Путешествие на автобусе из Тбилиси в Стамбул – это сутки с лишним испытаний, во время которых приходится уворачиваться от вольготно разгуливающего по дорогам скота и вдыхать едкое амбре сотоварищей по путешествию, то и дело останавливаться для приобретения местной еды и любоваться прибрежными видами. Однако этому путешествию свойственен еще один ритуал, отличающий его от большинства других длительных автобусных переездов – это загрузка и перевозка сотен блоков сигарет.
«Каждый либо везет с собой три блока сигарет, либо приобретает три блока на границе», – рассказывает одна грузинка, уже неоднократно совершавшая это путешествие. Каждый человек, пересекающий границу с Турцией, может провезти с собой максимум три блока сигарет по 10 пачек. «Даже если вы не курите или говорите, что не хотите покупать сигареты, кто-нибудь вручит вам три блока, чтобы провезти через границу, а потом отдать их обратно по прибытию на турецкую территорию», – говорит эта женщина, назвавшаяся Наной.
С 2008 года Турция проводит активную кампанию с целью отучить своих граждан от курения путем ограничения рекламы сигарет, повышения акциза на табачные изделия и запрета курения на рабочем месте и в общественных местах. Однако повышая цены, турецкие власти, судя по всему, не только пытаются отучить граждан страны от сигарет, но с тем же успехом способствуют развитию черного рынка табачной продукции.
Согласно министерству таможни и торговли Турции, при средней на сегодня цене в 3,40 евро (4,72 доллара) за пачку сигареты в Турции являются самыми дорогими в черноморском регионе. Налог на каждую пачку составляет 80-83 процента. Для сравнения: средняя цена на пачку сигарет в Грузии, восточной соседке Турции, составляет 1,30 евро (1,81 доллар), отмечает министерство. Такое расхождение цен создает большой стимул для деятельности черного рынка. По утверждению управления Турции по регулированию табачного и алкогольного рынков, порядка 20 процентов пачек сигарет в стране сегодня имеют либо контрабандную, либо контрафактную природу, сообщает Hurriyet Daily News.
По оценке Союза торговли и ремесел Турции, страна ежегодно недополучает на торговле табачной продукцией 4-5 млрд турецких лир (1,9 млрд – 2.4 млрд долларов) в виде упущенного дохода, отмечает издание Today’s Zaman. Это больше, чем оцениваемая правительством сумма общего дохода от незаконного оборота наркотиков внутри страны.
Полагают, что большая часть сигарет черного рынка поступает из Ирака и Сирии, но и Грузия числится важным источником этих поставок. В Стамбуле пачки с характерными предупреждающими надписями на грузинском языке открыто продаются в небольших магазинчиках и на базарах, а также уличных прилавках вместе с другими контрабандными сигаретами. Продавцы табачной продукции Стамбула, к которым обращался корреспондент EurasiaNet.org, отказывались сообщить, каким образом к ним попал товар с надписями на грузинском языке.
Некоторые представители табачных компаний имеют собственные соображения на этот счет. Как рассказал EurasiaNet.org региональный представитель лондонской табачной многонациональной компании British-American Tobacco (BAT), в целом в Грузии продается примерно на 1.5 млн больше сигарет, чем потребляется внутри страны. По словам этого руководителя фирмы, беседовавшего с нами на условии анонимности ввиду отсутствия у него официального разрешения на общение с прессой, в компании полагают, что большая часть излишков в итоге оказываются на территории Турции.
Крупные табачные компании, действующие на территории Грузии, предпринимают шаги по отслеживанию распространения и потребления сигарет. Многие даже пошли на такие меры, как прекращение отпуска товара грузинским оптовикам, реализующим, по имеющимся наблюдениям, гораздо больше единиц продукции, чем может потребить население в районах, входящих в сферу их деятельности, добавил руководитель компании BAT. Компании поделились своими наблюдениями с властями Грузии, рассказал он, однако власти в Тбилиси, по его утверждению, пока не предприняли серьезных шагов с целью пресечения этой сомнительной деятельности, являющейся источником налоговых поступлений от дополнительной продажи сигарет.
Министерство финансов Грузии не ответило на просьбу о комментарии. Информации об объемах налоговых поступлений от продажи табачной продукции за 2013 год пока не имеется. Ожидалось, что произведенное в сентябре прошлого года повышение налогов на 25-33 процента повысит сборы государства на 25 млрд – 26 млрд лари (14.3 млн – 14,8 млн долларов).
Незаконная челночная торговля сигаретной продукцией не только потенциально увеличивает поток поступлений в грузинскую казну, но и предоставляет шанс многим жителям Грузии свести концы с концами. Судя по всему, основную часть товара перевозят женщины, по большей части из обнищавшего региона Самегрело на западе республики. «Все они являются выходцами из таких мест, не в пример Турции, что трудно себе представить, что люди могут так жить», – рассказывает 57-летняя уроженка Тбилиси Нана, работающая в Стамбуле сиделкой.
Исходя из средней цены, эти челноки могут заработать на трех реализуемых ими в Турции блоках сигарет по 63 евро (87,54 доллара). На вырученные деньги они часто закупают дешевую одежду и обувь – по данным Европейской комиссии, цены в Турции являются самыми дешевыми в Европе – чтобы продать их на рынке у себя на родине.
Такому виду торговли способствует нынешний визовый режим между Турцией и Грузией. Граждане Грузии могут въезжать на территорию Турции по своим национальным удостоверениям личности неограниченное количество раз при условии пребывания на территории Турции не больше 90 дней в течение 180 дней.
Власти Турции не ответили к моменту публикации статьи на просьбу прокомментировать, какие ими предпринимаются меры для пресечения челночной торговли табачными изделиями с территории Грузии. В прошлом они призвали страны последовать своим налогам на табачную продукцию, но, судя по всему, без особого успеха.
Жители Грузии, «вероятно, надеются, что эта антитабачная кампания [в Турции] никогда не закончится», отмечает чиновник табачной компании ВАТ.