Президенту доложили о правах человека, в том числе и человека курящего
Элла Памфилова, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представила президенту Путину годовой доклад о соблюдении прав человека в России. Этот документ традиционно составляется для президента по итогам года. Впервые за 22 года – т.е. за все время существования института уполномоченного по правам человека – в доклад введен раздел, освещающий нарушения прав курильщиков. Он называется "От запретов – к общественному согласию: примирение курящих и некурящих".
В разделе говорится: "Способность договариваться – главный признак здорового общественного организма. Борьба за здоровый образ жизни продемонстрировала, что с общественным здоровьем дело у нас обстоит не лучшим образом.
Вред табакокурения уже давно не требует доказательств. При этом закон 2013 года "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" с самого начала сделал крен лишь в сторону запретительных мер по отношению к курящим гражданам. А их, по разным оценкам, насчитывается более 30 миллионов, т.е. значительная часть взрослого населения страны, чьи элементарные права не были учтены при его разработке: в результате закон не содержит минимально необходимого набора прав курящих, которые никоим образом не посягали бы на права некурящих.
Закономерным стало недовольство как курильщиков, так некурящих (закон, основанный на запретах, раздражает одних и не оправдывает надежды других).
Как реакция на "перегибы" антитабачного законодательства, в общественном поле началось обсуждение путей исправления ситуации, которые скорректировали бы основные раздражающие российских курящих граждан запреты, смягчили бы потенциальные факторы обострения социального недовольства. В течение года "курящей общественностью" активно обсуждались такие предложения как:
создание специальных мест для курения в аэропортах, создание вагонов для курящих на железнодорожном транспорте (поддерживаются ассоциацией аэропортов России, РАО РЖД);
новый порядок регламентации курения в трудовых коллективах (Федерация независимых профсоюзов России поддерживает предложение о передаче вопроса регулирования курения на рабочем месте в компетенцию трехсторонней комиссии: работодатель–работник–профсоюз);
ослабление запрета на курение в организациях общественного питания и отельном бизнесе (Федерация ресторанов и отельеров поддерживает предложение о создании ресторанов для курильщиков, предложение о специальных местах для курения в организациях, оказывающих услуги по временному проживанию граждан), а также ряд других вполне обоснованных предложений.
Целесообразно провести мониторинг правоприменения данного закона, и по его итогам внести назревшие коррективы".
В подготовке материалов к проекту доклада принимали участие региональные отделения Российского сигарного союза и Движения за права курильщиков, на сайте Движения (а также в соцсетях) была открыта общественная приемная по правам курящих граждан, обращения в которую также учитывались при работе над документом.
После представления доклада президенту РФ и депутатам Госдумы, я передал еще не опубликованный (распечатанный на принтере) доклад Михаилу Боярскому, сопредседателю Движения за права курильщиков, и Константину Долгову, уполномоченному по вопросам прав человека МИД России.
Отчет о проделанной работе
В «ТМ» № 1 за 2016 год я рассказывал об участии в заседании Хабаровской краевой думы, где обсуждался региональный антитабачный законопроект. И ту часть публикации, которая касалась поездки в Хабаровск и встречи с депутатами, озаглавил «Слышат или слышат?». Знак вопроса был потому, что нас – меня и нашего регионального представителя Григория Тельбухова – действительно внимательно выслушали, однако не было уверенности, что при обсуждении учтут наши предложения, смягчающие запреты. Но вот законопроект прошел положенные ему слушания – второе и третье. И уже можно сказать: услышали.
Это хороший пример диалога противников табака и защитников прав курящих, арбитром которого выступает власть. Правильная хабаровская власть приняла закон, по которому будут жить 610 тысяч жителй Хабаровска, в том числе и 175 тысяч курящих.
Тысяча рублей за одну сигарету
В начале апреля я проводил наше мероприятие в Оренбурге. Местный депутат рассказал мне, как он, не большой сторонник курения, пришел в выводу, что антитабачный ФЗ № 15 надо менять. Вот почти дословно его история:
«Меня из депутатского зала подвезли к самолету на минибасе. По трапу уже поднимались пассажиры. Я вносил записи в свой ежедневник, поэтому задержался. Вдруг слышу, кто-то стучит в окно минибаса – один из пассажиров протягивает водителю тысячу рублей – «Земляк, даю тысячу, разреши по быстрому перекурить у тебя в салоне. Не выдержу еще два часа перелета». Водитель покосился на меня и сказал: не положено.
В этот момент я впервые понял, насколько мы с этим законом против курения оказались не правы. Не правы в отношении вот этого нормального мужика - он пару часов просидел с чистой зоне, еще пару часов лететь – четыре часа без табака… Все по закону. Но закон получается издевательский. В этот момент я вдруг понял, что это лично я вот так вот взял и поиздевался над человеком».
Сколько мы будем делать вид, что антитабачный закон выполняется?
За последние два месяца я был в нескольких городах – Мурманске, Ростове-на-Дону, Обнинске, Рязани, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Омске, Оренбурге. Знаете, какой вопрос задается чаще всего?
«Сколько продержится антитабачный закон?»
Мне кажется, вопрос не очень правильно поставлен. Сколько мы будем делать вид, что антитабачный закон выполняется? – это та постановка вопроса, которая вытекает из самого ФЗ № 15. Ведь закон этот не для того, чтобы реально решить проблему.
Вряд ли 450 серьезных депутатов – вернее, 449, один был против – с Охотного ряда, принимая закон, думали, что 40–45 миллионов курильщиков с 1 июня 2014 года либо откажутся от табака, либо станут курить по закону, то есть:
рабочий Уралвагонзавода при протяженности литейного производства в километр будет курсировать туда-сюда?
сотрудник Норильского горнообогательного комбината будет выходит на улицу при -30?
участники заседания в Кремле будут не просто выскакивать на улицу, а бежать через весь Кремль, Красную площадь или Александровский сад?
прооперированный Иван Иванович – неважно где, в Сочи, Твери или Якутске, куривший полжизни, будет ковылять на костылях за пределы палаты, корпуса, больницы?
Не допускаю, что депутаты расчитывали, что все станут поступать именно так. Думаю, что они хорошо понимают, что люди умирают не от табака, умирают от жизни. И если жизнь сделать более комфортной для человека, то вряд ли он станет тратить удобную жизнь на то, что ее сокращает. Именно так и происходит в комфортной Америке – там число курильщиков сокращается не потому, что реклама табака запрещена (не поверите – она там разрешена!), не потому, что запретили продажу сигарет (они там продаются даже в аптеках), а потому, что есть на что потратить высвобождающее дополнительно здоровье – на путешествия, например. Но если жизнь колбасит так, что не до путешествий, не знаешь, что будет с ценами не только завтра, но даже вечером, то тут не хочешь, а закуришь или запьешь, или матом ругаться начнешь.
Вот депутаты и встали перед выбором: либо изменять жизнь, ну, то есть улучшать ее для нас, избираталей, а для этого надо снять пиджак, засучить рукава и вкалывать-вкалывать-вкалывать. Либо взять ручку, лист бумаги и написать: Федеральный закон № 15, а потом сказать – ну мы же вам создали отличный закон, а то, что он не работает – так это за его соблюдением плохо следят надзирающие органы. Лично сам такое заявление слышал на заседании в Госдуме. Кстати, каждому участнику того заседания был роздан пакет документов, в котором рассказывалось, какие госорганы за соблюдение каких статей закона отвечают. Знаете, сколько таких «отвечающих»? Семь! Сделали для галочки и семь нянек отвечать назначили.
Мне, как гражданину, все равно – курил Гагарин или нет (хотя – курил), но первые слова в космосе были произнесены на русском языке. Как читателю, мне все равно, курил Пушкин или не курил (хотя курил), но 250 миллионов в мире говорят на его, пушкинском языке. Жителям Оленинского района Тверской губернии, думаю, все равно, курит или нет глава их администрации, но они его уже 18 лет выбирают потому, что он вкалывает.
Я за антитабачный закон. Но за такой закон, который учитывал бы реальную жизнь, в которой курит примерно половина взрослого населения. Значит, где бы эта половина ни находилась – в дороге, в ресторане, на рабочем месте, в Кремле, – везде должно быть место курильщику. Место специальное, чтобы и ему было комфортно, и некурильщикам не мешало бы. И, уверяю вас, как только поймем это, уровень табачного противостояния пойдет на убыль, к нулю, каждый займется своим делом: будем принимать законы, летать в космос, стоить ГЭС, открывать Сколково, при этом даже не задумываясь, курит человек или нет. Поменяем клеммы, и машина заведется. И поедет. Уверен, к лучшей жизни. Или, по крайней мере, к честной.
Мир – большая деревня
Весной отмечается Всемирный день Земли. Если сократить всё человечество до деревни в сто жителей, то вот кто в ней окажется:
57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев (северных и южных) и 8 африканцев
52 женщины и 48 мужчин
70 небелых и 30 белых
89 гетеросексуалов и 11 гомосексуалов
6 человек будут владеть 59% всего деревенского богатства и все шесть будут из США, а у 80 не будет достаточных жилищных условий
70 будут неграмотными, 50 будут недоедать
1 умрёт и 2 родятся
только у 1 будет компьютер и только 1 будет иметь высшее образование
25 будут курить.
Выдумал только одно – табак
Почти триста лет назад, в апреле, Даниэль Дэфо опубликовал "Приключения Робинзона Крузо". Рукописи не горят, а писатели не врут. Это аксиома. И она еще раз подтверждена. В Тихом океане на острове, известном как остров Робинзона Крузо, обнаружены следы пребывания Александра Селкирка, послужившего прообразом Робинзона. На острове нашли морские приборы, остатки строений, обзорную площадку. Всё, что описано Даниелем Дэфо, – случилось по правде.
Кроме одного.
Книжный Робинзон оказался на необитаемом острове всего с двумя предметами – с ножом и жестянкой с табаком. На необитаемом острове табак не рос. И Дэфо пошел на вымысел – позволил Робинзону обнаружить табак: «на склоне холма, рос в изобилии табак».
Почему? Англичане были не в состоянии представить себе жизнь без табака. Первое, что сделал Крузо – была глиняная трубка. Потом он убил козу, построил дом, вооружился, победил в сражении. И вообще проявлял чудеса энергии и неутомимости. Но сначала был табак и трубка.
Если бы он не нашел стеблей табака, читатель всему этому просто не поверил бы – ни в козу, ни в дом, ни в сражения с аборигенами, ни в то, что человек может выжить в одиночестве и победить… В козу, впрочем, может быть, и поверил бы. Но во все остальное – вряд ли.