В июле 2024 года в РФ начался скоординированный накат на табачную розницу: 23 числа появились сразу три регуляторные инициативы, разной степени адекватности.
Начнём с депутатов ростовского ЗАКСа, которые и раньше выдвигали ту же идею «запретить табачные киоски». С учётом действия такого запрета более 10 лет, с 1 июня 2014 года, инициатива выглядит смешной, но, оказывается, это журналисты, как всегда, всё переврали. Законодатели хотят запретить табачную торговлю не в киосках, а в павильонах, в том числе переделанных из киосков (таких по стране действительно хватает). Комитетом донского парламента по экономполитике 23.07.2024 был одобрен проект соответствующего обращения к ГД. «Доля нелегального табака в среднем по стране снова стала расти, сейчас это 13,4%, а его потребление, по информации Минпромторга России, выросло. Дело в том, что уголовная ответственность за нелегальную торговлю табаком и никотинсодержащей продукцией наступает только при объёмах реализации больше 100 тыс. рублей. Мелкая торговая сеть этот порог не превышает, избегает ответственности, быстро приспосабливаясь к новым условиям», – сказал председатель комитета Игорь Бураков. Депутаты Заксобрания Ростовской области предлагают продавать табак и вейпы исключительно в магазинах, так как они будто бы не идут на правонарушения. Отмечается, что интересы курильщиков, которые проживают в небольших населённых пунктах, где нет магазинов, будут учитываться. Там мелкую торговлю планируют сохранить. Как сохранить? А это уже не депутатов забота.
В тот же день глава Росалкогольтабакконтроля Игорь Алёшин дал интервью «Российской газете», предлагая ввести лицензирование точек продаж табака по аналогии с алкоголем. «Это обеспечит дополнительные доходы бюджету и сразу же сократит долю нелегального табака на рынке», – считает Алёшин. Насчёт доходов бюджета – спору нет, а вот второй тезис очень спорный. Что-то маркировка не то что «сразу», как нам тоже когда-то обещали, но и за пять лет долю нелегального рынка не сократила, а нарастила.
И это ещё не все. Опять же 23 июля сенатор Айрат Гибатдинов заявил «РИА Новости» о необходимости создать единый реестр табачных магазинов с адресами и уникальными номерами, которые они будут обязаны размещать на самых видных местах, чтобы их «легко было идентифицировать и Роспотребнадзору, и неравнодушным гражданам». Всё-таки плохо мы ещё готовим наших сенаторов, надо сказать. Вот, например, Гибатдинов не знает, что у российского государства есть, как минимум, три таких реестра: у ФНС, у Минпромторга (ГИС МТ) и у того же Роспотребнадзора. Номера, правда, в каждом ведомстве присваивают магазинам свои. Отчего уважаемый сенатор возжелал новый реестр и новые номера, неизвестно.
Но какова сыгранность, а? Совпадение? Не думаю. Невольно заподозришь заговор… Так в 2012 году, накануне принятия пресловутого ФЗ-15, вскрылся же сговор семейки Яниных: он лоббировал идею в Минздраве (где готовили проект ФЗ), а жена управляла корпоративными вопросами в сети Х5 Retail Group. Тогда у них программа максимум была ввести барьер в 100 кв.м площади торгового зала для права на торговлю сигаретами, а программа минимум - запретить их продажу в киосках. И то и другое – в интересах крупной сетевой розницы. Не всё у них тогда прошло гладко, но табачные киоски они таки похоронили: минус 30000 торговых предприятий МСБ из экономики. Сейчас, вроде бы, оба персонажа не при делах (табачно-розничных), но кто знает? Кто-то же это всё явно координирует.
Так или иначе, результат таинственный кукловод получил: на рассмотрение правительства направлен законопроект о лицензировании розничной продажи табачной продукции по аналогии со спиртными напитками, сообщил сайт журнала «Forbes» 14 августа, спустя три недели после информационной атаки. Законопроект разработали председатель комитета Совета федерации по экономической политике Андрей Кутепов и первый зампредседателя комитета Алексей Синицын. Для получения лицензии, согласно проекту, нужно представить заявление, копии паспортов основного технологического оборудования и копии документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на такое оборудование. Не знаем, существуют ли паспорта на совок и веник – едва ли в обычном магазине есть другое «технологическое оборудование» (холодильники же к табаку никак не относятся, да?), но что-нибудь торговые люди придумают. Или не станут придумывать, а просто бросят к чёрту (белую) сигаретную торговлю, ибо за что там держаться – за 5% торговой наценки что ли?