Как врач с многолетним стажем я с удивлением наблюдаю очень странную тенденцию: люди с большим энтузиазмом осваивают самые передовые технологии в области развлечений, коммуникаций и т. п., но так мало используют инновации в сфере здоровья.
Вице-президент Общества врачей России, руководитель попечительского совета, кандидат медицинских наук, генеральный директор ООО «Клиника Партнёр» Дмитрий Глазов
С каждым годом глобальный технологический прогресс ускоряется всё быстрее и быстрее. Жители развитых стран мира почти ежегодно меняют свои и так практически передовые модели смартфонов на новинки с такими улучшенными характеристиками, как, например, персональные ассистенты с искусственным интеллектом. Но прогресс коснулся и такой сферы, как снижение риска, к чему нас уже давно призывала Всемирная организация здравоохранения, а люди знают об этом совсем мало.
Основная цель концепции снижения вреда — это сделать традиционно вредные продукты более безопасными для здоровья потребителей. Классический пример — электромобили, которые, благодаря отсутствию выхлопов, не загрязняют атмосферу и не отравляют жителей городов. Некоторые индустрии научились извлекать из своих продуктов наиболее нежелательные ингредиенты, например, безалкогольное пиво и кофе без кофеина сохраняют основные характеристики оригинального продукта без существенных вкусовых потерь. Переработка вторсырья сегодня — отдельная большая индустрия, где из бумаги, пластика и даже электронных компонентов производятся абсолютно новые продукты, которые минимизируют загрязнение окружающей среды. Современные компьютеры стали намного безопаснее первых моделей: излучение от монитора снижено до минимума, что делает их более безопасными устройствами. Даже табачная индустрия занялась производством продуктов с пониженным риском для здоровья: в таких инновационных разработках, как вейпы и системы нагревания табака, вред сводится к минимуму из-за отсутствия процесса горения. Таким образом, данная продукция является ярким примером того, как с помощью инновационных технологий можно снизить риск для здоровья населения и решить одну из насущных проблем российского современного общества.
На сегодняшний день проблема курения в России стоит довольно остро. Несмотря на рапорты Минздрава о том, что количество курильщиков только за прошлый год сократилось с 41% до 31%, многие не готовы отказаться от этой привычки. Интересно и то, что, согласно опросу ВЦИОМ, 16% курящих в последний год стали курить ещё больше, чем раньше. Государство принимает серьёзные меры в виде ограничения мест для курения, повышения акцизов на сигареты, выделяет средства на пропаганду здорового образа жизни, но каждый третий всё равно продолжает курить. Так что же делать в данной ситуации? Ответ кроется, на мой взгляд, в популяризации продукции пониженного риска, в том, какую роль она может сыграть в жизни нашего общества.
Мой отец — курильщик с 63-летним стажем, который по совместительству является одним из самых титулованных стоматологов СССР и РФ. Он был первым, кто изготовил металлокерамику в СССР. Было две причины, по которым я стал искать альтернативу его сигаретам. Первое — неприятный запах, второе — влияние, которое они оказывали на его дыхательные органы. Имея хорошие отношения с одним из ведущих специалистов в области пульмонологии, академиком Александром Чучалиным, я обследовал отца в его клинике. Одной из рекомендаций академика был отказ от курения. На что отец, конечно же, не согласился бы. Я знаю случаи, когда люди, будучи курильщиками с большим стажем, в конечном итоге бросали курить, но это было далеко не всегда. И точно не в этом случае. В связи с этим я вспомнил историю из эпохи семидесятых-восьмидесятых годов с одним из руководителей Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Геннадием Пахомовым. Тогда борьба с курением проходила не так жёстко и бескомпромиссно, и, когда во время встреч дымили в его кабинете, он говорил: «Если у тебя хорошие сигареты — кури в кабинете. Плохие — иди на ...»
Недавно я узнал, что даже крупные табачные компании переходят на производство инновационных продуктов, альтернативных сигаретам. Поскольку сам я не курил никогда и эффект накуривания для меня был не более, чем теоретическим понятием, я решил попробовать предложить систему нагревания табака своему отцу, сознавая, что результат в данном случае может быть непредсказуемым. Ещё бы: человек, который курил всю свою сознательную жизнь, мог просто не среагировать на такой продукт. Так, например, мой тренер по теннису сравнивал пушку с резиновой женщиной. Товарищ, использующий такую систему в течение нескольких лет, предупредил меня о подводных камнях: курильщик со стажем может не накуриться, хотя объёма никотина будет хватать с избытком. Кроме того, есть определённые нюансы в использовании самого прибора: ему нужно время для нагревания, и его периодически нужно подзаряжать. При этом исследования, которые проводились в научных центрах компании-производителя, свидетельствовали о том, что уровень канцерогенов значительно ниже по сравнению с сигаретным дымом, так как основной вред от сигарет обусловлен процессами горения, которые в данном случае отсутствуют ввиду того, что прибор изначально направлен на то, чтобы вырабатывать никотин путём нагревания, а не сжигания табака.
Я осознавал, что человека в достаточно серьёзном возрасте с консервативным восприятием действительности сложно будет переключить, но решил попробовать. К моему удивлению, отец, у которого курение было неотъемлемой частью жизни, достаточно спокойно перешёл на новый продукт! Какое это было для меня облегчение! Он довольно быстро заметил, что перестал откашливаться, хотя до того долгое время страдал от регулярного покашливания. Более того, ранее он жаловался на то, что уже давно не различал запахи. И тут, через 2 месяца после использования этой системы, он начал замечать, что обоняние стало постепенно к нему возвращаться. Кроме того, на радость всем окружающим, больше не было неприятного запаха дыма.
Ранее друг говорил мне, что у заядлых курильщиков после перехода на альтернативные продукты время от времени возникает желание выкурить обычную сигарету. Как ни странно, у отца, который курил более 63 лет, этого желания не возникало. Даже для меня это было удивительно! После этого я прочитал исследования, касающиеся системы нагревания табака. Ввиду своей профессиональной деятельности я не связан напрямую с пульмонологией, кардиологией и с другими медицинскими специальностями, которые являются первым щитом на пути борьбы с курением. Но в стоматологии (особенно в челюстно-лицевой хирургии) курение является одним из самых пагубных факторов, которые влияют на исход операций, связанных в том числе с имплантологией, с костной аугментацией и мягкотканными пластиками.
Конечно, я считаю, что лучший исход для любого курильщика — это бросить курить, но также понимаю, что реальная жизнь зачастую отличается от теории. Я слышал мнение, с которым будут спорить многие специалисты в пульмонологии, а также вообще в медицине: «Если вы курили столько лет, чем же вы замените дыхательную гимнастику?» Понимаю, что данный тезис не может быть образцом для применения, и разные специалисты бросятся оспаривать его. Тем не менее знаю, что многие курящие люди никогда не бросят эту привычку. От своего пациента, имеющего непосредственное отношение к разведке, я слышал историю об одном из бывших президентов Южной Кореи, которого врачи принудительно заставили бросить курить. Он не хотел думать ни об экономике, ни о внешней политике, ни об отношениях с Северной Кореей: до самой смерти он просто хотел курить! По собственному опыту знаю, что зачастую, когда в нашей стране начала развиваться имплантология, прооперировав пациента, мы рекомендовали ему бросить курить, по крайней мере, на период заживления. При этом мы реально осознавали, что пациенты просто не смогут последовать нашему совету. Учитывая эту ситуацию и повторно оценив плюсы и минусы, я стал советовать пациентам и своим сотрудникам переходить на использование системы нагревания табака вместо курения сигарет.
Будучи врачом с многолетним стажем, я понимаю, что в перспективе необходимо разработать целый комплекс мероприятий, помогающих в отказе от курения. Но, осознавая современные реалии, когда приходится работать и взаимодействовать с людьми, которые являются заядлыми курильщиками, я считаю, что такие альтернативные продукты без горения табака предлагают реальные меры по серьёзному снижению вреда здоровью. Историй перехода людей с сигарет на альтернативные методы получения никотина становится больше с каждым днём. В связи с этим я считаю, что влияние этих продуктов на здоровье должно быть учтено в процессе законотворчества. Пока наша антитабачная политика будет основываться на принципе «всё или ничего», на существенную часть курильщиков она просто не подействует. Ведь истинная цель антитабачной политики заключается не в ограничении действий граждан: это лишь инструмент для достижения главной цели. А цель эта в том, чтобы устранить риск от сигарет и улучшить здоровье людей. Естественно, мы не должны забывать о праве некурящих дышать свежим воздухом. Так почему бы не пойти на резонный компромисс? Как показывает пример моего отца, человека «старой закалки», инновационный подход учитывает права и желания некурящих и тех курящих, которые в силу различных причин попросту не хотят или не могут бросить курить. Это реальная альтернатива сигаретам. Сегодня инновации просачиваются во все сферы деятельности человечества: от повседневных потребительских товаров до разработки роботов с искусственным интеллектом. Так почему бы и в сфере антитабачного законодательства не использовать инновации на благо общества?
Дмитрий Глазов , "Аргументы и Факты ": (online ,08.08.2017):