Самые разные исследования табачного рынка России указывают на присутствие сигарет белорусского происхождения, нередки и публицистические обвинения табачников РБ в целенаправленном наводнении рынка РФ такой продукцией. Ниже ситуацию комментирует экономический обозреватель из Беларуси Владимир Волчков, материал специально подготовлен для нашего сайта
В последнее время все чаще и чаще муссируются различные слухи о недобросовестном поведении белорусских предприятий. Мол, они используют отсутствие таможенной границы, поэтому наводняют российский рынок самыми различными товарами. В частности, белорусскую сторону неоднократно обвиняют в небывалых контрабандных поставках сигарет. Если доля истины в этом утверждении и есть, то весьма незначительная. И присутствие табачной продукции с белорусскими акцизными марками обусловлено не какими-то телодвижениями производителей, а самой логикой рынка и недальновидной акцизной политикой в России. За последние несколько лет произошел резкий рост цен на сигареты за счет роста фискальной нагрузки. На фоне ухудшения финансового состояния населения и снижения покупательской способности, происходит замещение легальной продукции более доступной по цене. Естественно, что в России востребованы сегодня любые дешевые сигареты независимо от страны происхождения. За счет приграничной торговли перемещается и товар из Беларуси. Справедливости ради надо отметить и обратный процесс: при возникновении диспаритета цен большие объемы российских товаров ввозится в частном порядке в Беларусь. Особенно ярко этот процесс проявился в конце 2014 года, когда в России произошла резкая девальвация национальной валюты. Поэтому присутствие белорусской табачной продукции в России обусловлено, прежде всего, более продуманной акцизной и отраслевой политикой в Беларуси по сравнению с соседом. Поэтому и контрабандный и контрафактный рынок в РБ отсутствуют. По крайней мере, табачных изделий.
Дело в том, что по своей структуре табачные отрасли в Беларуси и в России значительно отличаются. В Беларуси некогда было принято решение, что табачная индустрия должна контролироваться государством через производственные активы. Поэтому 100% акций ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» принадлежит государству. На нее же было возложена задача по бесперебойному обеспечению рынка недорогой продукцией. И с этой задачей предприятие успешно справляется. Причем даже в такие периоды, когда по тем или иным экономическим причинам приходилось работать в убыток и когда частные компании значительно или полностью прекращали отгрузку продукции в розничные сети. Соответствующие обязательства для фабрики оформлены на законодательном уровне: ежегодно распределяются квоты на производство продукции нижней ценовой категории под национальными брендами. И за белорусской продукцией закреплено соответствующее положение: в противном случае международные торговые марки давно бы вытеснили белорусские.
Собственно говоря, это произошло в России. После приватизации основные производственные площадки были приобретены транснациональными корпорациями. В результате национальных производителей практически не осталось. Некоторые национальные торговые марки остались на рынке, но они все равно принадлежат международным компаниям.
Еще одно важное отличие в подходах взимания акцизов. В России ставки акциза, фактически, одинаковы и для дешевой, и для дорогой продукции. В Беларуси ставки акцизов зависят от розничной цены на табачные изделия. В результате ценовой разрыв между дешевыми и дорогими сигаретами в Беларуси больше, чем в России. И за счет такой политики нижний ценовой сегмент является более доступным.
Надо признать, что в Беларуси были сторонники полной гармонизации акцизного законодательства. Неоднократно предлагалось и повысить ставки акцизов, и отказаться от ценовой дифференциации. Однако отечественным производителям удалось доказать: такая политика приведет только к росту нелегальной продукции. В частности, было проведено соответствующее исследование Институтом социологии Национальной Академии наук. Он показал, что 63% курильщиков крайне чувствительны к любому повышению цен и в случае подорожания сигарет будут искать самые разнообразные другие способы удовлетворения своей потребности. Причем интенсивно курящие люди (пачка в сутки и более) являются рабочими, служащими и пенсионерами – более половины опрошенных. И именно они и являются основными потребителями сигарет нижней ценовой категории.
Также исследование показало: 37% курильщиков уже когда-либо имели опыт приобретения сигарет без акцизных марок. Большинство их покупало в начале 2000-х, когда из-за дефицита табачной продукции в официальной торговле до 50% рынка в Беларуси находилось в тени. Причем из-за высоких цен на сигареты готовы бросить эту привычку только 15% курильщиков, 64% готовы отказаться от табака только в случае, если возникнут проблемы со здоровьем. Таким образом на научной основе было доказано: резкое подорожание сигарет сместит спрос на нелегальный рынок.
Надо отметить, что у транснациональных корпораций, мыслящих глобально, присутствует в подходах к этой проблеме другая логика. Во-первых, основную прибыль международные компании получают от своих стратегических брендов высокой ценовой категории. Дешевые торговые марки в их портфелях присутствуют для конкуренции на рынках с национальными производителями. Более высокие акцизы делают дорогую продукцию более привлекательной. К тому же, высокие розничные цены на сигареты позволяют «прятать» в них более высокую рентабельность. Поэтому некоторые производители заинтересованы в дорогих сигаретах: при общем падении продаж они позволяют сохранить или даже нарастить прибыли.
Во-вторых, Россия, а в некоторой степени и Беларусь, являлись транзитными странами для поставок табачной продукции в ЕС из стран Азии, в которых имеется значительный избыток производственных мощностей. Контрабандная продукция создает излишнюю конкуренцию официальным продажам в Европе – самом привлекательном и премиальном рынке. Высокие цены на сигареты в России и странах СНГ вообще смещают контрабандные потоки из Европы. Собственно говоря, эти процессы сегодня уже начинают происходить.
Кстати, в Азии уже научились прекрасно подделывать белорусские сигареты. В некоторых случаях, контрафактная продукция отличается высокой степень схожести. Поэтому отличить от оригинала есть возможность только у экспертов технологов по некоторым второстепенным признакам. Фиксируются и случаи подделки белорусских акцизных марок за рубежом. Таким образом, производители контрафактной продукции маскируют страну происхождения. Кстати, именно контрафакт в России растет семимильными темпами.
Конечно, нельзя утверждать, что недорогие и, в целом, качественные белорусские сигареты не проникают на российский рынок. Но масштабы бедствия не настолько огромны, как хотят это представить некоторые эксперты и специалисты в России. И уж точно поставки белорусской табачной продукции не носят организованный характер. Кстати, в приграничных областях какого-то всплеска продаж не зафиксировано. Поэтому с какой стороны «приплывает» тот же «Фэст» или «Минск» - очень хороший вопрос. Тем более, что в Беларуси действует жесточайший контроль за оборотом табачной продукции. Налоговая и силовики следят за расходом сырья, акцизных марок, комплектующих… С предприятия уйти партия «налево» попросту не может. А даже если такое произойдет, организаторы аферы сразу окажутся на скамье подсудимых. Все это знают, поэтому предпочитают с законом не баловаться. Что касается экспортных поставок, то фуры с продукцией до границы сопровождаются сотрудниками милиции. Поэтому неучтенных партий с стране попросту не может быть. При таком жестком контроле, о какой организованной контрабанде может идти речь?
Кстати, в России все чаще звучат голоса: не стоит прислушиваться к настоятельным рекомендациям международных организаций и европейских экспертов в регулировании табачной отрасли. В конце концов, в советах этих специалистов есть свой подтекст, не всегда выгодный для страны. Озвучивались разные инициативы. В том числе, и о национализации табачной индустрии, как одной из наиболее высокодоходных. Неоднократно подвергалась сомнению и проводимая в России акцизная политика. Причем, зачастую, приводился положительный опыт Беларуси. Но наш опыт не устраивает транснациональные корпорации. Соответственно, наличие государственного, сильного и процветающего предприятия в соседней стране вызывает у ряда представителей рынка определенное раздражение. Поэтому неоднократно происходит нажим на белорусские власти по гармонизации акцизной политики. Естественно, по российскому образцу. А чтобы обосновать и подкрепить свою позицию, в последние годы целенаправленно разворачиваются информационные компании по обвинению нашей страны в системной контрабанде. Что же, весьма неконструктивный подход: ведь давно известно – с «серым» рынком можно бороться только экономическими инструментами. В свое время с водкой решили поступить иначе, и сегодня, как ни стараются, не могут избавиться от «Боярышника» неизвестного происхождения. Если не взяться за ум, такая же безымянная табачная продукция никуда не исчезнет.
Владимир Волчков, экономический обозреватель, "": Беларусь, специально для «Русского Табака»