нелегалов, поскольку не стоит ожидать от РАТК очень продвинутого анализа всей совокупности данных. Контроль значительно усложнился, да, и все возможности для выявления любого несоответствия отпущенных кодов маркировки и уплаченных акцизов в наличии есть, но заработает ли такой контроль в автоматическом режиме? Большой вопрос. В ручном режиме он уже готов работать, но часто ли его будут включать? Во всяком случае, все фабрики с сомнительной репутацией пока прекрасно себя чувствуют.
Акцизный вопрос актуален всегда. Что касается акцентов дальнейшего регулирования этой сферы, то пользователи портала www.rustabak.ru, где соответствующие опросы проводятся регулярно, выделяют теперь лишь две основные проблемы: перегретые ставки и недостижимость гармонизации акцизов с партнёрами по ЕАЭС. Раньше их волновали и другие проблемы. Например, всего два года назад, летом 2022 года, две упомянутые проблемы опережались по значимости двумя другими: оптимизацией ставок для НСП и перераспределением части акцизов в региональные бюджеты.
Опрос, проведённый на сайте в июле-августе 2022 года, показал, что уровень давно перегретых акцизных ставок на сигареты хотя и волнует специалистов отрасли, но не так сильно, как некоторые другие. На первое место среди восьми ответов на вопрос «Какая из проблем акцизного регулирования в России самая острая?» вышел вариант «Передача части акцизов в бюджеты регионов» (38,3%). Эта идея сенатора Рябухина обсуждается давно. В 2021 и 2023 годах в аналогичных опросах на сайте РТ она занимала третьи места (13% и 25% голосов соответственно), а вот в 2012 году у неё сторонников не было – в публичный дискурс тема тогда ещё не вышла.
На втором месте в 2022 году – «Оптимизация ставок для категории НСП и устройств» (26,6% голосов). Эта проблема резко стала актуальной именно в то лето, когда силовики накрыли левый импорт китайских одноразовых э-сигарет «HQD», а таможня принялась доначислять акцизы за 2021–2022 годы белым импортёрам одноразок за то, что они платили акциз строго по НК, т.е. только по ставке для «одноразовых ЭСДН», не добавляя отдельных сумм за жидкость внутри неразборных э-сигарет. Теперь таможня и Минфин стали смотреть на это по-другому. Кто-то, конечно, «попал» и до сих пор продолжает судебные тяжбы, но в целом установленная наконец-то система для НСП более корректна: налог только на жидкость и по её объёму, устройства выведены из-под акцизного налога. Ещё бы следовало и безникотиновые жидкости обложить как НСП, перекрыв кислород кустарным изготовителям э-жижи. Этот вопрос, очевидно, был локально актуален в 2022 году, и в предшествующие годы интереса у респондентов не вызывал, да и в 2023 году откатился на четвёртое место по значению.
На втором месте в опросе прошлого года ответ «Снижение перегретых ставок акциза на сигареты» (27,1%), год назад он был на третьем (20,2%), а в 2021 году – на втором месте (28,3%). В 2012 году, вероятно, ставки ещё никому не казались перегретыми. Респонденты понимают, что сетовать на «перегретость» можно сколько угодно, Минфин не вдавит пасту обратно в тюбик. Поэтому вопрос вечно актуален, но не на первом месте в опросах.
На первом месте в 2023 году, как и в 2012-м (29,7%) и в 2021-м (53,3%), – это пункт «Гармонизация ставок со всеми сопредельными странами» (33,3% в прошлом году). Отметим, что в 2022-м он занял лишь четвёртую позицию в результатах (10,6% голосов). Причин, предположительно, две: два года назад часть респондентов разуверилась в самой этой возможности, наблюдая финансовую политику Беларуси, Киргизии и Армении уже многие годы – гармонизацией в ней и не пахло. Другая часть респондентов, напротив, решила, что вопрос снят и не актуален после требования Евразийской экономической комиссии (ратифицированного парламентами всех стран ЕАЭС) с 2024 года всем странам установить единый ориентир ставок в 30 евро с допустимыми отклонениями в 20% в любую сторону. Так или иначе, популярность идеи гармонизации в рамках ЕАЭС временно откатилась тогда на четвёртое место, а теперь снова взлетела в топ. Что сказать? С одной стороны, посрамлены скептики, ибо Беларусь действительно очень сильно подняла свои ставки в течение 2023 и 2024 годов. Но с другой стороны, по данным ННЦК, в структуре контрабанды сигареты из РБ занимают уже 85% против 65% пару лет назад. Вопрос, очевидно, не решен и остаётся в повестке, но правильный ли лоббист им занимается? Это тема для отдельного разговора.
Все сложно с акцизами, да и не было никогда просто. Но положительные сдвиги есть, а именно возвращение корреляции динамики ставок и динамики акцизной выручки. Однако учитывать, как хорошо знакомые угрозы (Беларусь, курс доллара и т.д. – см. выше), так и новые (несовершенство системы маркировки, китайская контрабанда) необходимо с прежней или даже большей тщательностью. Нет простых решений, но решения существуют и требуют тонкой настройки многих систем регулирования рынка.