Налоги в США - это вопрос политический. Особенно в ситуации гнетущего бюджетного дефицита и растущего госдолга, из которой страна никак не может выбраться.
Президент Барак Обама и до выборов, которые он успешно выиграл не в последнюю очередь благодаря своим «налоговым принципам», и после них не пропускает ни одной возможности, чтобы призвать самых богатых американцев поделиться с казной своими доходами. В преддверии 2013 года ему удалось добиться замечательной победы над Конгрессом и повысить налоги для тех сограждан, которые зарабатывают больше 200 тысяч долларов в год. А в разгар весны, когда в Вашингтоне зацвела сакура, он обнародовал свой план бюджета с дополнительными предложениями по начислению налогов.
Формально президент выполняет свои обещания. По подсчётам самого авторитетного центра в сфере налогов Tax Policy Center, 86 процентов новых налогов действительно приходятся на самых богатых американцев, тех, кто зарабатывает более двух сотен тысяч долларов. Кроме того, Обама предлагает ввести единый подоходный налог в 30 процентов для американцев, чей ежегодный доход превышает миллион долларов.
Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. Критики фискальной политики Обамы считают, что она бьёт и по среднему классу Америки, интересы которого президент поклялся защищать всегда, везде и во всём.
Самый наглядный пример - сигареты, которые в США и так весьма дороги. Пачка популярных Marlboro, например, в зависимости от штата стоит от 5 до почти 12 долларов. А теперь Обама предлагает поднять федеральный налог на пачку сигарет с нынешних 1,01 доллара до 1,95, то есть практически в два раза.
Между тем, как свидетельствуют опросы общественного мнения, среди самых состоятельных жителей Америки злостных курильщиков всего 18 процентов. В наиболее многочисленной категории американцев - тех самых «средних», зарабатывающих от 20 до 30 тысяч долларов в год, - курильщиков 25 процентов. А среди тех, кто балансирует на уровне бедности, то есть зарабатывает около 12 тысяч долларов и менее, курильщиков - 29 процентов. Эксперты уже подсчитали, что стоимость пачки сигарет, если предложение президента пройдёт через Конгресс, увеличится в среднем на 16 процентов. Нетрудно представить, что разнорабочему Алабамы или шахтёру Западной Вирджинии, привыкшим выкуривать по одной-две пачки сигарет в день, идея президента о справедливой налоговой системе вряд ли понравится. А для безработного, живущего на пособие, или для многодетной разведённой женщины из социальных низов новая цена на сигареты вообще будет неподъёмной.
Барак Обама, который когда-то сам регулярно курил, но теперь, по его словам, просто время от времени «балуется», защищает своё предложение так, как это делали пропагандисты во времена СССР. Его девиз: курить - здоровью вредить. После того как во всех американских барах и ресторанах курение запретили, табачная гидра присмирела, но пока ещё не лишилась всех своих голов. Отрубить их, оздоровить нацию, а главное, пополнить бюджет можно только за счёт повышения налога на сигареты. Белый дом утверждает, что за счёт этого налога страна получит до 800 миллиардов долларов в течение 10 лет и часть из них использует для улучшения дошкольного обучения детей.
Но большинство экспертов по налогам с этими доводами не согласны. «Предложение президента по повышению налога на сигареты является одним из самых регрессивных в истории американского налогообложения», - считает Дейв Каутерр, директор центра налоговых исследований American University. «Это порочная налоговая политика, потому что она бьёт прежде всего по бедным», - вторит ему Кёртис Дубай, аналитик из консервативного аналитического центра Heritage Foundation.
В налоговых планах Обамы есть и ещё один пункт: он намерен увязать повышение налогов с постоянно меняющимися индексами инфляции в стране. И хотя из-за бюрократической казуистики эта идея малопонятна рядовому налогоплательщику, профессионалы сразу увидели в ней ловушку для всей нации. До сего времени, говорит Джозеф Розенберг из Tax Policy Center, рост заработной платы в Америке опережал рост инфляции, но теперь всё может измениться.
При этом эксперты оперируют цифрами, за которыми стоят дьявольские детали, часто переворачивающие всю картину с ног на голову. К 2015 году те американцы, которые зарабатывают от 40 до 50 тысяч долларов, будут платить на 23 доллара в год больше налогов. Казалось бы, о чём речь!
Это всего-то стоимость скромного обеда на одного в придорожном ресторанчике. Но к 2023 году, если нация примет план Обамы, их налоговые выплаты возрастут уже до 77 долларов, а это стоимость хорошего ужина с вином в престижном месте.
Налоги одного процента населения, тех, кто зарабатывает больше миллиона долларов, в 2015 году составят солидную сумму - 74 тысячи долларов. К 2023 году она значительно увеличится, до 85 тысяч долларов. Но всё-таки не в три раза,- как у менее обеспеченных граждан. Из таких деталей и складывается тезис критиков: налоговые инициативы Обамы открывают «заднюю дверь» для повышения налогового бремени на средний класс и американских бедняков.
Налоговые идеи президента вызывают не только критику, но и откровенные насмешки. Например, стало известно, что администрация намерена поднять налог на водку «Столичная», правда, пока только на её ароматизированные виды - водку со вкусом малины, клубники, клюквы, ежевики и других ягод и фруктов. До сего времени налог на галлон 3.7 литра - спирта 100-процентной крепости составлял 13,5 доллара. Однако вплоть до последнего времени ароматизированные виды спиртных напитков, весьма популярные в США, пользовались серьёзными налоговыми послаблениями.
Обама вряд ли сможет закрыть новыми налогами на ароматизированную водку брешь в бюджете страны, составляющую 1.8 триллиона долларов. Но министерство финансов тем не менее серьёзно относится даже к скромным попыткам добиться этой цели. Его чиновники говорят, что у производителей ароматизированных водок неоправданное преимущество перед американскими предпринимателями. В результате «малиновка» и «клюковка» продаются дешевле, чем ликёро-водочная продукция других производителей, прежде всего американских.
Телекомпания ABC выносит вердикт: «Новые правила хороши для виски Jack Daniel's и плохи для цитрусового Absolut Citron и малиновой Stoli Razberi».
Российским производителям, правда, пока новые американские налоги не грозят. Stoli Razberi и другие ароматизированные виды водки изготавливаются в Латвии и к заводу «Кристалл» не имеют никакого отношения. Несколько стран по обе стороны океана уже давно ведут между собой тяжбу за право монопольного обладания брендом «Столичная», но пока суд да дело, американские налоговики решили потихоньку извлечь из продаж крепкой «малиновки» барыши.
Скептики обнаружили среди налоговых предложений Обамы ещё несколько достаточно спорных и малоэффективных идей. Одна из них касается повышения налога на площадки для игры в гольф.
Налоговые органы в качестве примера используют историю некоего девелопера из Алабамы. Тот приобрёл обширный участок земли под видом создания поля для гольфа, которые прежде не облагались налогом, а потом продал его по гораздо более высокой цене другому девелоперу, который начал строить на этом месте гостиницу. Так вот, говорят люди из команды Обамы, теперь такое жульничество станет невозможным: те, кто хочет строить поля для гольфа, также должны платить налог.
Неприятные новости ждут и частных авиаперевозчиков. Прежде коммерческие и транспортные авиакомпании могли начать списывать часть налогов только после семи лет эксплуатации воздушного судна, в то время как владельцы корпоративных джетов,
сельскохозяйственных «кукурузников» и самолётов, применяющихся для тушения лесных пожаров, - после пяти лет эксплуатации. Теперь вся эта авиатехника уравнена в правах: льготниками становятся только после семи лет все без разбору.
И наконец, последнее предложение, сочтённое в Америке необычным. Представьте себе, что кто-то подаёт против вас иск, выигрывает суд, а затем требует, чтобы вы оплатили все его издержки. Прежде проигравший мог легально отказаться платить по счетам. Теперь он будет обязан оплатить все расходы победителя. Как это сделал в Великобритании покойный Борис Березовский, проигравший суд Роману Абрамовичу.
Обама внёс свой проект бюджета, в котором прописан и его фискальный план, но Конгресс пока не спешит поставить его обсуждение в повестку дня. Оппоненты президента, республиканцы, собираются дать бой своим противникам по каждому пункту. Их аргументы понятны уже сейчас. С одной стороны, они попытаются высмеять ничтожность некоторых предложений типа повышения налога на ароматизированную водку, демонстрируя, что Обама стреляет из пушки по воробьям.
С другой - обвинят демократов в том, что их налоговая программа несёт нации «только боль», и попытаются доказать избирателям, что Обама приведёт страну к самым высоким налогам за последние четыре десятилетия.
Евгений Бай, "Журнал «Эхо планеты» ": (№19 (1270) от 23.05.2013)