Подпольные производители сигарет возвращаются – в ЕС
По словам чиновников ЕС по борьбе с мошенничеством, за последние десять лет контрабанда сигарет в Европе эволюционировала и стала более разнообразной, и лучшим способом противодействовать ей зачастую является международное сотрудничество. Тем временем табачная отрасль согласилась с тем, что координация с данными инициативами может принести выгоды
Если десять лет назад незаконные сигареты, продаваемые в Европейском Союзе, в большинстве своем поступали контрабандой из стран за пределами ЕС, тогда как внутри Союза незаконное производство осуществлялось лишь в небольших объемах, сегодня подпольное производство в Европе выросло. Как заявили чиновники по борьбе с мошенничеством в Брюсселе, продукция либо продается напрямую потребителям в ЕС, либо экспортируется за пределы Союза, после чего контрабандой переправляется обратно.
Подпольно произведенные сигареты могут выглядеть так, будто они были реэкспортированы, хотя на самом деле они никогда не покидали ЕС. По другому сценарию, сигареты, произведенные за пределами ЕС, импортируются в Европейский Союз, после чего контрабандой переправляются обратно в страны происхождения, например, Египет.
По словам чиновников, это серьезно затрудняет определение страны происхождения, транзита и назначения. Именно поэтому, по их словам, международное сотрудничество между странами-членами ЕС, их соседями и торговыми партнерами необходимо для разоблачения сетей контрабанды сигарет. Указанные чиновники пожелали остаться неназванными.
Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) проводит и поддерживает множество операций против контрабанды сигарет, полагаясь на свои возможности по обмену информацией с таможенными службами и правоохранительными органами стран ЕС. Бюро также сотрудничает с властями соседних стран, включая Турцию, Ливан, Египет, Марокко, и Беларусь.
Результатом стало множество совместных операций. Последний раз такие операции официально обнародовались в феврале, после того как в январе власти Турции, Израиля, Испании, Нидерландов и Латвии под руководством OLAF в рамках двух отдельных операций совместно изъяли 15 млн. контрабандных сигарет.
Учитывая, что контейнер с контрабандными сигаретами за день может пересечь три границы, сотрудничество и быстрый обмен информацией между OLAF и таможенными органами и властями стран ЕС и других стран является критически важным, заявили эксперты ЕС по борьбе с мошенничеством. Контейнер с контрабандными сигаретами может совершить кругосветное путешествие за 100 тыс. евро (108 тыс. долл. США), но прибыль может составить 2 млн. евро.
По данным OLAF, за последние пять лет наблюдалось снижение объемов конфискованных контрабандных сигарет. Как заявляют в Брюсселе, эту тенденцию можно объяснить падением спроса на сигареты, а также заключением соглашений между Европейской Комиссией и четырьмя крупными табачными производителями (Philip Morris International, Japan Tobacco International, British American Tobacco (BAT) и Imperial Tobacco Group).
В рамках соглашений компании отслеживают продаваемую ими продукцию, как внутри, так и за пределами ЕС, и принимают меры по проверке благонадежности клиентов. Если власти ЕС в ходе операций по борьбе с контрабандой конфискуют более 50 тыс. подлинных сигарет одной из компаний, она обязана полностью заплатить причитающиеся пошлины и налоги. Если количество сигарет превысит еще больший лимит, оговоренный между Европейской Комиссией и каждой компанией (например, 450 млн. сигарет в случае Philip Morris), дополнительные выплаты возрастают до 500% от суммы неуплаченных пошлин и налогов.
«С 2006 г. число конфискованных сигарет Philip Morris – как подлинных, так и контрафактных – снизилось на четыре пятых и продолжает снижаться, – заявил Европейский комиссар по налогообложению Альгирдас Шемета на заседании Европейского парламента в Брюсселе 7 октября 2014 г. – Все имеющиеся индикаторы показывают, что соглашения работают, сокращая объемы контрабанды, и что они эффективно содействовали успеху широкой кампании ЕС в этой области», – отметил он.
Однако он предупредил, что в контрабандных цепочках стали преобладать подлинные или поддельные сигареты других производителей, не подписавших такое соглашение.
Представитель Вице-президента Европейской Комиссии по бюджету и кадрам Кристалины Георгиевой заявила, что Брюсселю еще предстоит решить, каким образом будут заключаться соглашения с другими производителями.
Чиновники также продолжают рассматривать вопрос о том, как действовать в отношении продления истекающего в 2016 г. соглашения с Philip Philip Morris International.
Что касается отрасли, она вовсе не отрицает, что проблема контрабанды до сих пор существует. Представитель британской Imperial Tobacco сослался на данные Всемирного банка, Союза рамочной конвенции по борьбе против табака и исследовательской фирмы Euromonitor International, согласно которым в мире ежегодно потребляются около 6 трлн. сигарет, при этом до 600 млрд. из них являются незаконными, что означает потери для правительств от несобранных налогов в размере до 50 млрд. долл. США и для компаний от недополученной прибыли от 5 млрд. до 10 млрд. долл. США в год.
Помощь отрасли
Несколько ведущих фигур табачной отрасли подчеркивают важность и ценность совместной работы на международном уровне для борьбы с контрабандой и производством контрафактных сигарет.
Алан Хардэйке (Alan Hardacre), председатель Конфедерации производителей сигарет Европейского сообщества (КПСЕС), заявил в Брюсселе: «Незаконная торговля – это проблема, которую правительства не могут решить в одиночку». Он отметил, что европейская табачная промышленность «играет активную роль, помогая правительствам, регуляторам и правоохранительным органам, передавая им информацию и разрабатывая конкретные программы».
Хардэйке заявил, что КПСЕС принимает активное участие в обсуждениях с Европейской Комиссией и членами Европейского парламента охватывающей весь ЕС стратегии борьбы с незаконной торговлей табачными изделиями. Он отметил, что за последние несколько лет КПСЕС представила Комиссии предложения по ряду различных вопросов, которые, по его словам, «вероятно, будут иметь положительное влияние на сокращение уровня незаконной торговли в ЕС».
Предложения включают в себя указание на необходимость проведения исследований для определения объема и природы незаконной торговли; назначение чиновников ЕС по обмену информацией на внешних границах ЕС; расширение сотрудничества между таможенными органами; запуск инициатив по повышению общественной осведомленности; и действия по нарушению цепочек поставок для незаконной торговли в странах-поставщиках, в частности, действия, направленные против поставщиков ингредиентов.
Хардэйке добавил, что КПСЕС поддерживает цели Директивы о табачных изделиях (2014/40/EU) по созданию панъевропейской системы для отслеживания происхождения табачных изделий (Статья 15) и для усовершенствования мер и характеристик безопасности для борьбы с контрафактом (Статья 16).
«Мы участвуем в обсуждении с DG SANTE [главное управление по здравоохранению и безопасности продуктов питания] в Брюсселе разработки соответствующего реализующего законодательства, которое будет определять конкретную природу системы, которая будет необходима», – заявил он.
Однако, он уточнил, что «КПСЕС крайне озабочена тем, что разрабатываемые [согласно директиве] технические стандарты могут привести к значительным затратам и административному бремени для производителей, в действительности при этом не способствуя успеху борьбы против незаконной торговли».
Крупные международные табачные производители также подчеркивают важность международного сотрудничества и указывают, как они могут помочь в решении проблемы. Брайан О’Коннелл (Brian O’Connell), глава подразделения BAT по борьбе с незаконной торговлей, заявил, что созданное производителями сигарет специальное Подразделение по сбору информации для противодействия незаконной торговле (Anti Illicit Trade Intelligence Unit, AITIU) со штаб-квартирой в лаборатории в Саутгемптоне (Соединенное Королевство) собирает информацию обо всех аспектах незаконной торговли табаком.
По словам О’Коннелла, команда в основном состоит из экспертов, которые наряду с идентификацией поддельной продукции могут выяснить, какие подпольные предприятия подделывают марки BAT, и составить полный профиль предприятия, определив число его производственных машин и оценив его производственные возможности, даже не переступая порога самого предприятия.
Подразделение оказывает услуги правоохранительным и таможенным органам во всем мире, в частности, Европолу, Интерполу, местным органам полиции и Американскому бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам, проводя экспертизу для идентификации поддельной сигаретной продукции.
«Команда AITIU обладает глобальными возможностями и уделяет особое внимание различным «горячим точкам» незаконной торговли в мире, обмениваясь информацией с полицией и таможенниками с целью привлечения к ответственности преступников, занятых в незаконной торговле, – заявил он, уточнив: «В конце прошлого года мы добились особенных успехов, действуя вместе с нашими коллегами на рынках, оказывая поддержку полиции в ходе облав на подпольные фабрики в Европе, которые производили дешевые сигареты в больших количествах для распространения в ряде стран ЕС».
Он также отметил, что в некоей стране в Азии они «проводят долгосрочную операцию по оказанию прямой поддержки должностным лицам, что привело к значительному снижению объемов производства незаконной продукции...»
Патрик Китинг (Patrick Keating), старший менеджер подразделения Imperial Tobacco по борьбе с незаконной торговлей, заявил, что его компания «настроена решительно против незаконной торговли и сотрудничает с властями в мире для предотвращения поступления подпольных табачных изделий на рынок». Он добавил, что в 2013 г. деятельность Imperial по сбору информации позволила оказывать поддержку правоохранительным органам во всем мире, в результате чего было конфисковано приблизительно 834 млн. незаконных сигарет.
Стив Смит (Steve Smith), глава службы безопасности группы и управления рисками в Imperial, заявил: «Мы строго контролируем нашу глобальную сеть дистрибьюторов, у нас есть отдельная команда специалистов, работающих на международном уровне совместно с правительственными, таможенными и акцизными органами для нарушения цепочек поставок и продаж незаконной продукции».