Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин по должности обязан участвовать в защите потребительских прав. Об этом черным по белому написано в уставе организации: «Основные цели деятельности КонфОП — защита прав и интересов граждан, координация деятельности по защите прав и законных интересов граждан». Кроме того, в уставе руководимой Яниным организации продекларированы «обеспечение безопасности потребителей» и «защита экономических интересов потребителей». Казалось бы для деятельности КонфОП- непаханое поле: права потребителей нарушаются сплошь и рядом начиная от качества продуктов питания и заканчивая составом табачных изделий. Но у Янина и его КонфОП, похоже, совсем другие цели и задачи. На днях этот деятель выдал себя с головой разъяснениями о том, почему в России нельзя отказаться от пальмового масла при изготовлении молочных изделий.
«Запрет на ввоз растительных масел перекроет кислород значительной части российских молочных заводов, а значит, в магазинах резко сократится объём «молочки». Власти придётся думать, где брать молоко для того, чтобы возобновить производство молочной продукции, — ведь своего нам катастрофически не хватает. А кроме Европы и США, которые сегодня под санкциями, брать молоко неоткуда. У нас цель сегодня — выжить, пусть и за счёт «пластилиновой» еды», — заявил глава КонфОП.
Дмитрий Янин известен как яростный антитабачник. Но вместо борьбы с действительно вредными для здоровья суррогатами табачной продукции Янин призывает продолжить наступление на права курящих граждан в буквальном смысле до последнего рубля последнего курильщика. Недавно он заявил о том, что число курящих в России можно снизить до 20 процентов путем увеличения налогов, то есть дальнейшего повышения акцизов на табачные изделия, что приведет к росту цены на сигареты до неподъемного уровня. Янину, похоже, нет дела до последствий, которые хорошо известны: когда курильщикам не по карману легальная продукция, они переходят на контрафактную или на дедовский самосад. В обоих случаях эта продукция будет более низкого качества, чем сигареты, произведенные на фабриках под контролем государственных надзорных ведомств. Соответственно, подпольный дешевый табачок пагубно отразится на здоровье десятков миллионов курящих граждан. Но «борцу за здоровый образ жизни» Янину вообще нет дела до здоровья россиян. Такой же примитивный подход он предлагает и в борьбе с потребителями водки. «У нас на водку установлены беспрецедентно низкие цены. Соответственно, растут спрос и потребление. Народ выпивает больше и чаще», — заявляет глава КонфОП.
А ведь по опыту еще горбачевской антиалкогольной кампании известно, что если взвинтить цены на спиртное и ограничить его доступность, то поиздержавшийся в кризис народ массово перейдет на суррогат и будет травиться палёнкой. Судя по всему, именно к этому призывает Янин.
А недавно подтвердилось, что общественник Янин к тому же еще и циник. В интервью «Белорусским новостям» он фактически призвал переориентировать рекламу и продажу низкокачественных табачных изделий на стариков, которых ему не жалко. «Почему в рекламе сигарет нет семидесятилетнего курильщика, победителя войн, которому предлагается новый бренд, например «Победа», «Сталинград» и т.д.? Если вдруг такой человек и начнет курить, то в лучшем случае прокурит лет десять», — заявил Янин. Впрочем, цинизм председателя правления КонфОП проявляется не только в отношении к пожилым, но и к людям всех других возрастов. Ни для кого не секрет, что деньги на борьбу с курением, точнее, с российскими курильщиками Янин получает от американских политиков, которые так же, как и он, «обеспокоены» здоровьем нашего народа. Так, внушительные суммы КонфОП получал от фонда Блумберга. Так, только в 2008-2009 годах организация Янинаполучила от этого фонда два гранта на общую сумму 721,135 тысяч долларов. А в 2014 году за «огромные заслуги» в избавлении россиян от табака Дмитрий Янин был удостоен премии имени Джуди Вилкенфилд. По ее условиям, лауреату оплачивается поездка в США на торжественную церемонию, а сама премия, помимо памятного знака, включает и немалую денежную сумму.
Президент американской компании «Будущее без сигарет» Мэтт Майерс, вручая Янину награду, отметил: «Он сыграл огромную роль в принятии одного из сильнейших в мире антитабачных законов в сложнейших политических условиях». Такое признание уже само по себе дорогого стоит и о многом говорит. Что же касается коммерческих интересов, то одним из главных спонсоров выданной Янину премии является американская фармацевтическая компания «Пфайзер» (Pfizer). Помимо знаменитой «Виагры», она производит и активно продвигает на рынок препарат для избавления от никотиновой зависимости «Чампикс». Стоимость «курса лечения» составляет около шести тысяч рублей. Если ориентироваться на расчеты Минздрава, согласно которым после вступления в силу антитабачного закона от вредной привычки решат отказаться 15 процентов курильщиков, то есть более шести миллионов человек, то потенциальная прибыль «Пфайзера» от продаж препарата в России может превысить миллиард долларов. Ради таких доходов для человека, фактически открывшего для компании российский рынок, никакой премии не жалко.
Так что под вывеской Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заботится вовсе не о качестве продуктов и не о здоровье российских потребителей. Им движет исключительно собственный коммерческий интерес, который щедро оплачивается зарубежными компаниями за продвижение их бизнеса в России.
Андрей Петров, "Интернет-СМИ": (политика.ру. 12.08.2016):