Нет дыма без недовольства: революция электронных сигарет
Популярность имитаторов курения вызвала споры о том, когда и где допустимо «вдыхать пар»
Любые новые привычки порождают сложные проблемы в области этикета. Неожиданно распространившиеся повсеместно электронные сигареты — замена прежним «раковым палочкам» — заставляют пересмотреть сложившиеся взгляды на то, где можно и где нельзя «курить». В Британии электронные заменители уже использует более миллиона человек, и, по мнению Bloomberg, если действующая тенденция сохранится, к 2047 году они обгонят по популярности обычные сигареты. Итак, нормально ли «дымить» в офисе? В ресторане? На больничной койке?
Хитроу недавно стал первым в мире аэропортом, открывшим у себя «паровую» зону. Ее создание спонсировали производители электронных сигарет. Находится она в зале вылета 4-го терминала. Хотя аэропорт подчеркивает, что в остальных местах все формы курения по-прежнему запрещены, это решение подчеркивает, что в данном вопросе отсутствует ясность. «Вдыхать пар» — то же самое, что «курить»? Или нет? Авиакомпании не одобряют эту практику, но не по причинам, связанным со здоровьем пассажиров, а потому, что они боятся конфликтов в салоне. Тем не менее, нет закона, который бы ее запрещал. Производитель электронных сигарет Vapestick даже опубликовал руководство, объясняющее как использовать его устройства во время полетов (пар не должен заставлять сработать детекторы дыма в туалете).
Насколько быстро меняется ситуация показывает история о незадачливом пассажире, ехавшего по M6 из Престона в Лондон автобуса, принятом за террориста из-за электронной сигареты. Соседи увидели, что из его сумки идет дымок, и им показалось, что он туда что-то наливает. Они уведомили водителя, тот срочно связался с полицией и в итоге вооруженные полицейские перехватили автобус и перекрыли дорогу, создав на одно из самых оживленных трасс Британии пробку длиной в несколько миль.
Сейчас, спустя 18 месяцев, это выглядит как эпизод из древней истории. Может ли сейчас кто-нибудь принять электронную сигарету за бомбу? Они везде — ими торгуют на улицах, их рекламируют в сети, их продают в специализированных магазинах и рекламируют на огромных плакатах.
Если учесть, что электронные сигареты были изобретены еще в 1963 году — как только стал широко известен вред, причиняемый табаком, — такой взлет их популярности не может не удивлять. Впрочем, ранние их версии были неуклюжими, не обеспечивали поступление достаточной «дозы» никотина и вдобавок отличались, по нелюбезным отзывам пользователей, «эффектом грыжи» — курильщику нужно было всасывать пар изо всех сил, чтобы получить хоть что-то.
В свое время табачные компании подозревали в том, что они препятствуют распространению электронных сигарет, конкурирующих с их продукцией. Даже если это, действительно, было так, сейчас все сильно изменилось. Ведущие фирмы, включая British American Tobacco и американского гиганта Philip Morris, производителя Marlboro, стремятся на новый рынок, оживившийся с тех пор, как в 2007 году один китайский фармацевт, как утверждается, изобрел способ эффективнее испарять никотин, используя литиевый аккумулятор.
Электронные сигареты, как, наверняка, уже почти всем известно, на вид и на вкус похожи на обычные и предназначены для имитации эффекта курения без вредных последствий. Они состоят из аккумулятора, атомайзера, нагревательного элемента и картриджа с жидкостью, образующей пар. Вдыхание этого пара имитирует некоторые эффекты курения, но в нем нет канцерогенных веществ, содержащихся в табачном дыме. Состав жидкости может разниться, но обычно в ней содержатся никотин, либо пропиленгликоль, либо глицерин с водой и иногда ароматизаторы — например, ванильный или яблочный. Пар электронной сигареты при выдохе напоминает дым, но пока исследователи не обнаружили от него вреда.
Табачный дым, помимо никотина, дозу которого и хотят получить курильщики, содержит еще 4 000 химических веществ, формирующих в легких липкий осадок — так называемую смолу. Обычная сигарета — это нечто вроде грязного шприца для никотина, а электронная сигарета напоминает его стерильный аналог.
Но при этом обычные сигареты — крайне действенное «средство доставки» никотина глубоко в легкие, и воспроизвести этот эффект очень сложно. Электронные сигареты работают хуже настоящих, но сейчас подошли к их уровню достаточно близко, чтобы удовлетворить многих курильщиков. В любом случае, они эффективнее никотиновых пластырей и жвачек.
Делает ли это их безопасными? Бесспорно, это делает их безопаснее. Из всех доступных людям веществ никотин ближе всего подошел к понятию идеального наркотика. У него есть целый ряд приятных эффектов — он стимулирует, успокаивает и вдобавок усиливает чувство удовольствия, — но мало побочных. Его главное преимущество перед другими наркотиками — мягкость воздействия. Он доставляет удовольствие только при небольшом уровне концентрации в крови. К сожалению его «средство доставки» — сигарета — смертельно опасно.
Именно поэтому Королевский колледж терапевтов призвал в 2007 году способствовать распространению электронных сигарет и других альтернативных форм «доставки» никотина в соответствии с принципом «снижения вреда». Даже если электронные сигареты помогают бросить курить лишь немногим лучше, чем пластыри и жвачки, сам по себе переход курильщиков на менее опасный способ приема никотина дает непосредственный и значительный положительный эффект в области здравоохранения. Критики, не ценящие электронные сигареты, потому что те помогают бросить курить не намного лучше существующих методов, не понимают, что речь идет о нескольких десятках тысяч сохраненных жизней в год.
Тем не менее, распространение электронных сигарет ставит перед нами ряд непростых вопросов. Бум на этом рынке порождает проблемы, связанные с этикетом, детьми, общепитом, здравоохранением, налогами, законами и языком.
Этикет
На электронные сигареты не распространяется запрет на курение и, соответственно, использовать их в офисе, кинотеатре или спортзале вполне законно. Но стоит ли рисковать навлечь на себя гнев окружающих?
В октябре 41-летняя сотрудница магазина Mothercare Мишель Кейпуэлл (Michelle Capewell) была отстранена от работы за использование электронной сигареты перед покупателями. Начальник велел ей выйти и «дышать паром» снаружи.
В наши дни даже незажженная сигарета во рту может спровоцировать людей. Эксперты рекомендуют, чтобы не было ненужных конфликтов, сначала спрашивать разрешения и при этом объяснять, что вы делаете.
Дети
Критики электронных сигарет опасаются, что имитаторы курения могут романтизировать курение в глазах детей и подтолкнуть их к обычным сигаретам. Почему пластиковая трубка с аккумулятором должна показаться детям романтичнее тлеющей Marlboro, понять трудно — однако маркетинг творит чудеса. А так как электронные сигареты не пахнут, ими, возможно, легче будет дымить за сараем, не боясь попасться. Во многих школах их уже запретили.
Как сказал брайтонской газете Argus один 14-летний мальчик: «Я знаю, что некоторые делали это в классе, и их не поймали, потому что пар всегда можно развеять».
Общепит
Те, кому нравится закурить после еды, конечно, могут встать и сообщить собравшимся, что это «фальшивая сигарета». Но многие ли на это готовы? К тому же, это все равно во многих случаях больше не поможет. Рестораторы выгоняют курильщиков электронных сигарет на улицу вместе с их курящими табак собратьями, что показывает, как изменилось общественное мнение с 2007 года, когда был принят закон о курении. Сооснователь лондонского тапас-бара Salt Yard Саймон Маллинс (Simon Mullins) утверждает: «Скажу как курильщик — когда рядом с тобой, пока ты ешь, кто-то дымит, это неприятно». Впрочем, так считают не все. Мишель Ру (Michel Roux), владелец обладающего двумя мишленовскими звездами Le Gavroche, заявил London Evening Standard: «Пока нет запаха, дыма и ничего, что причиняло бы неудобство другим посетителям, то я не вижу проблем».
Здравоохранение
Медицинские организации в целом сходятся в том, что электронные сигареты безопаснее табачных. Однако их тревожит, что доза никотина, которую получают пользователи, не стандартизирована и варьируется в зависимости от модели устройства, а также что подобные заменители могут снова «легализовать» в глазах общества курение и никотиновую зависимость. К тому же речь идет о новом, плохо изученном явлении и, соответственно, невозможно с уверенностью сказать, что перед нами — путь к курению, средство для отказа от него или просто безопасная привычка. Управление по регулированию продуктов в области медицины и здравоохранения (УРПМЗ) рекомендовало в своем июльском докладе причислить электронные сигареты к лекарственным средствам и ограничить максимальное содержание никотина 4 мг на миллилитр жидкости, испаряющейся с каждой затяжкой (при нынешнем содержании 10-24 мг). Многим курильщикам этого явно не хватит, ведь некоторым из них и теперешнее количество никотина кажется слишком малым.
Налоги
Объем мирового рынка электронных сигарет должен превысить в этом году 2 миллиарда долларов. Хотя их производят сотни компаний, бизнес постепенно концентрируется в руках крупных производителей, и сейчас в США 85% рынка контролируют три ведущие фирмы. Если регулирование будет ужесточаться, мелким компаниям будет трудно выдержать конкуренцию.
В Британии больше 75% стоимости пачки из 20 табачных сигарет приходится на налоги. С электронной сигареты берется только 20-процентный НДС. Курильщики понимают, что от электронной сигареты, которая может стоить от 1 фунта, они могут получить столько же никотина, сколько от пачки сигарет, стоимостью в 7,75 фунта. Трудно представить себе, что при таком рынке для нового «средства доставки», власти удержатся от введения дополнительных налогов.
Закон
В октябре члены Европарламента отвергли предложение Еврокомиссии признать электронные сигареты лекарственным средством наравне с никотиновыми пластырями и жвачками. Это означало бы, что производителям устройств перед выводом их на рынок пришлось бы получать лицензию, требующую проводить ряд дорогостоящих испытаний.
Противники этой идеи заявляли, что в результате электронные сигареты исчезнут с полок магазинов и табачные изделия получат несправедливое преимущество.
Такое решение ставит британское УРПМЗ перед дилеммой, так как в июне оно решило, что электронные сигареты должны будут лицензироваться как лекарства с 2016 года. Оно, конечно, может придерживаться прежнего курса в одностороннем порядке, но ему придется тщательно подобрать аргументы, чтобы объяснить, чего оно опасается и почему решило действовать в разрез с общеевропейской тенденцией.
Язык
Называть ли пользователей электронных сигарет «парильщиками»? Содержится ли в электронной сигарете «дымовой сок»? Как вам «горлодер»? Можете использовать «дрип-тип», только осторожно, не залейте «атти». Как называть «сигаретикет» (этикет курения) в эпоху электронных сигарет — «паротокол»?
Слова, которые мы используем, говоря о новых устройствах и поведении, которое они порождают, — это отдельная проблема.