Советские граждане, жившие в эпоху тотального товарного дефицита, могли обходиться без многих продуктов. Но когда в 1990 году в стране исчезло курево, люди пришли в ярость: рабочие отказывались выходить на заводы, а крестьяне — в поля. В Москве и Ленинграде народ перекрывал центральные улицы, требуя возобновить продажу сигарет. Быть может, именно тогда в сознании общества окончательно закрепилась мысль о необходимости смены власти, что в итоге привело к распаду Советского Союза — главной, по словам президента Владимира Путина, геополитической катастрофе XX века.
Два шага вперед, один шаг назад
Сегодня кажется невероятным, что 27 лет назад дефицит сигарет в стране был настолько острым, что люди покупали у "бабушек" пол-литровые банки с окурками за 2 руб. Сейчас нет предпосылок для повторения той ситуации, однако не проходит и месяца, чтобы СМИ не сообщали об очередных инициативах, направленных на ужесточение жизни российского курильщика. Они не ограничиваются антитабачной концепцией Минздрава — ввести новые запреты регулярно предлагают депутаты и пропагандисты здорового образа жизни.
К слову, в новейшей истории был лишь один пример принятия антитабачной программы на национальном уровне. В 1941 году в нацистской Германии был издан указ, запрещающий курение в ряде учреждений страны: университетах, зданиях почты, военных госпиталях и офисах. Позднее курение было запрещено в общественном транспорте и бомбоубежищах. Запреты были отменены после падения Третьего рейха.
В наше время в Европе, где в рамках конвенции ВОЗ по борьбе против курения ограничения для курильщиков вводились раньше, чем в России, постепенно пришли к пониманию того, что тактика тотальных запретов не приводит к достижению главной цели — сокращению потребления табачных изделий. Некоторые запреты были отменены как бессмысленные или даже вредные. Например, после начала масштабной антитабачной кампании курительные комнаты были закрыты в большинстве крупнейших европейских аэропортов, но спустя несколько лет их вернули.
Директор департамента развития международного аэропорта Мюнхена Александр Шроль рассказывал, что запрет курилок оказал негативное влияние на функционирование аэропорта. Значительное число пассажиров, зная, что после пересечения зоны досмотра и паспортного контроля они уже не смогут покурить, оттягивали проход в эту зону до последнего, а потом устремлялись на контроль, создавая пробки. Следствием этого стали опоздания на рейсы, что создавало неудобства для других пассажиров. Также, по словам господина Шроля, теряли выручку магазины duty free, так как у опаздывающих пассажиров не оставалось времени на шопинг. Помимо этого аэропорту пришлось потратиться на дополнительных охранников, которые следили за соблюдением запрета курения в туалетах аэропорта. "Мы не поддерживаем курение, но и не считаем борьбу с этой вредной привычкой задачей, которую должны выполнять аэропорты",— объяснял Александр Шроль решение вернуть курительные комнаты в стерильные зоны мюнхенского аэропорта.
По прагматичным соображениям были отменены и некоторые другие антитабачные запреты. В частности, в ряде стран ЕС курение вновь разрешили в барах, где не подается еда.
В России ни один из введенных запретов на курение еще не отменен, хотя, например, дискуссии о целесообразности возврата курилок в аэропорты не прекращаются со времени введения этой нормы. Тем не менее у российских федеральных чиновников явно есть понимание того, что чрезмерное регулирование может увеличить социальную напряженность. Например, правительство притормаживает повышение акцизов на сигареты в год президентских выборов: их индексация происходит с 1 июля, то есть после голосования. Так было в 2012 году, так будет и в следующем.
В предвыборный период российские власти особенно чувствительны к общественному мнению. А оно показывает, что население сегодня в первую очередь обеспокоено ростом цен. Именно эту проблему назвал основной 61% участников проведенного в августе опроса "Левада-центра". Помимо цен многих респондентов беспокоят бедность и обнищание населения (45%) и безработица (33%). Июньский опрос ВЦИОМа (см. график) показал, что приоритетными задачами государства граждане России считают повышение качества медицины (54% опрошенных), увеличение пенсий и пособий (49%), строительство и ремонт дорог (39%). Борьбу с курением во главу угла поставили только 5% респондентов.
Знание — сила
По данным исследования Euromonitor, во многих развитых странах, включая те, в которых нет жесткого табачного регулирования, добиться снижения курения удалось не столько запретами, сколько просветительской деятельностью.
В Германии, как отмечала в своем докладе в 2015 году федеральный комиссар по контролю за оборотом наркотиков Марлен Мортлер, наблюдается снижение вовлеченности детей и подростков в употребление табака и алкоголя. В 2014 году число немецких школьников в возрасте от 12 до 17 лет, которые употребляли табак, снизилось до 10% — самого низкого уровня с 1979 года. Чиновница связывала это с запуском в 2005 году нескольких федеральных образовательных антитабачных программ, в том числе интерактивной онлайн-программы "Без дыма", которая помогла курящим подросткам отказаться от вредной привычки. Если в 2005 году в Германии курило около 24% взрослого населения, то в 2016 году его доля сократилась до 22%. Продажи сигарет в стране за тот же период сократились на 21%, до 115 млрд штук.
В США, где за последние десять лет процент взрослых курильщиков снизился с 23% до 15%, особенно успешными мерами, которые помогли множеству людей бросить курить, считают две масштабные кампании. Одна была организована общественной организацией бывших курильщиков и представляла собой серию эмоциональных видеороликов, в которых рассказывались реальные истории людей. Исследование показало, что в период проведения кампании и спустя год после ее завершения количество попыток бросить курить в США увеличилось на 24,7%. И 220 тыс. человек из 1,64 млн пытавшихся бросить это удалось. Другая удачная кампания, проведенная американским Минздравом (FDA), называлась "Реальные затраты". Ее целевой аудиторией были подростки 12-17 лет. По подсчетам FDA, число американских подростков, не начавших курить после завершения этой программы, составило 350 тыс. человек.
Японские власти также достигли больших успехов в борьбе с курением при помощи социальных инструментов. Например, с апреля 2006 года в Японии лечение зависимости от табака включено в страховку. С мая того же года среди населения распространяется "Пособие по поддержке прекращения курения", призванное повысить эффективность лечения людей, решивших бросить курить. Также в стране проводятся общественные кампании, в рамках которых врачи и медсестры убеждают курильщиков отказаться от вредной привычки. Общение с ними происходит в том числе посредством бесед по телефону. С 2006 по 2016 год число курильщиков в Японии уменьшилось с 29% до 19%, а продажи сигарет сократились на 36%, до 175 млрд штук в год.
Именно образовательные социальные программы играют главную роль в том, что люди решают отказаться от сигарет. Это можно объяснить так: курение не просто заболевание или вредная привычка. В значительной степени это социальное явление. А, как показывает практика, бороться с социальными явлениями, признанными общественно вредными или негативными, путем жестких запретов не только неэффективно, но и опасно. Часто это приводит к тому, что они выходят из-под контроля государства и криминализируются. По статистике объем незаконной торговли табачными изделиями ниже в странах с менее жестким регулированием отрасли. В 2016 году в Германии нелегальные сигареты занимали около 8% рынка, в США — 4%, а в Японии — всего 0,04%. А на зарегулированных табачных рынках Канады, Австралии и Великобритании их доля была 19%, 19% и 11% соответственно.
В России доля нелегального рынка сигарет, согласно исследованиям, уже превышает аналогичные показатели США и Японии. Возможно, это объясняется тем, что, борясь с курением, власти РФ используют международный опыт в основном в части запретов. Однако, перенося его на российскую почву, не нужно забывать о разнице между западными социально-экономическими реалиями и нашими. Прежде чем говорить о необходимости поднять до среднеевропейского уровня ставки акцизов на сигареты (это предложение Минздрава), не будет ли справедливым довести до среднеевропейского уровень жизни населения, треть которого продолжает курить (оценка министерства)? Если идея Минздрава воплотится в жизнь, то табачные акцизы в России относительно доходов населения превысят европейские в два-четыре раза. В этой ситуации российские курильщики, многие из которых не имеют высоких заработков, будут вынуждены искать продукцию по привычным ценам, не обращая внимания на то, легально она произведена или нет. Судя по темпам роста в России нелегального рынка сигарет в последние несколько лет, найти тех, кто сможет удовлетворить этот спрос, не составит большого труда.
Михаил Добродеев, "Коммерсантъ": «Business Guide», приложение к газете (№36 от 12.09.2017):