Галина Вдовина, глава Комитета по вопросам таможенного дела Общественного совета при ГФС
Лучшим противоядием контрабанде является не столько строгое наказание, сколько контроль и создание предпосылок, делающих нелегальные поставки экономически невыгодными.
В диллеме "Казнить нельзя помиловать" - все дело в запятой. Впрочем, как и в уголовной ответственности за контрабанду. И совсем не имеет значение – это "Контрабанда стоп" или "Україна без контрабанди". По крайней мере, до тех пор, пока мы будем упражняться в слоганах вместо того, чтобы перейти к действиям. Очень важно, призывая к борьбе, помнить о том, что контрабанда будет существовать до тех пор, пока существует граница и разница в ценах.
В нашей памяти еще свежи пестреющие заголовки публикаций 2012 года о том, какое это благо гуманизация (именно так пафосно называли декриминализацию) товарной контрабанды, что это успешный европейский опыт и что декриминализация контрабанды – один из интеграционных пропусков Украины в Европу.
В поисках аргументации соответствия евростандартам ГТСУ, не моргнув глазом, обнародовала неутешительный анализ экономического эффекта результатов уголовных дел, возбужденных за контрабанду товаров в качестве решающего аргумента неэффективности криминальной ответственности за совершение "товарной" контрабанды.
Информация из открытых источников: в 2009 году возбуждено дел на 445 млн грн, взыскали в бюджет – 1,5 млн грн. В 2010 году при возбужденных на 695 млн. грн. уголовных дел казна получила лишь 1,4 млн грн. А в 2011 году в бюджет вообще не было перечислено ни копейки при том, что уголовных дел за товарную контрабанду возбуждено на 298,6 млн грн. В таможне подсчитали, что за последние года в бюджет взыскивали менее 0,3% от суммы задержанных товаров.
Сегодня мы переживаем очередной векторный сквозняк – "Даешь восстановление уголовной ответственности за контрабанду!". Вдруг оказалось, что вся цивилизованная Европа давно борется с товарной контрабандой не столько штрафами, сколько реальными строками лишения свободы. К примеру, в Турции только в 2002 году была отменена смертная казнь за контрабанду, в Ирландии за контрабанду можно провести в тюрьме 1-5 лет, а в Великобритании получить до 7 лет. В Венгрии уголовная ответственность наступает за перемещение 15-ти блоков сигарет, в Словении – за 8 блоков, а в Румынии даже одна пачка контрабандных сигарет может стать роковой.
Парадоксально, но факт: оказалось, что социум, не особо боявшийся кнута, не выработал за 6 лет никакого пиитета и к пряникам.
К сожаленью, я не нашла сравнительной информации о том, сколько хотя бы за три последних года заведено дел о нарушении таможенных правил относительно незаконного перемещения подакцизных товаров и сколько поступило в бюджет от штрафов и конфискации. Но вряд ли картинка отличается от 2009-2011 годов.
И все же лучшим противоядием контрабанде является не столько строгое наказание, сколько контроль и создание предпосылок, делающих нелегальные поставки экономически невыгодными. Для этого нужна политическая воля и строгий контроль как на границе, так и внутри страны.
Проблему надо решать в комплексе. Начинать надо с урегулирования законодательной базы в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, обеспечения эффективных правовых механизмов контроля производства, а главное, оборота подакцизных товаров. Невозможность реализации на внутреннем рынке контрабандных товаров плюс строгая ответственность (не обязательно криминальная, высокие штрафы тоже действенны) не уничтожат контрабанду, но сделают ее опасной и не выгодной. Или, по крайней мере, хотя бы нерентабельной.
В сложившейся ситуации весьма уместен Ежи Лец с его "Ну, пробьешь ты головой стену. А что ты будешь делать в соседней камере?". Ну, криминализируем мы контрабанду. А изъятые сигареты и алкоголь по-прежнему будем якобы уничтожать, а на самом деле, отделавшись штрафом и легким испугом, реализовывать продукцию, подсчитывая баснословную прибыль?!
Для начала стоило бы разобраться, что скрывает густой шлейф дыма контрабандных сигарет, куда уплывают реки конфискованного алкоголя и почему надо лишать свободы не только за незаконное перемещение лесоматериалов.