Южно-корейская компания Korea Tomorrow & Global (KT&G) известна российскому потребителю главным образом по сигаретам «Esse», хотя компанией выпускается более 100 марок сигарет; она занимает в мировой иерархии пятое место и абсолютно доминирует на своем домашнем рынке. Марка «Esse» в России с 2003 года и до сих пор уверенно лидирует в премиальной части сегмента супертонких сигарет. О самой же компании известно у нас пока немного.
Табак и Корея
Табак впервые завезли в Корею из Японии в начале XVII века – он упоминается в одном из документов, датированном 1618 годом. Называли тогда его «японской травой» или «южным зельем» – в память о происхождении («южное» потому, что португальцы и испанцы приплывали в Корею и Японию с юга и часто именовались «южными варварами»). Впрочем, ввозили табак и из Китая. Вскоре, когда к курению пристрастились в Корее многие, табак стали выращивать и здесь.
В давние времена корейцы курили трубки. И сейчас такие трубки часто можно увидеть в сувенирных магазинах, хотя по прямому назначению их уже давно не используют. Корейские трубки были тонкими и очень длинными (до метра, а то и больше), на конце деревянного чубука располагалась небольшая металлическая чашечка. Вплоть до начала XX века большинство корейцев не расставалось с трубками ни на минуту. Сигареты и папиросы появились в Корее в начале прошлого века, но по-настоящему вошли в быт уже после войны, и в последние несколько десятилетий окончательно вытеснили трубки. Сейчас корейцы курят в основном сигареты с фильтром.
Емкость корейского табачного рынка составляет около 100 млрд штук сигарет в год, в Азии это четвертый по привлекательности рынок (после Китая, Японии и Индонезии). KT&G занимает около двух третей его объема (62,3% в 2014 году, более свежие данные будут известны в конце марта текущего года), остальное делят между собой BAT, Philip Morris, JTI. В отличие от восточно-европейских стран и России, фактически полностью утративших национальное табачное производство, в Корее KT&G остается безусловным лидером домашнего рынка. В компании это объясняют внимательным отношением и щедрым финансированием таких направлений, как исследования и разработки, маркетинговая поддержка брендов и совершенствование всех производственных технологий – от закупки сырья до организации продаж.
Истоки и планы
Korea Tomorrow & Global ведет свою историю с 1899 года, начав свой путь с агентства Имперского управления табака и женьшеня при дворе императора Козжонга. Почти столетие, до середины 80-х годов прошлого, XX века, принадлежащая государству KT&G оставалась абсолютным монополистом на табачном и красно-женьшеневом рынке Южной Кореи (ранее название компании было Korea Tobacco & Ginseng). Компания была единственным производителем и продавцом табака, табачных изделий, а также знаменитого красного корейского женьшеня.
Почти сразу после потери прав на монополию (в части продаж в 1987 году) по обоим направлениям деятельности KT&G теряет и свой статус унитарной государственной компании. В 1997 году компания была акционирована и часть государственных акций была распродана частным инвесторам, главным образом различным корейским банкам. А спустя два года «развели» просуществовавшие вместе почти сто лет табачный и женьшеневый бизнес корпорации. В январе 1999 года в отдельное подразделение с автономным управлением (но принадлежащее корпорации) выделилась корейская женьшеневая компания Korea Ginseng Corporation.
В июле 2001 года в Корее был снят запрет на открытие иностранных табачных производств и в страну устремились мировые гиганты – Philip Morris, BAT и Japan Tobacco, готовые к строительству собственных фабрик на территории государства, которое является восьмым по величине рынком сигарет в мире. Правда, справедливости ради, надо отметить, что и KT&G не ждет, а успешно ведет конкурентную борьбу как на домашнем, так и на международных рынках.
За последние 25 лет число стран, куда KT&G экспортирует свою продукцию, выросло с 6 до 50 и продолжает расти. Объемы экспорта составляют более 43,4 млрд штук (2014 год), это примерно вдвое больше, чем экспорт всех табачных производителей на территории России во все страны. Что касается географии экспорта компании, то преобладают поставки в страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, СНГ, Африки, Южной Америки, а также в Японию и США. Глобальный рост является стратегией компании и включает как наращивание экспорта, так и инвестиции в локальные рынки.
Структура и ассортимент
На сегодняшний момент на территории Южной Кореи у компании два завода по переработке табачного сырья, четыре сигаретных производства, которые полностью реконструированы и оборудованы по последнему слову табачных технологий, а также завод по производству упаковки. В настоящее время KT&G заканчивает строительство нового современного сигаретного производства. В компании около 4000 сотрудников заняты непосредственно в табачном производстве, из них 2700 наняты в зарубежных странах, прежде всего в четырех государствах, где KT&G имеет собственные производства (Россия, Турция, Иран и Индонезия).
Объем собственного производства составляет порядка 100 млрд штук сигарет, более половины потребляет домашний рынок в Южной Корее (55,7 млрд штук в 2014 году), общие домашние мощности превышают 140 млрд штук в год. Хотя компания использует табаки со всего мира, центральное место в сырьевых закупках занимают корейские табаки высокого качества. Большая часть урожая выращивается под контролем самой компании. Благодаря исторически сложившейся специализации в компании работают лучшие специалисты сельскохозяйственной науки, компания использует в агропромышленном производстве собственные разработки, включая эксклюзивные удобрения для табачных плантаций. Стабильность вкуса сигаретной продукции KT&G обеспечивается, в частности, двухлетним постоянным запасом сырья, чего не могут позволить себе некоторые более крупные табачные компании.
Ассортимент компании постоянно растет и совершенствуется. Среди наиболее известных исторических брендов KT&G марка «88», созданная в честь Олимпийских игр в Сеуле. На экспорт отправляются сигареты более 100 различных марок таких семейств, как «Esse», «Pine», «This», «The One», «Raison», «Bohem» и др. Фантастически успешным запуском нынешнего века стала марка «Esse». Ее совокупный объем экспорта уже превысил 160 млрд штук за 15 лет, а в 2014 году было продано более 36 млрд штук сигарет под этой маркой.
По отношению к своим работникам, как и к согражданам вообще, компания исповедует принцип ответственного отношения и прилагает усилия для поддержки нуждающихся и развития молодежи. Компания спонсирует спортивные команды в Корее по волейболу, бадминтону, настольному теннису и тяжелой атлетике. В области культуры компания помогает в организации выступлений популярных групп и известных музыкантов.
Помимо табачного и женьшеневого бизнеса KT&G занимается производством и продажей продуктов питания, фармацевтических средств и медицинских добавок. В последние годы значительную роль в общей структуре корпорации стали играть инвестиции в биотехнологии, а также в проекты строительства и управления недвижимостью.
В России интересы KT&G представляет эксклюзивный дистрибутор – компания «Алокозай Интернешнл», которая на сегодня осуществляет импорт и продажи сигарет компании зарубежного производства, а также дистрибуцию производимых в России версий.
Завод компании в Калужской области начал производство в 2010 году, его общая проектная мощность составляет 40 млрд штук. На предприятии трудится около 100 человек, включая 9 экспатов.