Как в Беларуси делают сигареты: репортаж с крупнейшей табачной фабрики «Неман»
Каждый год в мире производится более 6 трлн сигарет, и цифры только растут. Гигантские масштабы отрасли, впрочем, на отдельно взятой фабрике не ощущаются. Современные производственные линии компактны, места много не занимают. Но «стреляют очередями». Шесть, восемь, десять тысяч сигарет в минуту… Кто больше?
На проходной «Немана» сотрудники показывают контролеру пачки, с которыми заходят на производство. Сигарет миллионы и миллиарды, но каждая — подучетна. На выходе — снова контроль. «Мы производим сигареты, но курить на фабрике разрешено только в специально отведенных местах», — рассказывает помощник генерального директора Дмитрий Чугай.
Одно из таких мест — дегустационный зал. Здесь регулярно собираются дегустаторы (они прошли специальный курс обучения в краснодарском НИИ табака, махорки и табачных изделий — оказывается, есть и такой). Они садятся за стол, раскуривают сигареты, заполняют специальные дегустационные листы. Каждую сигарету оценивают по нескольким показателям: аромат и вкус табачного дыма, усилие при затяжке, крепость, горючесть и др.
— Мы обычно делаем по 4—5 затяжек, больше не требуется, — объясняет Дмитрий Чугай. — Чтобы отдохнули рецепторы, пьем воду или чай. За одну дегустацию выкуриваем не более 5 образцов.
Что курят дегустаторы (и сотни тысяч белорусов)? Сейчас посмотрим.
Сырье
На «Немане» осуществляют полный цикл производства. Схематично он выглядит так: закупка сырья и материалов, изготовление табачной смеси (мешки), фильтропалочек, непосредственно производство сигарет.
— Сигареты отличаются друг от друга по составу табачной смеси: в каждой от 15 до 22 сортов табака, который закупаем более чем в 20 странах мира, — рассказывают специалисты. — Основные объемы продукции изготавливаются из мешки American Blend, которая состоит из табака «Вирджиния», «Восточный», «Ориенталь», «Берлей» с добавлением табачной жилки. 80% сигарет у нас — собственные бренды, 20% — контрактное производство с British American Tobacco и Japan Tobacco International.
В таком виде сырье приходит из-за рубежа. В каждом коробе — свой сортотип табака.
На складе формируются партии, необходимые для изготовления той или иной марки сигарет. Их формирует купажист. Спрессованный в «тюки» табак поступает на линию ввода.
Переработка
На конвейере — табак для производства одной из марок белорусских сигарет. После поступления в цех сырье разделяется и идет по двум линиям. На одной — табак, на второй — жилка (центральная часть табачного листа), которая входит в состав практически любой табачной мешки.
Линия жилки: табачная жилка сначала увлажняется, потом поступает на отлежку в силос, идет в нарезку на станок, после — на экспандирование, где ее обрабатывают паром. Затем уже «взорванная» жилка направляется в сушильный барабан и по конвейеру идет на смешение с табаком.
Линия табачного сырья: процессы во многом аналогичные. Табачную «кипу» разрезают на четыре части, далее следуют процессы соусирования (для придания вкуса) и кондиционирования. Потом — увлажнение, отлежка, сушка.
При помощи специальных весов жилку и табак смешивают в необходимом соотношении (зависит от марки сигарет), ароматизируют. Результат — табачная мешка, которая и используется на дальнейших этапах производства. В сигаретах «супер-слим», отмечают специалисты, жилка в состав мешки не входит.
Кстати
— В стране модно говорить об импортозамещении. Вырастить в Беларуси табак невозможно? — интересуемся мы.
— Такие эксперименты проводились, — рассказали специалисты. — В 2003—2004 годах вопросом занимался гродненский сельхозуниверситет. Результаты не впечатлили: в нашей климатической зоне у растения не хватает времени, чтобы вызреть. Сырье получается низкого качества. Плюс к этому в стране нет заводов по дальнейшей обработке табачного листа, а строить их нецелесообразно — вложения не окупятся. В производстве по тем же причинам используется импортная сигаретная бумага, зарубежная бумага для ободка. При развале Союза были попытки использовать для этих целей продукцию «Гомельобоев», но от идеи отказались. Закупаются за границей также специальные пищевые ароматизаторы и соусы. Поставки материалов осуществляются исключительно от известных мировых производителей.
Движемся по технологической цепочке дальше. Прямиком на станцию наполнения — здесь готовая мешка хранится в контейнерах. Организована ее автоматическая подача в сигаретный цех.
Сигаретно-папиросный цех
Знаете ли вы, что такое сигарета? Ответов может быть несколько, но чисто технологически правильным выглядит следующий: это «курительное изделие, состоящее из отрезка табачного жгута, обернутого сигаретной бумагой, склеенной по продольному шву, к концу которого присоединен фильтрующий мундштук». Иными словами, простой с виду продукт состоит из нескольких комплектующих.
Процесс производства начинается с загрузки мешки в сигаретную машину.
Следующий технологический этап — формирование табачного жгута. Автоматически в машину подается сигаретная бумага, и изготавливается так называемый сигаретный штранг — длинная трубка. Штранг разрезается на отдельные части, в фильтросборочной машине к основе «присоединяются» фильтропалочки. Этот комплект оклеивается ободковой бумагой, а потом разрезается на две части. Получаем готовую сигарету.
Показать на фото можно только некоторые операции: большинство манипуляций скрыты внутри машины и происходят на высоких скоростях.
По конвейеру транзитом через накопитель сигареты идут на упаковочную машину — получаем сначала пачки, а потом и блоки.
Все процессы автоматизированы: процесс наклеивания этикетки, разрывной ленты, формирование «воротничка», наклейка акцизных марок, оцелофанивание.
По ленте готовые короба «улетают» на склад. Мощность этой линии — 10 000 сигарет в минуту…
Кстати
Самая распространенная претензия к белорусским производителям: почему известные марки, сделанные у нас, отличаются в худшую сторону от зарубежных аналогов?
— Это стереотип, — уверяет Дмитрий Чугай. — Все производство полностью контролируется специалистами зарубежных компаний. Процессы отслеживают их контролеры, приезжают топ-менеджеры из Великобритании, Швейцарии. Судите сами: на нашей фабрике установлено точно такое же оборудование, как на фабриках этих предприятий во всем мире. Наши специалисты проходили обучение за рубежом. Сырье покупаем у этих же поставщиков. А разницу во вкусе можно объяснить просто. В разных регионах мира сигареты отличаются. Если для Беларуси и России идут похожие табачные смеси, то уже украинские сигареты курить нам непривычно. Не говоря о таких странах, как Греция или, например, Индия.
— Что выгоднее для фабрики: культивировать собственные бренды или производить лицензионные?
— Производить зарубежные бренды было особенно важно тогда, когда мы начинали. В начале 2000-х в табачной отрасли страны наблюдался хаос: 20% официального импорта, такое же количество контрабанды, которая шла из России, Украины в Европу и частично оседала в Беларуси. У гродненской фабрики в то время 80% мощностей были загружены производством сигарет без фильтра… Когда встал вопрос о развитии табачной отрасли, было принято решение не изобретать велосипед, а наладить выпуск сигарет известных брендов, которым обычно отдает предпочтение курильщик. Предложили крупным транснациональным компаниям участвовать в производстве, инвестировать средства в развитие отрасли, получив возможность присутствия на рынке. Не все компании тогда захотели этого — поэтому у нас нет на рынке некоторых известных брендов. Тем не менее, наладить сотрудничество удалось. В результате с 2006 года было привлечено почти 20 млн евро иностранных инвестиций в виде безвозмездной спонсорской помощи, при этом у государства осталось 100% акций фабрики, модернизация проведена, опыт получен. Известные марки дали возможность загрузить мощности, восстановить имидж. А говорить сегодня, что выгоднее?.. И то, и другое. Но с точки зрения позиционирования ставку нужно делать на собственные марки, только они способны гарантировать стабильность. В прошлом году мы значительно активизировали экспорт, смогли выйти на непростой российский рынок…
— Но ведь покупают у нас все равно в основном импортное…
— Это тоже стереотип. Если посмотреть объемы продаж, то в лидерах — наши собственные марки.
Для собственных марок «Неман» наладил производство фильтропалочек — моноацетатных. Их производят из химического волокна. К слову, здесь еще выпускают сигареты без фильтра, но их доля на рынке постепенно падает.
Кстати
Боятся ли работники табачной отрасли конкуренции со стороны производителей электронных сигарет? Специалисты «Немана» убеждены: это новое веяние скоро забудут.
— Мировые производители при этом заявляют, что они готовы вкладывать деньги в развитие этого альтернативного способа попадания никотина в организм, — говорит Дмитрий Чугай. — Вопрос в том, что до конца электронные сигареты и их влияние на организм не изучены.
Что «скажет» курительная машина
Можно ли сделать сигарету безопасной? Вопрос риторический. Однако выдерживать необходимые стандарты производители обязаны. На каждой линии установлены многочисленные точки контроля, компьютер следит за соблюдением параметров рецептуры, внешнего вида и многих других показателей. В цехах обеспечено обеспыливание, есть кондиционеры.
— Все сырье принимается комиссионно, проходит на этом этапе входной контроль, — рассказывает начальник лаборатории по контролю за производством Янина Петельчиц. — Образцы готовых сигарет мы взвешиваем, измеряем их длину, проверяем объемно-упругие свойства табака и многие другие показатели.
Универсальная испытательная машина по контролю этикеток:
Показатели безопасности определяет курительная машина. С ее помощью периодически «прокуривают» каждую марку сигарет.
— Перед этим создаем для образцов специальные условия: необходимо, чтобы они достигли равновесной влажности, — поясняют сотрудники лаборатории.
Сигареты загружают в курительную машину, которая имитирует затяжку среднестатистического курильщика. В ловушку для дыма закладывается фильтр.
После «прокуривания» фильтр замачивают в специальном экстрагирующем растворе, а дальше полученную жидкость проверяют на газовом хроматографе. После обсчета данных специалисты получают содержание никотина, смолы и угарного газа в сигарете. Это и есть те данные, которые приводят на упаковке.
Стоит курительная машина около 180 тыс. евро.
Кстати
Некоторое время назад сотрудники МЧС подняли вопрос о том, что белорусским производителям необходимо перейти на так называемые самозатухающие сигареты — дабы снизить количество людей, погибающих на пожарах по неосторожности. Такая норма уже существует в ЕС, а у нас вопрос только изучается.
— Мы сделали прибор для испытаний, купили во Франции необходимую бумагу, — говорит Янина Петельчиц. — Провели тест. В 75% случаев бумага действительно затухает, но остается еще 25%… В принципе, мы готовы производить такие сигареты. Но бумага очень дорогая и приведет к удорожанию продукции в 6 раз.
Как говорят специалисты, за 10 лет фабрика снизила среднее содержание никотина на единицу собственных марок продукции почти в 2 раза: с 1,22 мг на одну сигарету в 2000 году до 0,7 мг в 2012-м.
«Китай нас спасет»
Мы не раз публиковали мнения медиков, призывающих поднять стоимость сигарет, сделать их малодоступными для граждан Беларуси. Что думают по этому поводу производители?
— Люди бросят курить, если пачка сигарет будет стоить 40 тыс.?
— Не думаю, — говорит Дмитрий Чугай. — В таком случае нам «поможет» Китай, который сейчас на 90% процентов снабжает мир контрабандными сигаретами. Кстати, они научились подделывать даже наши, белорусские бренды! Как только белорусский акциз станет на уровне или чуть больше стоимости доставки сигарет из Китая, страну завалят контрабандой.
— А как отразится на стоимости сигарет и продажах обязанность «рисовать» на пачках страшные картинки с изображением эффекта от курения?
— Если обяжут, будем «рисовать»! Пусть только наши типографии к этому подготовятся. Иначе придется покупать дорогую этикетку за валюту. Что касается эффекта от таких изображений, то собственных исследований мы не проводили. Как показывает мировая практика, на первых этапах люди, наоборот, приобретают сигареты из любопытства.
В 2012 году гродненская фабрика произвела 26,65 млрд сигарет — это 113,9% к уровню 2011 года. Рекордное количество за 150 лет истории предприятия. В прошлом году бюджет получил от «Немана» 1,79 трлн рублей налогов. В 2013-м ГТФ планирует перечислить 3,7 трлн рублей. Выгодно ли государству развивать табачное производство? Ответ, думается, очевиден.