С 1 июня закон о борьбе с курением ужесточился. Пепельницы исчезли со столиков кафе и ресторанов. Теперь нельзя курить даже в самом привычном для путешественников месте — в нерабочих тамбурах поездов дальнего следования. Но и на железнодорожных платформах тоже нельзя!
Еще в прошлом году Арина Холина справедливо и остроумно раскритиковала некоторые перегибы этого закона. Если курение в подъездах многоквартирных домов действительно недопустимо, то кому мешают изолированные и вентилируемые курительные отсеки в аэропортах?
Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по числу курильщиков — их, по разным данным, около 40% взрослого населения. Это печальная статистика. Однако многие запретительные меры более похожи на борьбу не с курением, но с самими курильщиками. Тем не менее это такие же граждане страны, и никто не должен ущемлять их права. Пусть даже на вредные привычки.
Сторонники этих запретов особенно любят подчеркивать вред курения для здоровья. Но эту заботу легко довести до абсурда. Если уж быть последовательными и щепетильными — давайте посмотрим, сколько вредных, напичканных химией продуктов продается в супермаркетах. Предложите всё изъять и перейти на сугубую органику, которая ныне весьма в цене? Давайте также запретим все автомобили! Их выхлопные газы, застилающие города смогом, гораздо опаснее табачного дыма.
Почему бы не предоставить право каждому травиться по-своему? Например, почему владелец кафе или гостиницы не может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, сделав отдельные места или номера для курильщиков? Кому это не понравится — легко найдет другое, сугубо non-smoking заведение.
Агрессивная антикурительная кампания способна привести лишь к обратным, весьма неприятным эффектам. Закрыли курилки в аэропортах — стали курить в туалетах, невзирая на штрафы. А если в поездах не будет ни одного официально разрешенного места для курения — курить там всё равно будут. Только вырастет уровень коррупции — за определенную мзду проводник будет «не замечать» ваших нарушений. Или придется укомплектовать все поездные бригады штатом некурящих полицейских.
Особенно пугает запрет на курение на судах дальнего плавания. Что будут делать с нарушителями там? Раз-другой оштрафуют, а потом за борт?
В Сети уже появился иронический демотиватор на тему того, что Вторую мировую войну выиграли курильщики. А Гитлер, кстати, был едва ли не идеалом здорового образа жизни — не пил, не курил, кушал вегетарианские блюда. И некоторые борцы с курением в своем запретительском раже явно не понимают, с кого берут пример.
Это вообще-то философская проблема: человека невозможно насильно сделать здоровым и счастливым. Здесь всё зависит от его собственной воли. Важно дать человеку возможность выбора позитивной альтернативы своей вредной привычке. И сделать эту альтернативу привлекательной.
Такого рода политику давно уже проводит, например, Финляндия. Там никто не устраивает кампаний против алкоголя и табака. Всё это вы можете купить свободно — хотя и недешево. Однако при этом все спортивные и оздоровительные учреждения (катки, бассейны и т.д.) весьма доступны, а то и вообще бесплатны. И это дает весомый общественный эффект — культ здоровья у финнов едва ли не на первом месте.
Почему бы России не перенять эту стратегию? Пока же у нас наблюдается странный контраст — несмотря на то, что провели и даже выиграли великолепную зимнюю Олимпиаду, сегодня в большинстве российских городов, даже в некоторых региональных столицах, нет ни ледовых дворцов, ни полноценных оборудованных стадионов. А если есть, стоимость их посещения не слишком привлекает местное население и отвлекает от сигарет.
Кроме того, российские политики любят рассуждать о стабильности. Но такие запретительные меры ее только подрывают и нагнетают общественную нервозность. Ситуация начинает напоминать печально известную антиалкогольную кампанию перестроечных времен — с ее очередями, ханжеством и закономерным провалом.
Здоровую нацию нельзя создать никакими запретами. Но только позитивными мерами — доступностью спортивных учреждений и популяризацией здорового образа жизни. Однако у нас почему-то постоянно забывают, что запретный плод слаще всего.
Вадим Штепа , "Известия": (№101 (29101) от 04.06.2014)