Почему тормозится принятие нового техрегламента на табачную продукцию?
На недавнем заседании Консультативного комитета по техническому регулированию при коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) выяснилось, что спустя три года согласование нового технического регламента на табачную продукцию все еще вызывает разногласия у стран-участниц Таможенного союза. Камнем преткновения являются как принципиальные (запрет на некурительную продукцию) вещи, так и совсем незначительные, а иногда просто смехотворные.
В частности, страны Таможенного союза до сих пор не могут договориться в отношении требований к внешнему виду сигаретных пачек. Речь в техническом регламенте идет о том, чтобы в очередной раз заставить производителей изменить дизайн пачки. Теперь предлагается перенести графические предупреждения типа "Курение грозит импотенцией" или "Курение вызывает преждевременное старение кожи" из нижней в верхнюю часть пачки. Что само по себе достаточно странно - ведь при открытии пачки "картинка-страшилка" в этом случае будет разорвана надвое и даже впечатлительного курильщика вряд ли испугает. К тому же часть "страшилки" в этом случае закроет акцизная марка и купивший сигареты бедолага может так и не узнать, чем же все-таки грозит ему курение.
Разработчики техрегламента также предлагают, по сути, унифицировать сигаретные пачки, запретив нанесение на них любой информации, не предусмотренной регламентом. Однако зарубежные СМИ, на которые у нас любят ссылаться, уже бьют тревогу по поводу продажи сигарет в стандартизированной упаковке. Может показаться странным, но эта новация не только не помогает в борьбе с потреблением табака, но даже провоцируют людей курить больше.
Первой страной, которая ввела подобную практику, стала Австралия. Произошло это год назад. И теперь табачные компании, которые в свое время активно пытались воспрепятствовать появлению таких пачек (они заявляли, к примеру, что стандартная пачка облегчает подделку сигарет), похоже, оказались в выигрыше. По данным Philip Morris International, первый год действия правил стал также первым годом, когда в Австралии стали курить больше - при том, что в течение предыдущих пяти лет продажи лишь сокращались. Компания объясняет это тем, что блеклые стандартные пачки позволили многим курильщикам выбирать сигареты исключительно по цене. В итоге немалая часть потребителей перешла на более дешевые сигареты, но стала покупать их больше. "Когда вы обезличиваете товар, покупатели начинают смотреть в первую очередь на цену", - заметил в интервью лондонской газете The Daily Telegraph представитель британского подразделения PMI Оин Дардис.
Вряд ли есть основания считать, что в России и других странах Таможенного союза, чьи граждане все же несколько беднее австралийцев, тенденция будет другой.
Или еще одна парадоксальная вещь. Все мы понимаем, что курить вредно, но не доводить же ситуацию до абсурда. Табачные компании в попытках диверсификации давно занялись разработкой инновационных технологий, позволяющих снизить наносимый курением вред. Речь о так называемой некурительной продукции (не путать с электронными сигаретами, которые вообще никак не регулируются), в которой табак нагревается, а не тлеет, следовательно, не происходит выделения множества вредных продуктов горения.
Разработчики техрегламента же под давлением антитабачного лобби намерены сию некурительную продукцию запретить вовсе, мотивируя это тем, что в эту же категорию попадает жевательный табак. Хотя ни в Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ни в Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы запрет оборота некурительных табачных изделий не предусмотрен. Кроме того, ни один крупный производитель в России жевательный табак не производит
Очевидно, что в ближайшие годы на технологии, снижающие вред от курения, постепенно станет переходить весь мир. Если же техрегламент будет принят в нынешнем виде, потребители в России и странах Таможенного союза могут оказаться за бортом - у нас, как всегда, свой путь. В итоге за инновационной табачной продукцией опять придется ездить в Европу и США, где таких запретов нет.
Кроме того, многие эксперты недоумевают: где же логика - регламент запрещает инновационные табачные изделия, способные снизить риски для здоровья человека, но при этом не запрещает сами сигареты? Где здесь забота о здоровье? И почему нельзя просто регулировать некурительные табачные изделия, стимулируя производителей инвестировать в новые технологии вместо огульного запрета?
Чиновники уже изрядно развеселили и своих, и зарубежных граждан запретом на продажу в странах Таможенного союза кружевных женских трусов - мол, данная продукция не соответствует тому же техрегламенту. Спасать нижнее белье от гонений пришлось российскому минпромторгу. Не приведет ли подобный непродуманный табачный регламент к такому же казусу? Не окажет ли все это негативное влияние на имидж Таможенного союза, вызывая у некоторых острословов сравнения с СССР, где тоже "не было" кружевных трусов, секса и курили папиросы? И сколько еще подобных запретов должно появиться?
Принятие техрегламента тормозится, в результате страдают не только производители, но и потребители. Более того, возня вокруг него уже давно превратилась из разработки документа, регулирующего производство и упаковку, в попытку разработки нового закона, регулирующего отрасль в целом. То, что по разным причинам не вошло в недавно принятый Закон "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", сегодня пытаются впихнуть в техрегламент Таможенного союза. В итоге на очередную коллегию Евразийской экономической комиссии документ отправляется с существенными разногласиями.
Табачные компании, представленные в России, традиционно заявляют, что не комментируют процесс принятия российских законов и готовы работать с любым действующим законодательством.
Между тем, по данным Росстата, в 2008 г. курили 33,7% взрослого населения. Опросы, проведенные в 2013 г., показали, что теперь курит 28,3% жителей России.
Ирина Николаева, "Российская газета": (№87 (6359) от 17.04.2014)