Антитабачные НПО берут в заложники правительство Казахстана
Судя по событиям последних двух недель, стратегии казахстанских НПО по борьбе с табаком всё больше напоминают два основных постулата Йозефа Геббельса: «Чем откровеннее ложь, тем охотнее в неё верят» и «Ложь, сказанная в тысячу первый раз, становится правдой».
Похоже, вовлечение молодёжи в активное занятие спортом, строительство детских площадок и пропаганда здорового образа жизни, хотя и являются самыми эффективными способами борьбы с вредными привычками во всём мире, не пользуются особой популярностью у казахстанских противников курения. Они не замечены в «связях» с набирающей обороты в Интернете кампании по сбору подписей с целью добиться пересмотра расходов бюджетных средств на пропаганду здорового образа жизни и на введение требования об обязательной финансовой отчётности НПО перед налогоплательщиками.
Зато новостные ленты информационных агентств завалили сообщения о поддержке нашими антитабачными НПО очередной премии «Грязная пепельница», открытыми письмами и обвинениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в «келейности», «игнорировании позиции Казахстана» и «подлоге документов». Если верить лидерам этих НПО, в случае принятия технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию в редакции, одобренной коллегией ЕЭКа на своём заседании в Москве 21 октября уходящего года, «могут быть потеряны миллионы жизней соотечественников».
А ДАВАЙТЕ ОТДЕЛИМ МУХ ОТ ПЕПЕЛЬНИЦ!
Претензии общественных организаций направлены главным образом на два решения коллегии ЕЭК – об исключении некурительных табачных изделий из-под действия технического регламента Таможенного союза и о предоставлении возможности размещать графические предупредительные надписи о вреде курения либо на верхней, либо на нижней части пачки.
Эти обвинения, мягко говоря, носят сугубо эмоциональный характер и противоречат фактам. За решением о предоставлении возможности нанесения графических предупредительных надписей и «весёлых картинок» о вреде курения стоит не табачный лоббизм, а как раз наоборот – приведение проекта техрегламента в соответствие с главным антитабачным документом современности – Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.
Проект техрегламента цитирует руководящие принципы к статье 11 РКБТ, в которых сказано, что «Сторонам следует потребовать, чтобы предупреждения о вреде потребления табачных изделий размещались на основной маркированной поверхности и, в частности, скорее, на верхней, чем на нижней части основной маркированной поверхности, чтобы повысить видимость» и «таким образом, чтобы при обычном открывании упаковки текст или изображение предупреждения о вреде для здоровья не нарушался или не закрывался».
Называя решение Казахстана о нанесении предупреждения в виде «страшилок» в верхней части пачки сигарет «лучшим опытом по борьбе с табаком в Европе», лидеры наших НПО либо лукавят, либо просто наивны. Прежде всего Казахстан был сороковой с хвостиком страной, которая приняла решение о графических предупреждениях, сделав это гораздо позже многих европейских стран. Во-вторых, заявленные на момент внедрения графических изображений цели Министерства здравоохранения оказались не выполнены. На пресс-конференции, посвящённой принятию исторического решения о нанесении «страшилок», вице-министр здравоохранения во всеуслышание заявил, что в первый же год после появления картинок «бросят курить 800 тысяч курильщиков. А затем в течение года ещё 1 миллион казахстанцев расстанется с этой вредной привычкой». Сегодня, спустя несколько лет после появления картинок, любой желающий может убедиться на сайтах официальной статистики, что у наших чиновников от здравоохранения «не срослось».
Трудно объяснить логикой массовый самообман авторов казахстанской идеи со «страшилками», которые, казалось, имели возможность убедиться на примере европейских стран, что графические изображения сами по себе не гарантируют победу над вредной привычкой. В результате сомнительные итоги в борьбе с курением на фоне агрессивного самопиара и сотен миллионов бюджетных денег, потраченных на борьбу с табаком. При этом отсутствие результата не мешает общественным организациям продолжать нагнетать давление на правительство и министров ЕЭК, требуя распространения «передовых идей» теперь уже на три страны.
АМБИЦИИ, ОДНАКО…
В отношении требования по запрету некурительных табачных изделий ситуация вообще анекдотичная. НПОшники громко требуют их запрета, ссылаясь на официальную позицию Казахстана и называя Минздрав единственным органом, который «в одиночку бьётся» за спасение миллионов жизней. Самое интересное, что официальная позиция республики, направленная в адрес ЕЭК в 2013 г., была согласована ответсеком Министерства здравоохранения Мусиновым и – сюрприз! – не содержала такого требования. Получается, что неправительственные организации подобно Людовику XIV заменяют своим мнением официальную позицию страны, провозглашая «Государство – это я!» Кстати, Национальная палата предпринимателей не раз обращала внимание правительства на то, что антитабачные НПО в рамках международных переговоров отстаивают предложения, которые в корне противоречат официальной позиции правительства, прикрываясь именем Минздрава.
Как следует из трёх заключений: институтов законодательства Казахстана, России и правового отдела ЕЭК запрет оборота отдельных видов продукции – это вообще не предмет технического регулирования согласно национальному законодательству сторон и законодательству Таможенного союза. Значит, любые требования по запрету каких-либо изделий в тексте техрегламента с юридической точки зрения нелегитимны.
Главный документ по борьбе с табаком во всём мире – Рамочная конвенция по контролю за табаком (РКБТ), на которую так любят ссылаться НПО, не содержит положений или рекомендаций по запрету некурительных табачных изделий. Нас пугают, что в случае непринятия их предложения народ перейдёт на «коктейли» из насвая (действительно вредного продукта) и курительных смесей (которые вообще никакого отношения к табачным изделиям не имеют, так как в них нет ни грамма табака). Похоже, антитабачники пытаются «притянуть за уши» существующую в стране обеспокоенность распространением наркотических курительных смесей («спайсов») для достижения своих целей. Ведь не могут же не понимать специалисты, «беззаветно» отдавшие борьбе с табаком много лет жизни, что принятие запрета на некурительные табачные изделия, будь то в техническом регламенте Таможенного союза или в казахстанском Кодексе «О здоровье», будет иметь на предотвращение этого мерзкого наркотика не больший эффект, чем Правила дорожного движения. А если понимают, то попытка свалить всё в кучу может иметь своей целью «взять в заложники» правительство, не оставляя возможности для рациональных аргументов, подменяя их эмоциональным шантажом: или бейтесь за нашу позицию, или умрут миллионы казахстанцев!
ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ?
И опять об амбициях. В последние пять-шесть лет стало заметно, что самые яркие обвинения в «лоббизме интересов табачников», в «подлоге документов», в «игнорировании мнения страны», заверения, что именно эта предлагаемая мера является «единственным шансом отстоять достижения нашей страны», имеют авторство одного человека – представителя коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» г-жи Джамили Садыковой. Не надо обладать сверханалитическим чутьём, чтобы увидеть определённые перспективы г-жи Садыковой на политическом олимпе – некоторые комментаторы последнего открытого письма антитабачной коалиции в социальных сетях, например, напрямую увязывают активность лидера с возможным желанием оказаться в один прекрасный день в парламенте Казахстана. Хочется верить, что это не так, и что здоровье казахстанцев не просто полигон для отработки PR-технологий будущего парламентария.
Убрать огульный запрет на все некурительные табачные изделия из текста технического регламента Таможенного союза даёт странам ЕЭК возможность изучения бездымных табачных изделий, о необходимости которого договорились на недавно прошедшей VI сессии Конференции сторон РКБТ делегаты всех стран. Именно в изучении и жёстком регулировании, а не в запрете Всемирная организация здравоохранения видит будущее некурительных табачных изделий, так как огромная армия независимых международных экспертов (ярых, кстати, антитабачников) признаёт, что потребление отдельных видов таких изделий, а также электронных сигарет, которые не выделяют канцерогенных продуктов, может быть сопряжено с меньшими рисками для здоровья по сравнению с сигаретами. И, следовательно, может спасать жизни.
Кстати, на прошедшей в Москве сессии Конференции сторон РКБТ в зал почему-то не пустили прессу и представителей общественности. Было что скрывать?
СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"
В соответствии с государственной программой развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы снижение распространённости употребления табака должно было быть доведено до 18,2%. По данным официального сайта по исследованию распространённости табакокурения во всём мире, уровень курения в стране составляет 29,9%. Интересно, при помощи каких пиар-трюков, исследований и пропагандистских приёмов нам объяснят, что чёрное – это белое? И что в борьбе с табачным змием в Казахстане одержана очередная победа?