Краткий обзор рынка никотиносодержащей продукции в государствах-членах ЕАЭС
Под никотиносодержащей продукцией понимаются в том числе электронные системы доставки никотина (ЭСДН), жидкости для ЭСДН, а также нагреваемый табак и их комбинации.
Республика Армения
Никотиносодержащая продукция (НСП)присутствует на рынке Республики Армения в виде импорта. По данным основных продавцов систем доставки никотина и жидкостей для ЭСДН, годовой объем продаж никотиносодержащей продукции в 2017 году составил порядка 20 000 единиц НСП.
В феврале 2018 г. компания PhilipMorrisInternational официально представила на рынке Армении свой продукт – систему нагревания табакаIQOS. Поскольку этот продукт присутствует на рынке Армении менее 5 месяцев, отследить динамику объемов продаж и долю рынка изделий из табака нагреваемого в настоящее время не представляется возможным.
Республика Беларусь
По данным компаний, занимающихся реализацией никотиносодержащей продукции в Беларуси (как правило, это ЭСДН и жидкости для них), основным экспортером ЭСДН является Китай, а жидкости для ЭСДН поставляются как из Китая, так и из России, причем доля рынка российских никотиносодержащих жидкостей растет. Выделить какой-либо лидирующий на рынке Беларуси бренд не представляется возможным, т.к. данные очень фрагментарны. Тем не менее, можно отметить, что потребители никотиносодержащей продукции в большей степени ориентированы не на конкретную марку ЭСДН или жидкости, а на конечную цену продукции.
В таблице 1 приведены данные по динамике стоимостного объема продаж никотиносодержащей продукции в Республике Беларусь с 2012 по 2016 гг. в белорусских рублях.
Таблица 1 – Динамика стоимостного объема продаж никотиносодержащей продукции в Республике Беларусь, млн. беларусских рублей
Республика Казахстан
Лидером казахстанского рынка систем доставки никотина является бренд «KangerTech» компании ShenzhenKangerTechnologyCoLtd, второе и третье место занимают «Joyetech» компании ShenzhenJoyeTechnologyCoLtd и «Eleaf» компании ShenzhenEleafElectronicsCoLtd, соответственно. Жидкости для ЭСДН поставляются в основном из Китая, России и США. Популярностью пользуются бренды жидкостей для СДН как Atmose, Maxwell’s и Joyetech.
В таблице 2 приведены данные по динамике стоимостного объема продаж никотиносодержащей продукции в Республике Казахстан с 2011 по 2016 гг. в казахстанских тенге.
Таблица 2 – Динамика стоимостного объема продаж никотиносодержащей продукции в Республике Казахстан, млн. казахских тенге
В декабре 2016 года компания PhilipMorrisInternational вышла на рынок Казахстана ссистемой нагревания табакаIQOS. Согласно данным Комитета государственных доходов Республики Казахстан, денежный объем импорта изделий с нагреваемым табаком (нагреваемые табачные палочки) за 2017 год составил 2 584.0 тыс. долларов США (860 млн. казахских тенге), а за I квартал 2018 года – уже 1 363.8 тыс. долларов США (458 млн. казахских тенге).
Кыргызская Республика
По оценкам таможенных экспертов, основным импортером никотиносодержащей продукции является Китай. Только в 2016 году импортировано более 653 тысяч единиц ЭСДН (электронных сигарет) на общую сумму 68 тысяч долларов США.
В дополнение к ЭСДН в 2016 году также завезено комплектующих на сумму 6.73 тысяч долларов США.Объем импорта жидкостей для ЭСДНв Кыргызскую Республику не установлен.
Российская Федерация
В 2016 году стоимостной объем российского рынка никотиносодержащей продукции по сравнению с предыдущим годом вырос на 48% и составил 23 миллиарда российских рублей. Наибольшую динамику (+71%) показал табак нагреваемыйкомпании PhilipMorrisInternationalдля системы нагревания табака IQOS, представленный в России с конца 2015 года.
Следует отметить, что осенью 2017 года на российский рынок вышли другие транснациональные табачные компании со своими маркаминикотиносодержащей продукции. Это «LogicPro» (картриджная ЭСДН, используемая с жидкостью для ЭСДН) компании JapanTobaccoInternational и «glo» (ЭСДН, используемая с нагреваемым табаком) компании BritishAmericanTobacco. 25 апреля 2018 года компания ImperialBrands объявила о начале продаж ЭСДН «Myblu».
Таким образом, на российском рынке присутствует никотиносодержащая продукция всех основных игроков мирового табачного рынка.
В таблице 3 приведены данные по динамике стоимостного объема продаж никотиносодержащей продукции в Российской Федерации с 2011 по 2016 гг. в миллионах российских рублей.
Таблица 3 – Динамика стоимостного объема продаж никотиносодержащей продукции в Российской Федерации, млн. рублей
В качестве вывода можно отметить, что никотиносодержащая продукция присутствует на рынках всех государств-членов ЕАЭС, более того, объемы продаж и, соответственно, потребления никотиносодержащей продукции практически на всех рынках демонстрируют устойчивый рост. Лидером продаж является продукция из Китая, однако, начиная с 2015 года, на рынок никотиносодержащей продукции стали выходить крупнейшие транснациональные компании.