Сохранит ли Швейцария свои традиции возделывания табака?
Это малоизвестный, но факт: Швейцария — страна, где существует довольно-таки старая традиция возделывания табака. В последнее время, однако, число фермеров, занимающихся этим видом сельскохозяйственного производства, становится все меньше, и скоро уже само существование этой вековой культуры может быть поставлено под серьезный вопрос.
Первые табачные поля появились в регионе Базеля примерно в 1680 году. В настоящий момент его всё еще выращивают в регионе Ажуа (кантон Юра), в центральной части Швейцарии (кантоны Люцерн и Аргау), а также в долине Бруа (Broye), где сейчас сосредоточено порядка 80% всего табачного производства Швейцарии.
Именно поэтому каждый, кто отправится в путешествие по этой сельской глубинке, обязательно столкнется с характерными для данного региона строениями с высокими крышами и узкими окнами-бойницами, призванными обеспечивать беспрепятственную циркуляцию воздуха. Это так называемые ангары-сушильни, которые служат для первичной обработки листьев табака нового урожая.
Сбор табака обычно происходит летом. Поскольку практически вся работа делается вручную, фермеры приветствуют любую лишнюю пару рук в поле. Поэтому для сезонных рабочих сбор табака нового урожая тоже является в прямом и переносном смысле жаркой порой. Рассада на поля высаживается обычно весной, а осенью наступает время сортировки высохших листьев и проверки их качества.
«Работа с табаком очень затратная как по ресурсам, так и по времени. Заниматься чем-то еще, кроме табака, можно только с декабря по март», — говорит Жан-Жак Ледерах (Jean-Jacques Laderach), фермер из местечка Домдидье (Domdidier), что в кантоне Фрибур.
Табак — дело женское
Однако трудовая суета на полях очень обманчива. На самом деле число тех, кто сейчас культивирует в Швейцарии табак, сокращается чем дальше, тем быстрее. Свой расцвет табачная индустрия Конфедерации пережила на исходе Второй мировой войны, когда табаком в стране занимались почти 6 тыс. фермеров, а их угодья в общей сложности занимали 1 450 гектаров.
«В то время Швейцария была единственной страной в Европе, в которой табак продавался свободно, а не по карточкам. За время войны площади, отведенную под эту сельскохозяйственную культуру, выросли почти вдвое». Об этом говорится на сайте межотраслевого объединения предприятий табачной промышленности «SwissTabac».
Однако затем начался неуклонный спад и сегодня в Швейцарии выращиванием табака занимается только 198 фермеров, а площадь их земель не превышает 468 га. В деревушке Домдидье этот спад заметен особенно. «Из всех, кто когда-то разводил табак, остался я один, хотя когда-то эту культуру только у нас в регионе возделывали более ста фермеров», — вспоминает Жан-Жак Ледерах.
«Интересно, что всего лишь полвека назад табак был делом исключительно женским. Не имея возможности найти себе применение на рынке труда, многие семьи, точнее, их женская половина, принимались выращивать табак мелкими партиями, надеясь заработать к концу года какие-никакие, но все-таки дополнительные деньги...»
Идеальная культура для мелких крестьян
Долгое время табак считался культурой «маленького человека на селе», стремящегося обеспечить себе элементарное выживание. «Она дает возможность довольно хорошо зарабатывать на относительно небольшом участке земли. По сравнению с пшеницей табак приносит в десять раз больше дохода на гектар, хотя и заботы требует и в десять раз больше. Но зато он позволяет крестьянам, у которых нет возможности расширить свои земельные угодья, извлекать максимум возможной прибыли из своего земельного минимума», — поясняет Франсис Эггер (Francis Egger), секретарь объединения «SwissTabac».
Жан-Жак Ледерах с такой оценкой согласен. Табачный бизнес в их семье начал его отец еще в 1974 году, а сегодня он сам возделывает и продает душистые листья, в рамках бизнеса, который ведет вместе с сыном. «Земли у нас тогда было не так уж много, но нам срочно требовалось найти дополнительный источник дохода. Мы подсчитали, что если засадить имеющиеся угодья зерновыми, то тогда прибыли нам точно не хватит для того, чтобы вести хозяйство только силами двух человек. Табак стал единственным выходом из ситуации», — говорит он.
С тех пор, однако, сельское хозяйство Швейцарии прошло длинный путь структурных реформ и преобразований. Во многих регионах эти объективные процессы часто без обиняков называют «вымиранием крестьянского сословия». Табачная индустрия, как и многие другие отрасли сельского хозяйства, в полной мере ощущает на себе давление неуклонного процесса модернизации.
Кроме того, общее сокращение численности швейцарского крестьянства (в 2014 году в стране насчитывалось 54 тыс. фермерских хозяйств, что на 2,1% меньше, чем годом раньше) привело к возникновению значительных излишков сельскохозяйственных земель. Табак перестал быть нужным в качестве «палочки-выручалочки», многие фермеры предпочли перестроиться с трудоемкого табака на более простые в работе культуры, получая при больших площадях тот же доход при меньших затратах сил, энергии и времени.
Для Франсиса Эггера значительную роль играет еще и социальная эволюция, которую переживает сейчас общество страны. «Мало какая крестьянская семья способна в наши дни на весь период сбора урожая не просто нанять себе десяток сборщиков табака, но еще и разместить их у себя и обеспечить питанием. Порой проще одному из членов семьи найти „нормальную“ работу со стабильной зарплатой, которая будет неплохой добавкой к доходам от ведения сельского хозяйства».
Беженцев — в поля?
На время сбора урожая в июле и августе производители табака вынуждены нанимать дополнительную рабочую силу. Обычно ею становятся подростки, которые ищут подработку на лето, а также сезонные рабочие из Польши и Румынии. Даже если зарплата по швейцарским стандартам у них более чем скромная — около 10 франков или 700 рублей в час — добровольцев все равно хватает.
«Мы с легкостью находим помощников на самое горячее время страды», — подтверждает Жан-Жак Ледерах. «В основном мы нанимаем граждан Польши. Они очень охотно берутся за эту подработку, потому что за несколько недель они у нас зарабатывают столько, сколько в Польше за несколько месяцев».
В этой связи референдум 9 февраля 2014 года, по итогам которого швейцарцы одобрили законодательную инициативу «Против массовой иммиграции», ограничивающую приток трудовых кадров в Конфедерацию из стран ЕС, вызывает в рядах производителей табака заметную озабоченность, пусть даже трудовых договоров, заключаемых на срок менее трех месяцев, эта инициатива и не касается.
Однако швейцарский крестьянин не был бы самим собой, если бы он не предусмотрел все возможные варианты развития событий. Начиная с весны 2015 года авторитетное «Швейцарское крестьянское объединение» («Schweizerischer Bauernverband» — «SBV») начало реализацию трехлетнего проекта, предусматривающего возможность привлечения к работе на табачных полях официально признанных беженцев, которым по закону в Швейцарии работать вообще-то запрещено.
Первые итоги проекта «вполне положительны», — отмечает директор «SBV» Жак Буржуа (Jacques Bourgeois) в недавнем интервью газете «Matin Dimanche», пусть даже, как говорит Франсис Эггер, «мы пока не нашли производителей табака, желающих поучаствовать в этом проекте».
Табачная индустрия — помощь или зависимость?
В эпоху, когда производство табака переживает исторический спад, помощь со стороны табачной индустрии становится для фермеров более чем необходимой. В настоящее время всем табачным бизнесом в Швейцарии владеют только три гиганта — «Philip Morris», «British American Tobacco» и «JT International». Именно благодаря их поддержке табачные плантации в Швейцарии не исчезли еще окончательно с лица земли. С другой стороны, на долю отечественного производителя приходятся только 4% табачного рынка страны. Так что если это и поддержка, то очень скупая.
«Ясно, что из-за высокой стоимости рабочей силы и инфраструктуры в Швейцарии мы никогда не выдержим конкуренции с мировыми ценами. Разница между ценой в Швейцарии и в мире компенсируется специальным фондом, учрежденным большой табачной тройкой», — поясняет Франсуа Эггер. По его словам, формируется этот фонд по ставке 13 сантимов с каждой продаваемой в Швейцарии сигареты. Собранные таким образом деньги идут на поддержку швейцарского табачного фермерства.
Для того, чтобы выжить, фермеры должны уметь договариваться с фабрикантами. Несмотря на серьезные разногласия относительно формулы отчислений в упомянутый фонд в конце прошлого года им все-таки удалось подписать конвенцию о сотрудничестве на период до 2019 года. Таким образом на ближайшие пять лет будущее швейцарских фермеров, специализирующихся на выращивании табака, гарантировано. Но что будет потом?
«Ведь вполне может получиться так, что лет через 10 в Швейцарии вообще не останется тех, кто разводит табак», — говорит Франсис Эггер. «Но мы не теряем веры в будущее, потому что на нашей стороне профессионализм и опыт. В любом случае окончательный закат табачного производства в Швейцарии эксперты начали предрекать уже 20 лет назад. Но, как видите, мы все еще здесь и продолжаем работать», — философски добавляет он.