Общество и правоохранительная система в России просто игнорируют законы, лишенные здравого смысла
Если исключить коррупционный фактор и отдельные случаи политического влияния на правоохранительную и судебную системы, все же можно с уверенностью сказать, что Россия – правовое государство. Когда человека поймали на нарушении закона, то уйти от ответственности ему будет крайне сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Однако есть одно «но»: правовая система работает только тогда, когда закон принят обществом. Если же общественное мнение подавляющим большинством решило, что принятый закон бредовый, то он останется пустой декларацией на бумаге, а полиция не будет следить за его исполнением. Такова уникальная специфика правоприменительной практики в нашей стране. Из последних законодательных инициатив власти, успешно похороненных обществом, можно назвать почти тотальный запрет на курение в людных местах, требование убирать испражнения за собаками на улице, отмену летнего времени и перевозку детей до 12 лет в специальных автокреслах. Спорные положения этих законов просто не выполнялись, в том числе правоохранительными органами.
Разработчики законов в России, мне кажется, иногда не задумываются о том, что личный состав полиции, призванной контролировать исполнение в обществе законов, является всего лишь срезом этого общества, причем далеко не самым глупым. И в случае, когда власть в законотворческом порыве очевидно перегибает палку, вводит в практику условия жизни, которые единодушно воспринимаются нелогичными и нарушающими важные для большинства конституционные права, общество просто игнорирует эти условия. А полиция и правоохранительные органы в целом принимают негласное правило не следить за исполнением нового закона.
Например, федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» – закон, вводящий полный запрет на рекламу и курение во всех общественных местах, а также ограничения продажи в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака. Закон в том числе вводит полный запрет рекламы табачных изделий, стимулирования их продажи и спонсорства, а также полный запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения, предназначенных для детей и подростков.
С рекламой все понятно – это условие давно витало в воздухе, его необходимость оправдана защитой детей и молодежи, подверженных информационно-психологическому влиянию СМИ. С требованием убрать с прилавков сигареты, чтобы они визуально не «заманивали», тоже люди в целом согласны, как и с обязательными страшными картинками на пачках. Эти положения стали исполняться и, как считают многие эксперты, уже приводят к положительному эффекту. Но запрет на курение в общественных местах в стране просто прошел «мимо ушей». Не будем перечислять длинный список мест, в которых теперь нельзя курить, фактически на улице запрет действует везде.
Вот уже пошел пятый месяц действия нового закона, а я так и не обнаружил ни одной автобусной остановки, входа в метро или каких-либо улиц в городах, где бы не дымили курильщики. Часто вижу такую картину: на остановке в час пик несколько человек курит, рядом стоит полицейский патруль, в котором парочка стражей порядка тоже непринужденно курят, как будто так и надо. Курильщики как перекуривали перед длинными поездками в метро, прямо у входа, так и продолжают занимаются этим по сей день. Причем подобные проявления «законопослушания» и единения полиции с народом я наблюдал в нескольких городах России, где успел побывать, – Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и Перми. Ликвидация же курилок в аэропортах вообще уже приводила к случаям обмороков и даже анафилактическим шокам некоторых авиапассажиров, зависимых от никотина. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, за три месяца были зафиксированы 32 таких случая, большинство из которых произошло с транзитными пассажирами. Доцент кафедры наркологии СПбГМУ им. Мечникова Любовь Сергеева в интервью «Эксперту Online» отметила: «Это психосоматическое и физиологическое насилие над организмом человека. Врачебное сообщество предупреждало о последствиях таких запретов, о том, что многие курильщики со слабой сердечно-сосудистой системой могут пережить даже инфаркт при столь резком, длительном и насильственном лишении их организма никотиновой смеси. Кроме того, ведь эти кабинки в аэропортах никому не мешали, там работала такая мощная система вентиляции, что многие даже не догадывались об их существовании».
Многие публично раскритиковали положения закона, отмечая, что он направлен не на защиту детей и некурящих от дыма, а на репрессии против курильщиков. Например, Михаил Прохоров выразился весьма жестко. По мнению экс-кандидата в президенты, российские власти не прислушались к мнению большей части населения, вычеркнули курильщиков из жизни и выступили за репрессивные меры. «Документ был принят палатами парламента в стилистике советского прошлого», – заявил он.
После того как фарс был понят законодателями, чтобы не продолжать выглядеть идиотами, недавно в Госдуме был инициирован обратный процесс: поправки к закону, отменяющие запрет в специально отведенных местах в аэропортах, сейчас уже одобрены профильным комитетом. А действительно необходимый запрет на курение на детских площадках ужесточили, повысив штрафы с 500 до 1500 рублей.
Примерно такая же история произошла с законом о детских креслах для граждан до 12 лет в автомобилях. Он был единодушно проигнорирован в обществе. Малышей, конечно, как возили в креслах раньше, так и продолжат возить. По крайней мере, те родители, которым небезразлична безопасность своего ребенка. А вот школьников, особенно подростков 12 лет, ни у кого мысли сажать в детское кресло не появилось. Во всяком случае, я таких оригиналов не видел. Так же как и не наблюдал претензий со стороны ДПС по случаю ребенка без кресла, если это, конечно, не младенец. Дорожная полиция, за редким исключением, попросту не обращает внимания на такие нарушения, хотя в законе четко прописана ответственность – штраф до 3000 рублей. Причем шестикратное увеличение штрафной планки в сентябре этого года (с 500 рублей) ровным счетом ни к чему не привело. Обнаружив ляп, законодательная машина, со скрипом и ворчанием, опять завертелась в обратном направлении: в Совете Федерации сегодня идет процесс разработки поправок к соответствующему закону.
Примеров непринятия и последующего игнорирования законов со стороны всего общества можно назвать множество. Например, отмена практики перевода часов на летнее/зимнее время привела к тому, что целые районы субъектов федерации не подчинялись новым правилам и оставляли перевод стрелок часов. Введение больших штрафов (от 2 до 4 тыс.) за неправильный выгул собак тоже остался лишь на бумаге. До сих пор собака в наморднике – редкое зрелище во дворах, хотя это обязательный атрибут для особей выше 40 см. В большинстве дворовых территорий выгул собак вовсе запрещен, для этого отведены специальные территории, оборудованные ящиками для экскрементов. Во многих местах установлены даже специальные знаки: «Выгул собак запрещен», «Убирайте за своим питомцем, во дворе гуляют маленькие дети». Но хоть кто-нибудь стал исполнять все эти правила, четко прописанные в законе? Я уже не говорю о том, что продукты жизнедеятельности домашних животных практически покрывают ровным слоем все скверы, лужайки и дворы, хотя за каждый такой «продукт» полагается штраф в размере 4000 рублей.
Есть законы, тотально не исполняющиеся нашими гражданами, но по которым в обществе нет единодушия, а есть некий раскол. Самым массовым, пожалуй, является запрет на парковку в неположенных местах. Автомобилисты ставят свои машины где хотят – на тротуарах, у входов в дома, на пешеходных переходах. Пешим людям часто даже с небольшой коляской не проехать. Те люди, у которых нет автомобиля, негодуют и даже охотятся на таких нарушителей. А владельцы машин лишь разводят руками: а куда я ее дену-то?
Некоторые юристы заявляют, что это избирательное «фильтрованное» отношение к законам демонстрирует факт слабой правовой основы в стране. Я же думаю, что в российском обществе исторически так сложилось, что закон никогда не сможет подменить собой здравый смысл, справедливость и элементарную логику, которые у россиян всегда были развиты особенно остро. Как, впрочем, и невозможно быстро изменить еще советское отношение людей к общественной собственности как к чему-то отвлеченному.