Белоруссии выпала доля существовать между двумя экономическими блоками — Россией и Европейским Союзом. Фактически, со времен распада Советского Союза восточной границы у Белоруссии так и не возникло. В то же время отношения с Европейским Союзом у авторитарного белорусского руководства не складываются уже 20 лет, что привело к отсутствию каких-либо интеграционных проектов и существованию полноценной границы на западе страны.
Таможенный режим является препятствием для свободной торговли между странами, но в то же время он дарит нелегальный источник доходов многим предприимчивым гражданам по обе стороны границы.
Сегодня можно уверенно утверждать, что контрабанда процветает в Белоруссии на всех направлениях — и на границе с Европейским Союзом (Латвия, Литва, Польша), и на границе с Украиной. Новости о задержании контрабандных товаров появляются в белорусских медиа почти ежедневно, и это только небольшая часть того, что задерживается и ещё меньшая часть того, что благополучно перевозится за границу.
Теневая экономика
Это происходит совсем не потому, что Белоруссия является коррумпированным государством, где таможенные и пограничные органы с охотой помогают теневому бизнесу за взятки. Напротив, эти органы работают в Белоруссии весьма эффективно и коррупция здесь значительно ниже, чем в других странах СНГ.
Причина в том, что контрабанда большинства товаров в Белоруссии уголовно не наказуема и потому имеет массовый характер. Теневой бизнес сулит жителям как Белоруссии, так и Украины, и других небогатых приграничных регионов Литвы и Польши, часто больший заработок, чем они могут получить, работая легально. Либо вообще является единственно возможным способом заработка.
Контрабанда на белорусской границе осуществляется разными способами и в разных масштабах. Обычно контрабанду перевозят через пункты таможенного пропуска, не сообщая о её наличии в таможенной декларации, либо путём нелегального пересечения границы — через леса и даже реки.
По данным пограничных органов, чаще всего из Белоруссии в Европу везут сигареты, из России транзитом через Белоруссию — сигареты и алкоголь, из Калининграда — янтарь, из Европы в Белоруссию и Россию — одежду, продукты питания, наркотики. Из Украины — мясо, алкоголь, продукты питания.
В разные времена везти за границу было выгодно разные товары. Сразу после распада СССР белорусские промышленные товары пользовались спросом в соседней Польше. Однако с развитием рыночной экономики у западных соседей, и её стагнацией в Белоруссии ситуация поменялась. Практически все товары — технику, одежду, продукты, стройматериалы — белоруссы везут из-за границы, так как они дешевле и качественнее. Из Белоруссии пока остается выгодным возить лишь сигареты и топливо.
Искусство контрабанды
Перевозка контрабанды превратилась в настоящее искусство. Наиболее распространена перевозка в личных вещах и на теле, в легковых автомобилях, автобусах и поездах. Люди делают сумки с двойным дном, создают разнообразные тайники внутри автомобилей и других транспортных средств, встраивают контрабанду в легально перевозимые товары, надевают на себя несколько пар одежды. Наркотики закатываются в консервные банки, тюбики с кремом, встраиваются в мебель и одежду.
По масштабам деятельности контрабанда варьируется от бабушек, которые перевозят несколько пачек сигарет, до организованных международных групп, которые располагают большими ресурсами не только для организации крупных партий контрабанды, но и подкупа пограничных и таможенных служб.
Контрабандисты очень любят придумывать истории, когда их ловят в приграничных лесах рядом с коробами сигарет. Они говорят, что оказались здесь случайно — искали грибы, охотились, или даже искали новогоднюю елку — при этом необходимого снаряжения у них обычно нет.
Воровская честь
Правозащитник и писатель из приграничного города Гродно Виктор Сазонов (Віктар Сазонаў) написал целую книгу «Записки контрабандиста», где с немалой долей юмора описывает работу гродненских контрабандистов в 1990-х — начале 2000-х. В те времена Виктор сам занимался контрабандой, официально работая научным сотрудником. При этом за одну поездку он зарабатывал в два-три раза больше своей месячной зарплаты.
О контрабандистах 1990х годов Виктор вспоминает с ностальгией. «Это были совсем другие люди. Они были более романтичные, ехали посмотреть Запад — активные, решительные, добрые, готовые помочь друг другу. Это были проводники капиталистический идей, смелости и риска. Эти люди думали, что смогут таким образом собрать первоначальный капитал, открыть бизнес, стать уважаемыми в обществе», — говорит он.
По словам Виктора, "сегодняшние контрабандисты стали скупыми, полными зависти, конкурируют и пробуют перехватить друг у друга лучший товар. Их цель — просто выжить, заработать лишнюю копейку«.Виктор считает, что улучшение экономической ситуации содействовало бы уменьшению этого вида бизнеса. «Контрабанда — работа очень нервная и совсем не простая. Некоторые контрабандисты живут лучше среднестатистического белоруса не из-за того, что имеют огромную прибыль, а потому что работают двадцать часов в день. Если бы можно было получать легальный заработок здесь, большинство поступило бы как поляки — ушли бы из этого дела и жили нормально, платя налоги и радуясь жизни».
По мнению Виктора, парадоксально, но контрабанда стала популярной в Белоруссии из-за большой законопослушности граждан. С точки зрения моральных норм для белорусов купить в одной стране и продать в другой не считается преступным — это обычный бизнес. Внутри страны белорусы ведут себя примерно, не нарушая законов — кража считается делом недостойным. Но вот контрабанда — это уже как бы и не кража, хотя может быть расценена как таковая с точки зрения публичного интереса. Государство, не возлагая серьезной ответственности на контрабандистов, поощряет такое её понимание — как не совсем законного, но морально допустимого бизнеса.
Зажить честно
Этот взгляд виден и в словах одной из героинь статьи. Одно из крупнейших польских изданий Rzeczpospolita взяло интервью у бывшей контрабандистки Ольги, которая бросила это занятие, когда пограничники поймали ее с нелегальным грузом. 30-летняя женщина рассказала о своей прежней работе, которая в большинстве случаев напоминала работу на обычном предприятии. Ольга получала постоянную зарплату, служебный автомобиль, телефон, за нее платили налоги.
Ольга говорит, что стать контрабандистом нетрудно — просто нужно знать нужных людей. Можно заниматься и в одиночку, но чтобы хорошо зарабатывать, нужно перевозить большие партии, которые не купишь в обычном магазине. Об этом надо договариваться с оптовыми торговцами и «упаковщиками» товара. Ты оставляешь автомобиль людям, которые имеют специальное оборудование, они загружают машину сигаретами, а после пересечения границы везешь их к таким же мастерам на разборку. Ольга начала возить контрабандные сигареты, потому что не видела другого выхода. Муж оставил ее, пришлось содержать двоих детей. На протяжении почти двух лет работы она заработала не только на проживание, но и на новую квартиру, туристические поездки. Попалась Ольга, как ей кажется, по вине конкурентов, которые сдали её таможне. Приехав на границу, она сразу была отправлена на осмотр машины. Ольге не грозила тюрьма из-за недостаточного объема товара, но она решила оставить этот бизнес.
Ольга не считает, что работала на мафию. «Какая мафия? Какие преступники? Это нормальные люди! Ведь я не перевозила наркотики. Люди курят. Вот и все», — считает она. Ее друзья тоже не видели в ее работе ничего плохого.
Левое курево
Рассказ Ольги является примером того, каких масштабов сегодня достигает контрабанда сигарет из Белоруссии в Евросоюз. Маленькая Белоруссия, известная в Европе по диктатуре Лукашенко, Чернобылю и хоккею, по-видимому стала хорошо известной и в среде европейских курильщиков. Она является одним из лидеров поставки нелегальных сигарет в Европейский Союз. Потери от нелегальной торговли табачной продукцией оцениваются Европейской комиссией в 10 миллиардов долларов ежегодно, и белорусы вносят в эти потери весомый вклад.
Контрабанда сигарет по белорусскому законодательству влечет только административную ответственность, а прибыль может быть сопоставимой с уголовно наказуемой контрабандой наркотиков или оружия. Поэтому этот бизнес в последние годы растет быстрыми темпами.
Согласно статистике, размер табачного рынка в Белоруссии составляет 20 миллиардов штук в год, при этом беларусские производители ежегодно выпускают около 30 млрд. Это значит, что 10 миллиардов сигарет ежегодно вывозится в качестве контрабанды. Сигареты, перевозимые в Европу (NZ, Minsk, Viceroy), после очередной 30% девальвации декабря 2014 года стоят менее 0,5 евро. Чаще всего белорусы перепродают сигареты в приграничных регионах уже знакомым клиентам. Более организованные и профессиональные группы занимаются транспортировкой сигарет в западную часть Евросоюза.
Исследование польского рынка табака 2013 года показало, что 14,5% сигарет в Польше являются нелегальными, а 48,5% этого нелегального сектора происходит из Белоруссии, тогда как в 2007 году её доля составляла только 2,1%.
По данным опроса, проведенного в Литве по заказу Института свободного рынка в 2013 году, 35% жителей Литвы признались, что в прошлом году покупали контрабандные сигареты, 16% — алкоголь, 29% — горючее. При этом 62% литовцев оправдывают контрабанду и потребление таких товаров из-за сложной экономической ситуации в стране.
С широко закрытыми глазами
Несмотря на огромные объёмы контрабанды сигарет, белорусское правительство не спешит ужесточать ответственность за это правонарушение. Возможно, нелегальная продажа выгодна белорусскому производителю? Действительно, нелегальный «экспорт» сигарет приносит очевидную прибыль двум табачным фабрикам Белоруссии, а также государству в виде акцизных сборов.
Но эта проблема имеет и обратную сторону — ввоз белорусскими гражданами более дешевых и качественных промышленных товаров и продуктов питания из ЕС обходится государству в миллиарды долларов. Но остановить этот поток пока не удается. В 2013 году Лукашенко ошарашил публику предложением ввести выездную пошлину «сто долларов с носа», так как белорусы, по его словам, вывозят за границу до $3 млрд. ежегодно и тем самым подрывают экономику страны.
Однако пошлина так и не была введена — власти опасаются народного недовольства из-за ограничения потребления, на котором основан контракт режима Лукашенко с народом: материальное благосостояние в обмен на политическую несвободу.
Таким образом, некоторые ловкие белорусы и их соседи продолжают зарабатывать на контрабанде, а государство, боясь социальной нестабильности и получая дополнительные акцизные поступления, не спешит принимать решительные меры в борьбе с сигаретным бизнесом. Все это успешно принимается постсоветскими обществами, которые считают контрабанду морально приемлемым способом заработка, а также европейскими курильщиками, которые покупают сигареты на черном рынке в два раза дешевле. Похоже, что ситуация устраивает все заинтересованные стороны, кроме европейских государств, которые теряют миллиарды евро налогов.
Вадим Смок, "Интернет-СМИ (inosmi.ru )": "Open Democracy", Великобритания