Центральная табачная фабрика Philip Morris USA поставляет половину продаваемых в Соединенных Штатах сигарет. Открытая 42 года назад, фабрика до сих пор является для отрасли примером эффективности в больших, очень больших масштабах
В прошлом году фабрика в Ричмонде, штат Виргиния, произвела более 125 млрд. сигарет. По словам представителей фабрики, при наличии спроса могут быть задействованы дополнительные мощности.
Можно без особых опасений поручиться, что предприятие PM USA – одна из крупнейших среди функционирующих сегодня, по оценкам издания Tobacco Atlas 2015, пятисот или, возможно, семисот табачных фабрик. Если исключить государственную монополию Китая, шансы стать первым для предприятия PM USA резко возрастают.
Как бы ни был велик Производственный центр по адресу 3601 Коммерс Роуд, фабрика сама является продуктом длительной консолидации, ставшей результатом борьбы Philip Morris и других американских производителей с глубоким падением на сигаретном рынке.
«На пике мы производили около 420 млрд. сигарет, – заявил Грег Рей (Greg Ray), который поступил на работу в PM в качестве инженера, а сегодня управляет табачной фабрикой в должности первого вице-президента по производству курительной продукции. – На самом деле, 25 лет назад, когда я пришел сюда на работу, было пять фабрик, производивших сигареты. Мы уплотнились в одну в нужном месте, лучшем месте, которое только может быть».
«Это была колыбель табачного бизнеса, и его реальность – причина, по которой мы находимся в Ричмонде», – заявил Рей.
Не все, что произвела фабрика PM USA в Ричмонде, предназначалось для внутреннего потребления. Например, по словам Рея, фабрика оказывала поддержку Philip Morris International, которую владелец PM USA компания Altria Group в 2008 г. выделила в отдельное общество в рамках экспансии PMI в Восточную Европу и Азию.
PM USA находится менее чем в часе езды на машине от внутреннего конкурента номер один - RJ Reynolds Tobacco в Северной Каролине. RJRT поглотит наибольшую часть третьего по величине производителя сигарет в США, Lorillard, когда будет завершено слияние, одобренное в мае антимонопольными властями США. Imperial Tobacco займет освобожденное Lorillard третье место, укрепившись в результате приобретения сигаретных марок, проданных RJRT.
Imperial также приобретет фабрику Lorillard в Гринсборо неподалеку от штаб-квартиры RJRT в Уинстон-Сейлем. Кроме того, компания купит несколько небольших марок Lorillard, включая Maverick.
Что это означает для PM USA и ее материнской компании Altria?
Немного. Конкуренция на сигаретном рынке США очень высока, и производители сигарет всегда жестко соперничали друг с другом. Бизнес PM USA скорее всего будет развиваться как обычно, независимо от слияний.
RJRT и Imperial, по крайней мере поначалу, будут проводить множество переговоров, поскольку сделка предполагает переходный период, в течение которого RJRT будет производить Kool, Salem и Winston для Imperial по контракту. Основную марку компании Lorillard – сигареты с ментолом Newport – компания Imperial будет поставлять RJRT по контракту.
Последнее из закрытий фабрик, о которых говорил Рей, произошло в 2009 г., когда производство было остановлено на фабрике в округе Кабеарус, штат Северная Каролина, после чего оно было консолидировано в рамках Производственного центра.
Открытое в 1973 г., сегодня предприятие в Ричмонде состоит из шести зданий, которые занимают 43 акра на участке площадью 200 акров. Табак поставляется в цех обработки, который находится на одном конце производственной площадки. Материалы необходимые для производства и упаковки сигарет хранятся на другом конце производственной площадки, состоящей из семи секций.
Автоматизированные системы хранения и подачи (АСХП) подают табак и материалы на площадку. На стороне материалов захваты одномачтовой АСХП бесшумно двигались взад и вперед по четырем проходам, в ответ на команды с удаленного компьютера подхватывая материалы в секциях хранениях, где находятся тысячи палет.
Фольга, упаковочные материалы, бумага, обертка фильтров и прочее устанавливается на конвейеры, движущиеся в кажущуюся бесконечной зону производства. Оборудование сгруппировано в узлы, и линии работают на скоростях, наиболее соответствующих производимой продукции. Низкоскоростные линии выдают 300 пачек в минуту. Высокоскоростные линии могут делать 700 пачек. Большинство фильтров, используемых в сигаретной продукции PM USA, производятся на фабрике в Ричмонде.
«Это как будто каждый модуль – сам себе фабрика, и мы, на самом деле, эксплуатируем их таким образом, – заявил Рей, объясняя, каким образом происходит управление производством на кажущейся бесконечной площадке, сплошь заставленной оборудованием. – У каждого свой график, и каждый выполняет собственный недельный бизнес-план. Это может быть чистка, это может быть плановое обслуживание, это может быть смена оборудования, или это может быть просто изготовление Marlboro Gold весь день напролет, все пять дней на неделе».
На различные версии Marlboro приходится 44 процента рынка США. С портфелем марок, который включает в себя L&M, Parliament, Benson&Hedges, Virginia Slims и Chesterfield, рыночная доля PM USA по состоянию на апрель была 51,1 процента. Фабрика выпускает более 250 позиций.
Американские производители сигарет обязаны получать разрешение надзорных органов для изменения своей продукции, что может служить ограничением на нововведения.
С 2011 г. главный надзорный орган в сфере табака в Америке, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), требует, чтобы табачные компании получали разрешение на маркетинг новой продукции. Если данная продукция соответствует рекомендациям FDA, будучи аналогичной уже присутствующей на рынке, производитель может заявить, что новая версия является в существенной мере эквивалентной (СЭ) продукту, который был выведен на рынок до 15 февраля 2007 г. Предполагается, что это экономит время.
На практике лишь очень небольшая часть заявок СЭ была удовлетворена. Продукция, поступившая на рынок в период между 2007 и 2011 гг., может оставаться на рынке, пока FDA принимает решение о том, следует ли разрешить ее продажу.
«Из-за FDA для нас несколько сложнее вывести на рынок то, что вы могли бы назвать полностью новой версией, – заявил Рей. – Но, конечно, мы всегда рассматриваем варианты новых видов сигарет».
«Мы своевременно подавали отчеты, демонстрирующие, как это необходимо, существенную эквивалентность четырех наших марок сигарет. FDA до сих пор не одобрило [ни одного из] этих отчетов. Многие из этих отчетов были поданы в 2011 г., и вот, где мы находимся спустя четыре года», – заявил он.
«Так что мы действительно концентрировались на маркетинге портфеля, который нам на тот момент был доступен».
Тем не менее, число позиций, производимых в Ричмонде, легко можно квалифицировать как производство разнообразной продукции, и такие требования к продукции означают, что многие производители оборудования продавали PM USA свои машины, чтобы эти требования можно было выполнить.
Многие из машин, которые корреспондент TJI видел во время экскурсии по фабрике, были европейского производства. В части площадки, где проходила экскурсия для TJI, преобладало оборудование, поставленное немецкой компанией Hauni. Компания впервые открыла в Ричмонде представительство по продажам и обслуживанию в 1955 г. В то время это было первое иностранное представительство основанной в 1946 г. компании по производству сигаретного оборудования.
На площадке Производственного центра сотрудники службы поддержки Hauni помогают персоналу PM USA максимально эффективно задействовать сигаретные машины серии Protos и другое установленное там оборудование.
Работникам PM USA также предлагают воспользоваться всеми преимуществами большого фитнесс-центра, расположенного в непосредственной близости от производственной площадки, где имеются велотренажеры, беговые дорожки и тренажеры для работы с отягощениями.
Сотрудники PM USA объединены в профсоюз, в отличие от работников производителя сигарет номер два RJRT, которые в 2011 г. проголосовали против того, чтобы их права представляла Международная ассоциация операторов станкового оборудования и работников авиакосмической отрасли, а также Международный союз работников хлебопекарной, кондитерской, табачной и мукомольной промышленности. Оба профсоюза представляют интересы сотрудников PM USA, более 1.400 из которых обеспечивают круглосуточную работу предприятия пять дней в неделю.
«Если речь идет об обработке табака и производстве сигарет, это наш бизнес, это то, что мы делаем лучше всего», – заявил Рей.
Джо Мапотер (Joe Mapother), "TJI – Tobacco Journal International":