От многих веществ, считающихся вредными и даже опасными, как бы странно это ни звучало, есть своя польза. Морфин является мощным обезболивающим, хирургический лидокаин, получаемый из кокаина, по-прежнему используется врачами и дантистами как эффективная местная анастезия. Даже алкоголь, если принимать его в умеренных количествах, снижает риск сердечных заболеваний
По мнению многих ученых, никотин, возможно, является самым «чудодейственным» веществом из всех, что известны на данный момент.
Согласно множеству исследований и крупным клиническим испытаниям на людях и животных, проведенных за последние годы, никотин, взятый отдельно от сигарет, с которым его обычно ассоциируют, может стать невероятно эффективным средством для лечения или профилактики различных психиатрических и неврологических расстройств, включая болезнь Паркинсона, умеренное когнитивное расстройство (MCI), синдром Туретта (генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы, которое проявляется в детском возрасте и характеризуется множественными моторными тиками и, как минимум, одним вокальным или механическим тиком) и шизофрению. Кроме того, никотин помогает повысить внимательность и сосредоточенность, поэтому рассматривается специалистами как мощный когнитивный усилитель. По факту, современная фармакология может предложить нам никотин только в одной форме и с одной целью – никотинзаместительная терапия (жевательная резинка, ингаляторы, назальные спреи, пластыри), разработанная для того, чтобы помочь курильщикам постепенно отказаться от вредной привычки. Только такая форма никотина официально одобрена почти во всех странах мира. Однако впечатляющих доказательств того, что такая терапия работает эффективно, по-прежнему нет. А вот обратное уже давно подтвердили несколько научных работ. Так, например, в 2012 году завершилось исследование, к которому были привлечены 787 взрослых, недавно бросивших курить. Согласно результатам, у тех, кто использовал никотинзаместительную терапию, показатель рецидива был тот же, что и у тех, кто пытался бросить курить самостоятельно. Заядлые курильщики, которые хотели самостоятельно отказаться от сигарет, возвращались к курению в два раза реже, чем те, кто использовал какой-либо никотнинзаместительный продукт.
Сложность современной системы здравоохранения заключается в том, что врачи и законодатели не могут, зная все преимущества и полезные свойства никотина, распространять и поддерживать его применение. Главная причина этой головоломки в том, что никотин слишком тесно связан с табакокурением – одной из главных бед человечества и общественного здоровья. По словам нейробиолога Мэрики Куик (SRI International, Калифорния), «люди не могут осознанно отделить никотин от сигарет, и в этом его основная проблема».
Впервые мысль о том, что никотин имеет ряд любопытных преимуществ, была озвучена в 1966 году в исследовании Гарольда Кана, эпидемиолога Национального института здравоохранения США. Используя данные почти 300 тыс. военных, служивших в армии с 1917 по 1940 год, он обнаружил, что связь между курением и смертностью очевидна: курящие умирали в 11 раз чаще от рака легких и в 12 раз – от эмфиземы. Однако Кан выявил еще один интересный факт: от болезни Паркинсона курящие военнослужащие умирали в три раза реже, чем их некурящие сослуживцы.
Выводы Кана были плохо приняты в научном сообществе. Его обвиняли в поверхностности и недостоверности исследования. Тем не менее уже через пять лет эпидемиологи из университета Джона Хопкинса опубликовали доклад, в котором вновь подтвердилось, что курящие люди менее склонны к болезни Паркинсона.
К концу 70-х годов у исследователей появилась возможность более подробно изучить свойства никотина. В 1979 году нейробиолог из Лос-Анджелеса Мари-Франсуаз Чесселе показала, что никотин увеличивает уровень дофамина, нейротрансмиттера, необходимого для повышения внимания. Кроме того, она выявила, что дофамин помогает контролировать двигательно-опорную систему. Именно этот эффект никотина помогает облегчить болезнь Паркинсона. С начала 1960-х годов ее лечили средством под названием леводопа, однако побочные эффекты от его использования вызывали у многих врачей сомнения: леводопа может вызвать дискинезию – быстрые, непроизвольные движения рук, а иногда и головы, и туловища. После ряда испытаний, проведенных в 2007 году на обезьянах, выяснилось, что никотин способен координировать движения, избавляя от большинства нервных тиков, и уменьшает дискинезию у тех особей, которые принимали леводопу, т.е. большинство подопытных избавились не только от симптомов болезни Паркинсона, но и от побочного эффекта, вызванного действием препарата.
С того момента множество исследований, проведенных при участии крыс, мышей и приматов, обнаружили аналогичные эффекты никотина. Также были выявлены и другие интересные свойства: например, одной из функций никотиновых рецепторов является умеренное введение кальция в клетки. Присутствие никотина увеличивает количество внутриклеточного кальция, повышая выживаемость клеток.
Ключевая мысль всех исследований за последние годы – в том, что извлечь пользу из никотина могут даже люди без какого-либо диагноза или расстройства. Психолог Дженнифер Рустед из университета Сассекса в Великобритании называет препарат «самым надежным когнитивным энхансером (препарат, расширяющий возможности мозга)». Поэтому он может быть рекомендован для увеличения потенциальной памяти. Именно такой препарат может помочь нам не забыть, например, заехать в магазин по пути домой и купить то, о чем просила с утра мама. Никотин как будто помогает «включать» в нашем мозге нужную информацию в самое подходящее для нее время. Это свойство может быть использовано и при лечении шизофрении: помочь больным отгородиться от «посторонних» голосов и образов.
Самый, пожалуй, интересный и любопытный факт, вытекающий из исследований последних лет, это то, что после испытаний, проведенных на крысах и других лабораторных животных, никотин не вызвал у подопытных сильного привыкания или синдрома отмены. Это полностью противоречит всеобщим убеждениям о том, что никотин – наркотик, вызывающий сильнейшую зависимость. Несмотря на то что подопытные животные получали определенное удовольствие от чистого никотина, ученые ни разу не отметили у них сильную зависимость или синдром отмены.
Кроме того, в 2005 году исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине обнаружили, что организм животного самостоятельно регулирует комбинацию никотина и ацетальдегида, органического химического вещества, которое образуется при горении табака, значительно чаще, чем только один химикат. А в 2009 году французские ученые выявили, что сочетание никотина с «коктейлем» из пяти других химических веществ, обнаруженных в табаке – анабазине, норникотине, анатабине, котинине и миосмине, – значительно увеличивает гиперактивность и возбудимость крыс.
Таким образом, курильщики зависимы не от никотина, а от сложного химического соединения – никотин-анабазин-норникотин-анатабин-котинин-миомина, а это уже намного сложнее для лечения и изучения. На фоне этого «манящего коктейля» никотин не так страшен и не заслуживает ненависти и бичевания со стороны человечества. Более того, у него есть определенный потенциал и полезные свойства, которые требуют дальнейших общемировых исследований и могут быть применимы в различных отраслях медицины.