Какой будет судьба швейцарской табачной индустрии?
В самом современном исследовательском центре компании Philipp Morris в городе Невшатель ведутся исследования с целью создать более безопасную альтернативу традиционному табаку. Решением этой проблемы может стать так называемая "электронная сигарета".
В последние годы в Швейцарии производители табачных изделий столкнулись с заметным снижением объемов продаж, а поэтому теперь они активно ищут альтернативы обычным сигаретам. Неплохие шансы в этом отношении имеют сигареты с так называемой «пониженной степенью риска», известные также как «электронные сигареты».
Табачная индустрия является одной из важнейших опор экономики Швейцарии, ее интересы защищает мощное политическое лобби. Хватит ли этих ресурсов, чтобы спасти ее от почти неизбежного упадка? Мнения экспертов расходятся.
Два миллиарда долларов: именно такую сумму в общей сложности уже инвестировал табачный концерн «Philipp Morris» («PMI») в проект разработки «электронных сигарет». Получив название «iQos», это необычное приспособление должно избавить курильщика от большинства побочных вредных последствий сгорания табака. До конца текущего года такая «сигарета» постепенно будет выпущена на рынок. Всего в период до конца 2016 года запланировано продать примерно 30 миллионов экземпляров, что должно принести годовой доход порядка 700 миллионов долларов.
По крайней мере, таковы прогнозы «Philipp Morris», транснациональной компании, которая, кстати, ответила отказом на просьбу информационного портала swissinfo.ch предоставить ей право посетить Центр исследований и передовых разработок, построенный концерном в местечке Серрьер (Serrieres), что на берегу Невшательского озера. А ведь именно здесь около 300 ученых и специалистов, тщательно храня коммерческую тайну, трудятся над созданием менее вредной электронной альтернативы, способной заменить «старую добрую сигарету» и снизить ущерб от потребления табака.
«Табачная индустрия стоит в самом начале процесса глобальных качественных реформ. Мы уже десять лет назад предвидели такой поворот, начав работать над созданием продуктов, способных потенциально уменьшить риски, связанные с курением», — подчеркивает Иро Антониаду (Iro Antoniadou), отвечающий за связи со СМИ в компании «PMI». Впрочем, владелец и производитель знаменитых сигарет «Мальборо», не единственный, кто сейчас вступил в эту гонку.
Сегодня все ведущие игроки табачного рынка вдруг кинулись усовершенствовать электронную сигарету, своего рода электронный ингалятор, часто продвигаемый производителями как средство никотинзаместительной терапии и позиционируемый в качестве чуть ли не панацеи от всех связанных с курением бед. Не последнюю роль играет и тот факт, что такая сигарета позволяет обойти ужесточение законодательства, с которым в последнее время сталкивается обычная табачная продукция.
«Табачные гиганты хотят любой ценой избежать судьбы компании „Кодак“, которая фактически прекратила свое существование в результате глобального перехода от пленочной фотографии к цифровой. Но тут у них есть только один выход, а именно, они обязаны взять на вооружение новейшие технологии и открытия, даже пожертвовав некоторыми самыми знаменитыми своими марками и брендами», — считает Жан-Франсуа Эттер (Jean-Francois Etter), профессор и специалист в области здравоохранения Университета Женевы, а также главный редактор сайта stop-tabac.ch.
Закат табачной индустрии?
По правде говоря, перспективы этой, казалось бы, всемогущей индустрии, сейчас вырисовываются не самые радужные. За исключением Китая объем продаж сигарет по всему миру снизился в 2013 году на 4%. Данная тенденция на рынке четко наблюдается уже с 2010 года, о чем говорят результаты научного исследования, проведенного статистической структурой «Euromonitor». В этом году даже всемогущий «PMI» ожидает в мире снижения объемов продаж сигарет на 2-3%. В Европе подобный спад может стать еще более заметным, достигнув даже 5% за период с 2014 по 2017 гг.
Многие эксперты вообще убеждены, что традиционная табачная индустрия обречена на исчезновение. «Фаза ее заката уже наступила. Банковско-инвестиционный холдинг „Citigroup“ предсказывает, что табачная промышленность полностью исчезнет к 2045 году», — указывает Паскаль Дитхельм (Pascal Diethelm), председатель Ассоциации по борьбе с табачной зависимостью «OxyRomandie». «Уже на протяжении 50-ти лет мировые производители сигарет продвигают гибридные продукты, но без видимых результатов. Что бы они ни делали, основой их бизнеса была и остается традиционная, самая обычная сигарета».
Разумеется, сами производители предпочитают придерживаться иных взглядов. «Скажем так: слухи о смерти табачной индустрии все же несколько преувеличены. Уже много раз в истории ей выносили окончательный приговор. Недавний мировой экономический кризис стал серьезной причиной реально опасаться за ее здоровье, это правда. Но в остальном мы не видим пока ни одной причины бить тревогу. С демографической точки зрения население планеты увеличивается, а это значит, что и у рынка сигарет всегда есть место для стабильного роста», — отмечает Ги Котэ (Guy Cote), пресс-секретарь компании «Japan Tobacco International» в Женеве. «Такие концерны, как этот, особенно интересуются, в частности, Африкой с ее растущим населением, а также странами Азии, где молодежь все больше перенимает западный образ жизни с его стереотипами. И это дает им дополнительные шансы», — согласен с ним Жан-Франсуа Эттер.
Швейцарский островок
В настоящее время для того, чтобы в нынешних условиях и дальше иметь максимальную рентабельность — а по данным газеты «Guardian» совокупная прибыль шести крупнейших транснациональных производителей табачных изделий достигает 35-ти миллиардов долларов в год — да еще и обеспечить акционерам рост дивидендов на вложенный капитал, табачные концерны имеют пока только один реальный инструмент, а именно, постоянное увеличение цены на сигареты.
«Но такую стратегию нельзя назвать долговременной и устойчивой. В один прекрасный день производители ощутят, наконец, спад как объемов сбыта, так и доходности производства, ведь карман у людей не бездонный. И тут можно не строить себе иллюзий: как только это произойдет, финансовые рынки мгновенно бросят индустрию табака на произвол судьбы», — предсказывает Паскаль Дитхельм. От этой гипотезы, сколь бы неправдоподобной она пока ни казалась, у руководства многих швейцарских кантонов на лбу мгновенно проступает холодный пот.
Казалось бы, беспокоиться не о чем. Швейцарский «экономический островок» с его гибкой налоговой системой и либеральным законодательством в том, что касается производства и потребления табака, идеально подходит для того, чтобы развивать здесь соответствующее производство. Три самых крупных мировых табачных концерна — «PMI», «British American Tobacco» и «Japan Tobacco International» — сосредоточили здесь все свои своих важнейшие сферы деятельности, включая производство, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и общий менеджмент.
И тем не менее... Никто пока не может предсказать, какой будет судьба швейцарской табачной промышленности в среднесрочной перспективе, и не окажется ли она похожа на судьбу компании «Кодак». Депутат Совета кантонов, малой палаты федерального парламента, от партии швейцарских либералов (FDP) Рафаэль Конт (Raphael Comte) даже не хочет и размышлять о том, что произойдет с закатом мировой табачной империи. «Уход „Philipp Morris“ имел бы драматические последствия для нашего кантона, который уже сталкивался с финансовыми трудностями в прошлом», — признает этот сенатор.
Под угрозой 5 тыс. рабочих мест
Поэтому в Швейцарии предпринимают сейчас все возможное и невозможное с тем, чтобы воспрепятствовать уходу транснациональных табачных компаний. Так, в 2012 году депутат швейцарского федерального парламента от кантона Невшатель Лоран Фавр (Laurent Favre) с успехом пролоббировал через парламент разрешение и дальше продолжать экспортировать из Швейцарии в Азию и на Ближний Восток сигареты, содержащие более 10 миллиграммов смолистых веществ, 1 миллиграмм никотина и 10 миллиграммов углекислого газа.
Ставки здесь очень высоки, с учетом того, что такие «крепкие» сигареты имеют долю в более чем 80% среди всех сигарет, производимых в Конфедерации. И в случае, если табачные кампании примут решение покинуть страну, то последствия этого шага тоже окажутся «неслабыми». Например, страна может лишиться сразу 5 тыс. рабочих мест и налоговых поступлений на десятки миллионов, что для непосредственно зависящих от них кантонов и общин будет просто смертным приговором.
Да, такие сигареты, популярные у потребителей, не соответствуют нормам Европейского союза, но в Швейцарии никогда не были склонны, делать, как говорится, «из ЕС культа». Берн давно уже ведет с Брюсселем переговоры на предмет заключения отдельного «секторального» договора, затрагивающего вопросы сотрудничества в области здравоохранения и безопасности продуктов питания. «Однако ход этих переговоров значительно замедлился, начиная с 2010 года. Да и вообще, вопросы, связанные с табаком, не относятся здесь к первоочередным», — уточнила Катрин Косси (Catherine Cossy), пресс-секретарь швейцарского Федерального ведомства здравоохранения (BAG). Как бы там ни было, «Федеральный совет (правительство Швейцарии) и дальше будет предпринимать все возможное, чтобы такие сигареты могли, как и прежде, без ограничений экспортироваться в третьи страны». Об этом прямо говорится в соответствующем коммюнике швейцарского Минздрава.
«ЕС не должен нам диктовать…»
Нет ли тут парадокса, ведь Минздрав всегда предупреждает, вроде бы, известно о чем. Но Рафаэль Конт с легкостью находит обоснование такой позиции. «Евросоюз не должен диктовать нам, что мы имеем право экспортировать, а что нет. Если бы „Philipp Morris“ не производил этих сигарет в Швейцарии, он делал бы это в другой стране. Поэтому я предпочитаю сохранить это производство и рабочие места для квалифицированных сотрудников у нас дома».
Парламентское меньшинство в Швейцарии сделало попытку выступить против таких слишком уж с их точки зрения либеральных экономических аргументов — но тщетно. «Такое понимание защиты швейцарских привилегий напоминает упрямую швейцарскую приверженность банковской тайне и ее затем бесславную капитуляцию под давлением соседей, раздраженных фактами уклонения от налогов», — аргументировала социалистка Лилиан Мори-Паскье (Liliane Maury-Pasquier) в ходе прений в Совете кантонов.
Паскаль Дитхельм не скрывает своего критического настроя в отношении швейцарского политического класса, напоминая, что Швейцария — это единственная европейская страна вместе с Андоррой и Монако, которая еще не ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ). «Такая позиция морально недопустима. Все страны солидарно действуют против потребления табака, этого бедствия, которое причиняет ежегодно до 6-ти миллионов смертей и считается среди всех неинфекционных заболеваний самой распространенной в мире причиной гибели людей. Швейцария же не только не участвует в этой борьбе, но еще и извлекает здесь немалую прибыль».
Когда министр здравоохранения Швейцарии Ален Берсе (Alain Berset) представил в мае 2014 года проект «Федерального закона об основах производства табака и табачных изделий» ("Tabakproduktegesetz"/"Loi sur les produits du tabac"), он признал: «Мы продвинулись вперед в гораздо меньшей степени, нежели страны ЕС, в большинстве из которых были введены серьезные законодательные ограничения в этой области. Мы же в конечном итоге склонились к мерам, более благоприятным для экономики».
Добровольно и с радостью...
В 2013 году Рафаэль Конт совместно с социалистом Дидье Бербера (Didier Berberat) подал парламентский запрос, в котором потребовал, чтобы в новой редакции «Федерального закона об основах производства табака и табачных изделий» специально учитывалась и продукция так называемого «пониженного риска». Когда его спросили, не опасается ли он быть принятым за защитника интересов «Philipp Morris», швейцарский сенатор ответил:
«Нет, я сохраняю мою полнейшую независимость. К тому же это никак не противоречит задачам охраны общественного здоровья, каковые четко прописаны в принятом парламентом „Законе о борьбе с пассивным курением“. Однако перед тем, как голосовать, всегда стоит призадуматься и о том, какие последствия данное решение может иметь для промышленности. Именно поэтому мы и поддерживаем регулярные контакты с данным предприятием».
Паскаль Дитхельм видит во всей этой ситуации еще и проявление типично швейцарских особенностей. «Поскольку политические решения у нас очень децентрализованы, влияние транснациональных компаний на местном уровне оказывается просто огромным. И местным властям крайне трудно отказываться от „услуг“ налогоплательщика и работодателя такого масштаба. Табачная индустрия даже не нуждается в лоббистах, политики сами добровольно и с радостью играют эту роль», — резюмирует он.
Самуэль Яберг (Samuel Jaberg)\ Перевод : Людмила Клот, "Internet – СМИ": (swissinfo.ch):