Владлен Максимов - президент Ассоциации малоформатной торговли
На потребительском рынке России – серьезная новость. Правительство, с подачи Минфина, предложило резко – на 20%, вместо планируемых ежегодных 4-х – увеличить акциз на сигареты, и Госдума уже приняла это предложение. Таким образом планируется закрыть некую брешь в бюджете, образовавшуюся в ходе противовирусных мер.
Решение, на мой взгляд, более, чем сомнительное. То, что это, по сути, налог на потребителя, который теперь будет платить за среднюю пачку 140 рублей вместо 120, а за последний год 30 миллионов российских курильщиков точно не разбогатели – это одна сторона. Но, помимо всего прочего – это мощный, не то чтобы даже очень скрытый, удар по легальному ритейлу, в первую очередь по малому.
Ведь как устроен этот рынок? Акциз составляет бОльшую часть розничной цены. Все остальное – себестоимость производителя, его маржа, процент оптового звена и, наконец, маржа розницы. Последняя - очень небольшая, порядка 6-7%, но наличие сигарет в магазине – важный драйвер торговли. Если, наряду с еще несколькими товарами-флагманами, нет сигарет (или они дороже, чем в соседней точке) – то многие покупатели к тебе попросту не придут: зачем ходить в магазин, примерно за одним и тем же, два раза? Происходит падение продаж во всех других товарных группах.
Но чем дороже легальные сигареты, и чем больнее покупателю вынимать на них из кармана кровно заработанные, тем больше соблазн поискать что-то подешевле. Этот понятный посыл легко находит мощное встречное движение: теневой бизнес готов предложить варианты, при котором акцизная составляющая цены будет «сокращена» – полностью либо частично. Как это сделать? Можно производить нелегальные сигареты. Можно ввезти их из-за рубежа, находя дыры в таможенной границе. Но есть и более простой способ: у всех наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) акцизы – гораздо, в разы, ниже, даже и без нынешнего планируемого повышения. Таможенной границы нет, ввозить много и постоянно – вопрос не то чтобы плевый, но, в нынешних реалиях вполне решаемый. Ты ввозишь, таким образом, те же самые сигареты, только не с российским акцизом в 64 рубля за пачку, а с белорусским в 17 – и реализуешь из на просторах Родины.
Если еще недавно нелегальной табачной продукции у нас почти не было, то, по мере стремительного роста цен, за пять лет её доля выросла с 1 до 15%. Впервые упал объем акцизов, уплачиваемых производителями в бюджет. Последний только в прошлом году недополучил около 100 миллиардов рублей. Но и ритейл потерял, ни много - ни мало, порядка 10 млрд рублей недополученной прибыли; понеся при этом расходы на новое оборудование и обеспечение для вхождения в систему прослеживаемости.
Более того, законопослушные магазины не просто терпят убытки, а зачастую вынуждены закрываться, просто не выдерживая конкуренции с нелегальными точками, торгующими подделками. Тогда как нелегальный рынок процветает.
А закрытие законопослушного бизнеса означает потерю рабочих мест и отсутствие налоговых поступлений в бюджет региона. Так вот с повышением цен на легальные сигареты эти рабочие места и налоги уйдут в тень вместе с малым бизнесом, который еще не оправился от ковидных ограничений.
Правоприменительную практику быстро не изменишь, даже и при наличии воли на это, которая, увы, проявляется отнюдь не во всех ведомствах и регионах. Есть разного рода точки, предметно специализирующиеся на нелегалке, и никакая маркировка тут не помогает, ибо они не работают с маркированным товаром; есть интернет.
А в сельской местности, где все друг друга знают, и где есть, условно, проверенный «гонец» из Белоруссии или Казахстана, по пятницам радушно распахивающий свой вместительный багажник – магазины с легальным российским товаром вообще могут забыть про реализацию сигарет.
Интерес правительства понятен – нужно латать дыры в бюджете. Но получается, что сначала государство пытается помочь людям деньгами, а потом через повышение акцизов, то есть налога на потребителей, эти деньги изымает у них обратно.
Для малого же и среднего торгового бизнеса радикальное увеличения акцизов на сигареты – путь к потере этой товарной категории в течение нескольких лет, со всеми вытекающими для него самого и для государства последствиями.
Наверное, можно один раз увеличить акциз не на плановые 4%, а, например, на 8%, максимум на 10%. В этом и был бы компромисс между разнонаправленными задачами. Но вообще вопрос этот нужно решать комплексно, в рамках общей продуманной политики по табаку в ЕАЭС, интересов России. А ее, этой политики, пока как-то не видно.