Муниципальный чиновник пожаловался в Генпрокуратуру, требуя признать НКО, борющиеся с курением, иностранными агентами
Глава администрации Оленинского района Тверской области Олег Дубов пожаловался в Гепрокуратуру РФ на ряд антитабачных общественных некоммерческих организаций. Чиновник в своем заявлении (копия есть у «Известий») попросил проверить деятельность таких НКО, как «Открытый институт здоровья», «Российская ассоциация общественного здоровья» и «Международная конфедерация обществ защиты прав потребителей», а также отдельных деятелей, имеющих непосредственное отношение к этим организациям, — Кирилла Данишевского, Андрея Демина, Алексея Шабашова и Дмитрия Янина.
Автор заявления указывает, что данные персоны и НКО регулярно получают крупные гранты от американских фондов на борьбу с курением и зависимостью от табака в России, однако ни одна из организаций не внесена в реестр иностранных агентов. В приведенных данных Дубов ссылается на открытые источники — по ним «Открытый институт здоровья» получил от Фонда Блумберга в 2007 году грант в размере $770 тыс. на создание надежной системы законодательного регулирования отрасли, распространение информации, способной снизить потребление табака, и достижение полного освещения табачной проблематики в СМИ. При этом Кирилл Данишевский — сопредседатель «Российской антитабачной коалиции» и консультант «Открытого института здоровья» — получил в тот же год от Фонда Блумберга $1,09 млн, от того же фонда «Российская организация общественного здоровья» получила $216 тыс. в 2009 году.
Также в заявлении Дубова утверждается, что президент последней организации Алексей Шабашов является получателем грантов зарубежных фондов, в том числе Фонда Фулбрайта, на антитабачный лоббизм. «Международная конфедерация обществ защиты прав потребителей», которую возглавляет Дмитрий Янин, получила от Фонда Блумберга $594,1 тыс. в 2009 году. Автор письма предполагает, что в последующие годы эти НКО также получали поддержку от иностранных фондов.
Тверской чиновник пишет, что все перечисленные им объединения принимают участие в политической деятельности и влияют на формирование антитабачного законодательства, однако не соблюдают закон об НКО, выполняющих функции иностранных агентов (ФЗ №121) и не входят в реестр организаций, которые финансируются из-за рубежа. Дубов просит Генпрокуратуру проверить, соблюдают ли данные организации требования и ограничения, прописанные для иностранных агентов, платят ли налоги с получаемого западного финансирования. Также Дубов просит проверить взаимодействие перечисленных НКО с органами госвласти, должностными лицами, СМИ на предмет соблюдения законодательства РФ о противодействии коррупции.
В беседе с «Известиями» Олег Дубов заявил, что его цель — привлечь внимание к НКО с западным финансированием, помогавшим принятию антитабачного закона (171-ФЗ), который Дубов считает дискриминационным по отношению к курильщикам. Однако он не скрывает, что у его борьбы с антитабачниками есть и личные мотивы. Чиновник выложил на своей странице в соцсети фотографию, на которой он изображен курящим в своем рабочем кабинете: в руках у него непогашенная сигарета, на письменном столе переполненная пепельница. Фото сопровождалось подписью о антитабачном законе как о «самом идиотском в новейшей истории России». После появления этого фото, как говорит сам чиновник, антитабачные активисты стали писать жалобы его руководству на всех уровнях.
Закончилась история, которую смаковали тверские СМИ, для чиновника неприятно: на прошлой неделе Роспотребнадзор оштрафовал администрацию района на 60 тыс. рублей за нарушение запрета на курение в госучреждениях. Штраф Дубов заплатил из собственных средств. В беседе с «Известиями» он сообщил, что его фото в соцсети было его жестом протеста против дискриминации прав курильщиков.
Антитабачные некоммерческие организации и их активисты убеждены, что действуют в рамках российского законодательства, и отрицают зарубежное финансирование и реализацию за счет иностранных фондов политической деятельности.
— К иностранным агентам относятся организации, которые занимаются политической деятельностью, при этом по закону об иностранных агентах «к политической деятельности не относится деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни». Таким образом, антитабачные общественные организации никак не могут быть признаны иностранными агентами, — говорит сопредседатель «Российской антитабачной коалиции» Дарья Халтурина. — В то же время «Движение за права курильщиков», участником которого является Олег Дубов, официально признало свое спонсирование транснациональными табачными компаниями и явно борется не за здоровье, а наоборот. Как раз оно и может быть признано иностранным агентом.
Председатель «Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей» Дмитрий Янин рассказал «Известиям» что организация с 2012 года отказалась от сотрудничества с иностранными благотворителями именно для того, чтобы избежать статуса иностранного агента.
— Мы полностью разделяем озабоченность главы районной администрации из Тверской области г-на Дубова только в одном. Вмешательство иностранных табачных компаний в нормотворческий процесс в России вопиющее. Проекты по финансированию организаций, связанных с депутатами, стали обыденностью, не говоря уже о содержании «Движения в защиту прав курильщиков», — отметил Янин.
Научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Лев Якобсон отметил, что в законе об НКО не дано определение «политической деятельности», поэтому некоторые действия антитабачных общественных организаций можно трактовать по-разному. Но действия Олега Дубова эксперт считает непоследовательными.
— Во-первых, должностное лицо не может писать заявления, основываясь на предположениях и догадках (о зарубежных источниках финансирования после 2012 года). У НКО есть отчетности, они обязаны в открытом доступе указывать свои источники финансирования. Во-вторых, есть процедура, по которой сообщать о зарубежном финансировании НКО следует не в Генпрокуратуру, а в Минюст, — говорит Якобсон.
Также, по словам эксперта, НКО — иностранный агент никак не ограничено в своей деятельности по закону. Организация только должна уведомить, что является иностранным агентом, и внести свои данные в реестр. Ведение политической деятельности и получение денег из-за рубежа не запрещено. Наказать могут лишь те организации, которые, не записавшись в реестр, продолжили сотрудничество с зарубежными фондами и благотворителями. За это предусмотрен штраф для должностных лиц от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, для юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Однако и эти требования планируется смягчить.
Якобсон считает, что заявление Дубова явно продиктовано его личной неприязнью к тем или иным НКО, но муниципальный служащий сам рискует, так как протестует против положений действующего федерального законодательства и даже нарушил его, чего делать не может по закону «О муниципальной службе» (в этом законе содержится общий запрет чиновникам нарушать закон).
В Генпрокуратуре не смогли дать оперативный комментарий.