Табачная отрасль продемонстрировала эффективность в борьбе с нелегальным рынком, но новые вызовы могут негативно повлиять на общее положение дел
Экспертное сообщество с привычным интересом наблюдает за новой «войной» на отечественном табачном рынке. Напомним, что очередной «казус белли» - минимальные цен на продукцию. С одной стороны, они безусловно, будут иметь позитивные результаты для отрасли, но, возможно, дадут существенную «фору» отдельным производителям – с другой. Пока аналитики рассуждают о том, кто же победит, из зоны их внимания ускользнул самый интересный и, пожалуй, главный момент – отличие «войны» от предыдущих. Чуть ли не впервые за очень долгий период они сражаются именно друг с другом, а не с нелегальным рынком, как многие годы до этого.
Ценовые баталии
На самом деле, настоящая ценовая война между крупнейшими игроками отечественного табачного рынка началась еще прошлой осенью. Снижающаяся покупательная способность населения привела к тому, что бороться за потребителя компании начали, снижая отпускные цены на продукцию. И даже поднятие акцизов на 40% в декабре 2015 года не остановила производителей: фактическая цена сигарет в рознице снизилась на 30%.
Продолжающаяся борьба переменно приводила к локальному росту доли рынка то одного, то другого оператора, но, по большому счету, негативно сказалась на работе каждого. В самом невыгодном положении оказались бренды более высокого ценового сегмента. Не удивительно, что разговор о введении минимальных цен начали именно их производители.
Согласно расчетам Государственной фискальной службы Украины, введение такого регуляторного инструмента означает барьер в 15 гривен за пачку сигарет без фильтра и 15,74 гривен за пачку сигарет с фильтром. Это ограничит возможности тех компаний, чья продукция ныне продается по более низкой цене, но в целом может оптимизировать работу рынка.
Каждая из сторон выдвигает собственные аргументы. Но, как признался представитель одной из торговых компаний на условиях анонимности, кривят душой и те, и другие. Например, сторонники введения минимальных цен постоянно ссылаются на европейский опыт, что не является корректным. В действительности, подобная практика существовала только во Франции, Австрии и Италии. Но именно в прошедшем времени, так как до 2010 года все они отказались от подобного регулирования рынка. Противники введения минимальных цен постоянно апеллируют к многочисленным запретам на такую меру, существующим в той же Европе. Однако, на самом деле, в настоящее время нет ни единого европейского документа, который бы прямо (!) запрещал установления минимальных цен на табачную продукцию.
Теневой аспект
Показательно, что каждая из сторон имеет собственное объяснение, как выгодное ей решение позитивно скажется на сокращении теневого рынка табачных изделий (и, соответственно, как невыгодное ей решение будет способствовать росту оборота контрафакта). Отдельные эксперты с иронией комментируют подобные аргументы, подчеркивая важность самого факта: игроки отечественного табачного рынка наконец-то начали сражаться друг с другом, а не с теневым сегментом.
Безусловно, это стало возможным благодаря существенному сокращению доли контрафакта, который в отдельные периоды истории отрасли занимал до 12-15% всего рынка. Особенно позитивная динамика его сокращения фиксируется с 2013 года: доля теневого сегмента, по данным TNS, сократилась с 8,5% до 1,7% (см. таблицу). Аналитики рынка говорят о том, что такой прорыв в том числе был обусловлен фактическим переходом отрасли к монодистрибуции. Подобная практика уже оправдала себя на примерах Франции и Италии. Там 100% дистрибуции табачных изделий приходится на компанию Logista, обслуживающей более 70 тыс. торговых точек через собственные распределительные центры и магазины Cash&Carry. Другим ярким примером может послужить Швеция, где доминирующее положение на рынке дистрибуции табачных изделий с долей в 90% занимает компания SMD.
В украинских реалиях ключевым поставщиком выступает компания TEDIS Ukraine. Сегодня вокруг ее деятельности также немало споров и разногласий, но факт остается фактом: совместной работой с производителями она не только добивается прозрачности рынка, но и развивает инновационные технологии борьбы с теневым сегментом.
Электронное будущее
В частности, одним из нашумевших в последнее время проектов стала так называемая электронная акцизная марка - инновационный механизм контроля оплаты акцизного налога и передвижения подакцизных товаров. Объединив усилия, дистрибутор и крупнейшие производители уже реализовали пилотный проект. Летом прошлого года в течение месяца на одной из линий была смоделирована работа системы - от момента запроса производителя на генерацию кода от ГФС до конечного потребителя.
Напомним, что технология подразумевает нанесение на потребительскую упаковку табачных изделий непосредственно в процессе производства визуальных буквенно-цифровых кодов, которые генерируются случайным образом из почти бесконечного числа комбинаций и считываются машинным способом. Точечный код фактически не может быть сгенерирован вне системы. В указанных кодах может быть зашифрован широкий спектр обязательной информации, включая наименование товара, время и место производства, информацию о предприятии, максимальную розничную цену, сумму начисленного акцизного налога и пр. Такой код позволяет любому лицу проверить подлинность продукции без специального оборудования в любой торговой точке (вплоть до того, что сделать это при помощи специального приложения на пользовательском смартфоне).
Результатами «пилота» остались довольны и государство, и бизнес. Более того, последний даже согласился взять на себя все расходы для технической и технологической реализации. В итоге, в настоящее время и у дистрибутора, и у каждой из крупных табачных компаний уже установлено необходимое оборудование. Осталось только благословить проект в добрый путь на государственном уровне.
Перспективы
Безусловно, электронная акцизная марка будет в еще большей мере способствовать сокращению теневого оборота табачных изделий. Такой шаг особенно актуален в свете перспективы дальнейшего роста акцизов, причем существенного. Летом текущего года был обнародован релиз Всемирного банка, в котором было отмечено, что выполнение Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС предусматривает ежегодный рост ставок акцизов на регулярной основе с учетом уровня инфляции и доходов населения. Речь идет о выходе на вышеупомянутый общеевропейский уровень, который в настоящее время колеблется в пределах 90 евро за 1000 сигарет (см. таблицу). По сути, это означает повышение специфической ставки акциза в 6 раз.
Какое влияние это окажет на работу теневого сегмента – спрогнозировать еще сложнее, чем последствия введения минимальных цен на табачную продукцию. Важно, что сегодня рынок уже имеет позитивный опыт «боя с тенью». И, вероятно, сможет не только закрепить сегодняшние результаты, но и обеспечить противостояние контрафакту в дальнейшем.
Теневой рынок сигарет в Украине, % к общему объему
Средняя акцизная нагрузка в некоторых странах ЕС, евро на 1000 сигарет