Как поставщики табачной продукции получили доступ к крупнейшей государственной сети продаж
Несмотря на декларируемый на высшем уровне приоритет борьбы с курением, некоторые принимаемые госструктурами решения в официальную концепцию совсем не укладываются. Рынок табачной продукции в России серьёзно сокращается, о чём свидетельствуют закрытие фабрик и экстренные меры, предпринимаемые компаниями-производителями. В то же время на днях стало известно, что у производителей сигарет появились десятки тысяч новых пунктов продаж по всей России. Самое примечательное в том, что обеспечит им такую возможность государственное предприятие. О возможных последствиях нового соглашения — в материале «Йода».
«Известия» со ссылкой на замминистра связи и массовых коммуникаций Михаила Евраева сообщили, что «Почта России» заключила соглашение о торговле сигаретами в своих отделениях с двумя крупнейшими дистрибьюторами табачной продукции в стране — «СНС» и «Мегаполис». Доступ более чем к 30 000 точкам сбыта по всей стране получили крупнейшие компании отрасли — British American Tobacco, Philip Morris, Japan Tobacco International и Imperial Tobacco. Как отметили в беседе с «Йодом» представители «Почты России», табачная продукция продавалась в некоторых отделениях и до этого соглашения, однако теперь сеть расширилась. Продаваться сигареты, как заявляют в пресс-службе, будут только в сельских филиалах.
Почта России
Более 30 000 отделений «Почты России» находятся в сельской местности, из них порядка 22 000 — в населенных пунктах с численностью населения менее 1000 человек. В сельской местности почта является порой единственным местом, где люди могут приобрести не только периодику и книги, почтовую и канцелярскую продукцию, школьные товары и филателию, но и товары первой необходимости и товары повседневного спроса: продукты питания, текстиль, бытовую химию, табак и другие. Многие почтовые отделения расположены в населенных пунктах, где поблизости нет ни одного газетного киоска, сетевого супермаркета, книжного или хозяйственного магазина. Таким образом, «Почта России» делает товары первой необходимости и повседневного спроса доступными для всех россиян, проживающих в сельской местности. Стоит отметить, что реализация табачной продукции происходит в почтовых отделениях сельской местности, в первую очередь, в отдаленных и малонаселенных регионах, на Крайнем Севере. При реализации данной продукции соблюдаются все требования законодательства России: не осуществляется выкладка продукции, реализация производится только в отделениях, находящихся не ближе 200 метров от школ и детских учреждений. Поставщиками продукции выступают компании АО «Торговая Компания „МЕГАПОЛИС“» и Группа компаний «СНС», которые являются официальными дистрибьюторами сертифицированной табачной продукции, производимой исключительно на предприятиях на территории России.
В группе компаний «СНС» от комментариев «Йоду» отказались. О своей позиции по заключённому соглашению рассказали в компании БАТ-Россия (British American Tobacco). Там также сделали акцент на отсутствии в сёлах и деревнях доступа к некоторым категориям товаров.
Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия»
Сотрудничество с официальными дистрибьюторами позволит обеспечить жителей отдалённых сел и деревень, где порой нет других торговых точек, качественной легальной продукцией отечественного производства. Мы предполагаем, что в связи со спецификой регионов, где расположены отделения, спрос в основном будет на сигареты низкого ценового сегмента и сегмента «качество по разумной цене».
По словам главного редактора отраслевого информагентства «Русский табак» Максима Королёва, у распространителей табачной продукции есть интерес в этом соглашении, поскольку продажи сигарет падают, и новые каналы сбыта смогут это частично компенсировать. О том, что производители переживают не лучшие времена и ищут пути сохранить лояльность покупателей, свидетельствует и их решение увеличить количество сигарет в пачках. Признают факт сокращения рынка табака и сами производители. По их заявлению, российский табачный рынок сокращается уже несколько лет подряд. «Это закономерный процесс, учитывая стремительное повышение налогов на табак. Акцизы и, как следствие, цены на сигареты растут быстрее, чем доходы потребителей. С 2010 года ставка акциза выросла в пять раз, средняя пачка сигарет подорожала с 25 до 68 рублей. За прошлый год объем легального табачного рынка снизился почти на 10%, а доля нелегальной табачной продукции возросла в полтора раза», — отметили в «БАТ-Россия»
Примечательно, что позиции «Почты России» и представителей табачной индустрии по заключенному соглашению совпадают и с мнением председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова. В интервью «Йоду» он заявил, что поддерживает идею торговли сигаретами в отделениях печати.
Сергей Калашников, председатель комитета ГД по охране здоровья
Я отношусь к этому положительно. Во многих населенных пунктах почта — единственное учреждение, которое работает. Думаю, что этот ход верный и сделан для того, чтобы не лишать возможности курить тех, кто всё-таки курит. Конечно, это облегчает доступ к сигаретам, но это произойдет там, где вообще других источников сигарет нет. Почта поможет многим курильщикам не ездить 50 км за сигаретами. Мы ведь не вводим тотальный запрет на курение. Не надо забывать, что курильщики — не враги народа. Зачем же мы тогда будем их гнобить? Политика государства должна быть направлена на противодействие курению, но при этом не нужно создавать дурацкие препоны для тех, кто все же продолжает курить.
Член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ Виктор Зыков полагает, что такой подход противоречит государственной политике в области здравоохранения, действующим законам и Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. По его мнению, подобные решения, как правило, поддерживают ведомства экономического блока, заботящиеся о поддержке бизнеса, но не учитывающие упущенную выгоду в производстве ВВП от потребления табака.
Виктор Зыков, член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ
Во-первых, такая мера увеличит уровень потребления табачной продукции, поскольку она станет более доступной. Во-вторых, это противоречит государственной политике по противодействию потреблению табака. Правительством утверждена концепция, согласно которой должны быть приняты все меры для того, чтобы распространённость курения снижалась. В этом контексте шаг «Почты России» выглядит очень странно, поскольку это госпредприятие. До 2012 года потери ВВП от табакокурения составляли около 1,3 триллиона. Минимальная прибыль, которая будет получена государством от реализации такой продукции, не идёт ни в какое сравнение с этими потерями. В этом вопросе необходимо исходить из глобальных стратегических целей, а не из тактических. Это нерационально и аморально. Кроме того, такая мера в целом усложнит оказание услуг в отделения «Почты России» — если люди будут заходить лишь для того, чтобы купить сигареты, то очереди станут ещё больше. Это решение ухудшит имидж «Почты России» в глазах здравоохранной общественности и в плане доступности её основных услуг. Руководство «Почты России» и Минкомсвязи, видимо, не понимают, что это за товар. Поддержка госпредприятиями реализации такой продукции противоречит не только международному, но и российскому многим законодательству, в котором закреплена ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья от последствий потребления табака.
В свою очередь, Максим Королёв считает аргумент о том, что расширение доступности приведёт к увеличению числа курильщиков, искусственным. По его словам, раньше человек мог купить пачку сигарет у метро, а теперь покупает табак заранее блоками, что провоцирует его курить больше. «Когда принимали федеральный закон № 15, руководствовались соображениями, что доступность должна быть уменьшена, и тогда снизится количество курящих. Эффект получается обратный. Позитивно ограничение доступности табака может повлиять скорее на „случайных“ курильщиков. Нынешнее соглашение, таким образом, скорее снимет напряжение потребителя, что он останется без своего продукта», — заявил он.
Говоря о перспективах сотрудничества «Почты России» и табачных поставщиков, Королёв отметил, что успешность партнёрства в долгосрочной перспективе под вопросом.
Максим Королев, главный редактор информагентства «Русский Табак»
К проекту я отношусь скептически, поскольку системы работы «Почты России» как государственной компании и частных дистрибьюторов не очень совпадают. Я не вижу длительного и гармоничного сосуществования этих двух структур. Почте нужна отсрочка по поставкам, а дистрибьюторы привыкли работать «в живые деньги». Поставка может быть сделана с отсрочкой платежа, но «Почта России» не заплатит вовремя. Система сложилась такая, что иногда поставщики ждут оплаты полгода. Это может не устроить дистрибьюторов. Второй аргумент против этой схемы заключается в том, что для «Почты России» привычно иметь высокую рентабельность продукции, которую она берёт в оборот. У «Почты России» всегда были довольно жёсткие критерии — продукция с рентабельностью меньше 100% их не интересовала. С табачными изделиями это невозможно, поскольку есть система максимальных розничных цен. Наценку в 100% или даже 50% почта сделать не сможет. Скорее всего, она будет составлять около 15%. Впрочем, возможно, именно для этой категории «Почта России» сделает исключение из-за её высокой ликвидности.
Заключенное соглашение едва ли сыграет большую роль в изменении динамики количества курящих и объемов курения в России. Но очевидно, что шаг сделан в направлении, обратном вектору официальной государственной политики в этой сфере. Лоббизм в сфере табачного и алкогольного регулирования, а также сиюминутные интересы отдельных государственных структур, как видно на этом и других примерах, порой оказываются сильнее решений, принимаемых на высшем уровне.
Александр Белановский, "Internet – СМИ ": (yodnews.ru):