На день рождения мне подарили бейсбольную биту с надписью – за наше право на табак. В Москве в прошлом году было продано 90 тысяч таких бит. И только один бейсбольный мяч. Народ действительно готовится защищать свои права – разные: автомобильные, дачные, табачные, видимо, уже не очень надеясь на закон. Движение за права курильщиков, возникшее три года назад, пока веры в закон не потеряло.
Омбудсмен по правам курящих
«Болотная начинается не на Болотной, а в головах. И начинается тогда, когда недовольство человека достигает критического уровня», – говорит уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова.
Мы встретились в ее офисе на Мясницкой. Э. Памфилова удивляет энергией и – как бы это точнее сказать? – свежестью взглядов на политику, хотя она в этой политике более четверти века: народный депутат (1989), министр социальной защиты (1991). Она не курит и никогда не курила, но очень точно определяет табак как социальный фактор, а 40 миллионов курильщиков – как категорию населения, эксперименты с которой могут вызвать нежелательные социальные последствия. Особенно, если нарушения прав курильщиков коснется таких важнейших жизненных прав, как право на работу, право на учебу. Ведь наверняка найдутся ретивые администраторы, которые, вооружившись ФЗ-15, начнут чинить препятствия курящим врачам или курящим педагогам, или отчислять курящих студентов. Это я записываю слова Э. Памфиловой во время нашей встречи.
Так в разговоре с омбудсменом по правам человека рождается идея создать общественную приемную по правам курящих. Эта приемная станет собирать, проверять, анализировать информацию, поступающую из регионов России, и передавать ее в аппарат уполномоченного по правам человека.
Общее руководство общественной приемной по правам курильщиков поручено мне, а юридическим экспертом я пригласил адвоката Эдуарда Сухарева. Общественная приемная открыта на сайте Движения: http://tabak-zakon.ru/priemnaya/, а также на Фейсбуке, ВКонтакте и других социальных ресурсах.
Слышат или не слышат?
Хабаровская краевая дума опубликовала проект регионального антитабачного закона. Это 15-й по счету региональный закон в развитие антитабачного ФЗ-15. Он и по духу, и по букве оказался еще более антитабачным, чем сам федеральный оригинал. Э. Памфилова, как человек из большой политики, не напрасно беспокоилась, что реализация на местах даже самых правильных положений закона против табака может обернуться борьбой против тех, кто этот табак курит.
Получив в общественную приемную по правам курящих информацию о проекта закона, мы обратились к руководству Хабаровской краевой думы. Написали два письма: я, как исполнительный директор Движения за права курильщиков, и Григорий Тельбухов, как руководитель регионального Хабаровского краевого отделения нашей организации. И депутаты пригласили нас на совещание, где решили рассмотреть все "за" и "против" антитабачного законопроекта.
Совещание в краевом законодательном органе собрало ведущих депутатов, представителей органов госвласти, полиции, Роспотребнадзора, медиков, общественников, выступающих против табака. Традиционное по составу совещание должно было рассмотреть традиционный набор антитабачных мер – запретить-запретить-запретить и еще немного ограничить, к чему мы уже привыкли за последние три года. Но с первых слов открывшего заседание заместителя главы краевой думы Юрия Матвеева стало ясно – собрались здесь не для того, чтобы отбыть номер, а чтобы работать по-серьезному (кстати, в пакет документов к этому совещанию входили и наши письма). «Мы должны принять такие решения, которые будут не просто понятны нашим гражданам, а которые смогли бы ими выполняться. Большинство ведь понимает, что курить вредно, но курить-то продолжает. Если мы еще раз скажем, что курить – это плохо, они еще раз послушают и продолжат курить. Наш краевой закон должен быть удобен для всех жителей края, и курящих, и не курящих, тогда он, этот закон, будет выполняться», – сказал Юрий Матвеев.
Здесь, в Хабаровске, не только начинается утро Родины (куранты бьют на Спасской башне полночь, а тут уже встает солнце, хлопают двери домов – люди выходят на работу). Здесь, как мы увидели, начинается и осознание реальной ситуации: власть не просто принимает законы, которые должны выполняться, но такие законы, которые можно выполнить.
Первоначальный проект регионального антитабачного закона предусматривал меры тотального запрета курения в парках, на набережных и улицах. Но в парки, на набережные, на улицы 600-тысячного Хабаровска выходят не только те, кто не курит, но и 170 тысяч курящих. Если им будет запрещено курить на улице, они все равно закурят, нарушая закон, и к каждому из них, как и признал представитель краевого МВД, полицейского не приставишь. Значит, должны быть не только ограничения – здесь курить нельзя, но и места, где «льзя».
«Иногда я иду утром по парку, – рассказывал Юрий Матвеев, – а передо мной курильщик. Знаете, не приятно. Тем более за свою жизнь я не выкурил ни одной сигареты. Мы можем ему запретить вот так дымить в парке, где некурящие, где дети? Можем. Но если кроме запрета не сделаем ничего для него, для курильщика, он так и будет курить. Значит, надо создать. И тогда уже строже спрашивать с нарушителя, штрафовать. Согласны?»
Согласились не только противники табакокурения, но и мы с Григорием Тельбуховым. Более того, поддерживая этот конструктив власти, предложили совместно с мэрией Хабаровска создать на набережной Амура, где будет введен запрет на курение, оборудованное место для курения. Поддержали идею и законодатели, и исполнительная городская власть.
Будет это реализовано или нет – покажет самое ближайшее будущее, но уже на этом совещании стало очевидно: отношение к проблеме табакокурения у власти начинает меняться.
Что дальше? В общественную приемную поступила информация об антитабачной инициативе сахалинских депутатов. Продолжаем работать.
«Курить_нельзя_запретить»
Так называется первая в российской истории книга об антитабачной кампании. Она вышла в январе 2016-го в рамках проекта, начатого Российским сигарным союзом и Движением за права курильщиков – "Библиотека Российского сигарного союза". Автор книги – член президиума Движения (фактически, министр иностранных дел Движения и, по иронии судьбы, внук министра иностранных дел СССР), известный аналитик-международник и писатель Дмитрий Косырев.
Это первое в России обобщение ключевых данных о том, в чьих интересах была начата глобальная антитабачная кампания, как она финансируется, какие методы ею используются. В книге больше рассказывается о США и других странах Запада, чем о российских реальностях, потому что нам плохо известно, кто, когда и зачем начал «бороться с курением» в глобальном масштабе, а без этого знания не поймешь то, что происходит в России.
Книга и эмоциональна, и еще более фактологична – со множеством ссылок на медицинские и статистические исследования, вышедшие за рубежом, на судебные решения, книги, публикации СМИ и блоги. При этом она легко читается, поскольку представляет собой сборник ранее уже опубликованных и расположенных в логической последовательности авторских колонок Косырева, а также выдержки из его радио- и телевыступлений. В книге четыре раздела.
Первый – факты массовых фальсификаций на тему вреда курения, прежде всего курения пассивного. Описываются наиболее известные и разоблаченные фальсификации, типа «снижения на 40% сердечных заболеваний в США после введения запретов». Анализируется ситуация со спорами, идущими в медицинских сообществах по поводу тех или иных утверждений антитабачных сил («зависимость хуже наркотической» и т.д.).
Вторая часть книги посвящена вопросу «кому выгодно», то есть американскому (транснациональному) медицинскому лобби, получающему прямую выгоду от того, что люди «обращаются к врачу, чтобы бросить курить». Указывается, что речь идет о бизнесе, по объему во много раз превышающему табачный. Описывается механика финансирования этим лобби, через различные фонды, антитабачных активистов и иных деятелей по всему миру, включая Россию. Упоминаются стандартные технологии массовых информационных кампаний по этому поводу и роль организаций типа ВОЗ. Важно отметить, что автор видит все признаки того, что антитабачная кампания не достигла желанных для ее заказчиков целей и находится поэтому на спаде или на грани сворачивания.
Третья часть посвящена такому опасному социальному явлению, как антитабачные активисты, с их специфической, происходящей из США, стандартной идеологией и методикой распространения фальсификаций, обработки умов, ухода от предметных дискуссий, сталкивания разных групп населения (курящих и некурящих).
Четвертую часть книги автор посвятил различным эпизодам деятельности общероссийского Движения за права курильщиков.
В предисловии Дмитрий Косырев призывает читателя критически относиться к любой получаемой информации. В том числе и той, что содержится в его книге, и уметь проверять ее, выслушивать иные точки зрения и делать свои выводы. В общем, призывает быть ответственным гражданином. Это и есть главная задача Движения за права курильщиков – движения за развитие гражданского общества.