Как может развиваться конфликт предпринимателя с командой губернатора Василия Голубева
В декабре совладельцы ростовского аэропорта – Иван Саввиди и правительство Ростовской области – обменялись публичными словесными уколами, что подтверждает нарастание конфликта вокруг этого объекта. Губернатор Василий Голубев лоббирует интересы группы "Ренова", планирующей строительство вблизи Ростова нового аэропорта "Южный хаб". Иван Саввиди при этом рискует потерять аэропорт как один из своих активов. Предприниматель готовит к продаже фабрику «Донской табак» и становится спонсором греческого футбольного клуба, получив таким образом входной билет для ведения бизнеса в Греции. Одновременно с этим Иван Саввиди заявляет о своих губернаторских амбициях. "Южный федеральный" попробовал спрогнозировать, какое будущее может ждать активы Ивана Саввиди и имеет ли предприниматель политическое будущее в регионе.
В Ростовской области был только один пример жесткого противостояния бизнесмена и губернатора. В первой половине 2000-х гендиректор Таганрогского металлургического завода и "Красного котельщика" Сергей Бидаш публично заявлял о заинтересованности администрации области, тогда возглавляемой Владимиром Чубом, в споре собственников заводов. Итогом этого конфликта стало уголовное дело против бунтаря, а затем тюремное заключение. После этого в прессе Сергея Бидаша стали называть "донским Ходорковским". На волю "донской Ходорковский" вышел только в 2010 году и сообщил о намерении вести девелоперский бизнес.
Конфронтация между Иваном Саввиди и действующим губернатором Ростовской области Василием Голубевым пока не вошла стадию открытого конфликта, как в случае с Владимиром Чубом и Сергеем Бидашем, однако стороны все чаще делают острые заявления. Поводом для нового витка конфронтации и точкой приложения сил стал ростовский аэропорт, совладельцами которого являются правительство области и Иван Саввиди.
Будущее аэропорта
На проходившем в декабре собрании акционеров ОАО "Аэропорт Ростов" произошел публичный конфликт совладельцев актива. Представители областного правительства настаивали на выплате дивидендов за нынешний год – порядка 18 млн рублей. Но это решение было блокировано директорами от ООО "Праймери Дон", которое контролируется семьей Ивана Саввиди. В ответ областные власти впервые начали публично критиковать совладельца аэропорта: на сайте правительства появилось сообщение о том, что "Праймери Дон" нарушает права акционеров аэропорта – в том числе ветеранов (бывшим сотрудникам аэропорта принадлежат небольшие пакеты акционерного общества).
Для того, чтобы понять как в дальнейшем может развиваться противостояние, стоит вспомнить развитие сюжета. О намерении продвигать проект строительства вблизи Ростова нового крупного аэропорта "Южный хаб" губернатор Василий Голубев заявлял почти с момента назначения по пост главы региона в 2010 году. В мае нынешнего года президент Владимир Путин подписал указ о передаче правительством РФ в собственность Ростовской области 38% акций аэропорта. В указе отмечалось, что делается это для привлечения региональными властями инвестиций в реконструкцию аэропорта на условиях государственно-частного партнерства. Какими бы не были реальные причины передачи акций, команда Василия Голубева после этого получила рычаги для лоббирования интересов потенциального инвестора. Позже представители губернатора заявили о том, что партнером региона в строительстве нового аэропорта станет группа "Ренова" Виктора Вексельберга. Какой-либо открытый конкурс для инвесторов не проводился.
Иван Саввиди, комментируя действия команды Василия Голубева и "Реновы", сначала заявлял о том, что не получал каких-либо предложений об участии в проекте, а после – о том, что его не устроила цена, предложенная за выкуп его акций. Позже последовала критика ключевых проектов регионального правительства – господин Саввиди критиковал как "Южный хаб", так и проект строительства крупного футбольного стадиона.
В декабре в интервью "Коммерсанту" представитель холдинга "Аэропорты регионов" (входит в группу "Ренова") подтвердил слухи о том, что действующий аэропорт может быть закрыт после запуска нового в 2018 году. А территория старого может быть отдана под жилищную застройку. "Решения эти будут приниматься в рамках генплана развития города", – уточнил представитель "Аэропортов регионов". Из его слов следовало, что решение о строительстве "Южного хаба" уже принято и не обсуждается, а с Иваном Саввиди "Ренова" будет общаться не более чем "в рамках акционерного законодательства". То есть фактически господину Саввиди было объявлено, что его решения мало интересуют как "Ренову", так и областные власти.
Цена вопроса для Ивана Саввиди – потеря актива, показывающего постоянный рост прибыли, и перспектива продолжения спора – уже за право распоряжаться землями аэропорта. "Похоже, переговоры "Реновы" и Ивана Саввиди "не идут". В таком случае проект строительства нового аэропорта будет более напряженным с финансовой точки зрения, но говорить об отказе от его реализации не приходится. Судьба же старой площадки очевидна – она будет отдана под застройку после того, как будет запущен новый аэропорт", – считает главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Площадь ростовского аэропорта – около 400 га. Часть территории занимает взлетно-посадочная полоса, которая находится в федеральной собственности и может быть передана региону после закрытия аэропорта. По оценке исполнительного директора компании по управлению недвижимостью «Титул» Александра Игнатущенко, стоимость гектара земли для жилой застройки в районе нынешнего аэропорта сейчас составляет 35-80 млн рублей. "Если участок теоретически отчуждать от аэропорта для строительства многоквартирного жилого фонда, то гектар земли будет стоить приблизительно 60 млн рублей", – добавляет господин Игнатущенко. То есть стоимость земель аэропорта может составлять 24 млрд рублей.
Впрочем, пока торг идет не за земли, а за право контролировать действующее предприятие. "Поднятый областной администрацией шум вокруг выплаты дивидендов – это действительно способ давления на "Праймери Дон", но способ не юридический, а сугубо из области PR, – отмечает старший юрист адвокатского бюро "Юг" Сергей Радченко. – Кстати, на претензию администрации о невыплате дивидендов пенсионерам, "Праймери Дон" может ответить, что чистая прибыль, из которой платятся дивиденды, нужна для развития аэропорта и от её проедания будет плохо всем".
"Вероятно, заявление о нарушениях прав рядовых акционеров – это попытка поставить в неудобное положение ООО "Праймери Дон", – считает руководитель корпоративной практики юридической фирмы "Эберг, Степанов и партнеры" Андрей Боровков. – Однако, представляется, что это не очень мудрая попытка. В случае выплаты дивидендов и по обыкновенным и по привилегированным акциям, основную их часть разделили бы ООО "Праймери Дон" и Ростовская область, а не рядовые акционеры". Кроме того, по мнению господина Боровкова, в споре вокруг аэропорта будет иметь значение то, что Иван Саввиди владеет авиаремонтным заводом РЗГА №412, который расположен по соседству со зданием аэропорта. ""Ренове" придется как-то договариваться не только в отношении акций ОАО "Аэропорт Ростов", но и учитывать интересы ОАО "РЗГА №412" при решении судьбы земельных участков аэродромного комплекса", – поясняет эксперт.
По мнению Сергея Радченко (адвокатское бюро "Юг"), потенциальные точки нападения на Ивана Саввиди можно указать уже сейчас: "Интерес регионального правительства и "Реновы" в том, чтобы закрыть аэропорт. Юридически это можно сделать только путём его реорганизации или ликвидации. Со стороны правительства можно ожидать "проталкивания" этого решения через общее собрание акционеров аэропорта. Это трудная задача, именно здесь можно ждать развитие будущей корпоративной войны".
Не исключено, что в первой половине следующего года Иван Саввиди и структуры «Реновы» будут наносить друг другу точечные информационные удары. Ведь теперь у господина Саввиди есть противник на поле бизнеса вне политики — холдинг "Аэропорты регионов".
Будущее "Донского табака"
О будущем своих агроактивов, которые объединены в группу "Агроком", в течение нынешнего года Иван Саввиди делал противоречивые заявления. В начале года он заявлял о намерении вывести мясной бизнес за пределы региона, чуть позже напротив стал говорить о планах развития. Продажа активов — не самая сильная сторона господина Саввиди. "Как предприниматель он осторожен, предпочитает не спешить с продажей и не позволяет покупателям оказывать давление, даже если в итоге это приводит к убыткам", — отметил в беседе с "Южным федеральным" источник, знакомый с внутренней политикой группы "Агроком". В этом смысле показательна ситуация с Багаевским консервным заводом, который господин Саввиди так и не смог с выгодой для себя продать "Балтимору". И сейчас Иван Саввиди продолжает "консервировать" активы. В частности, по данным "Южного федерального", ему поступало несколько предложений о выкупе здания бывшей табачной фабрики в центральной части Ростова. Однако предприниматель предпочитает сдавать часть здания мелким арендаторам.
Тем не менее, эксперты убеждены, что флагманский актив Ивана Саввиди – фабрика "Донской табак" – практически подготовлена к продаже китайской госкомпании Hongta. "Мне кажется, что вопрос с продажей "Донского табака" уже решен. Владельцы пустили китайцев в свою систему сбыта, прошла консолидация акций. Процесс медленно движется в сторону продажи, – отмечает глава информационно-аналитического агентства "Русский табак" Максим Королев. – Есть интерес сторон в сделке. Саввиди хочет продать "Донской табак" и выйти из табачного бизнеса. Китайцам интересен российский рынок, а начинать с нуля – невыгодно". Китайская компания заключила партнерское соглашение с "Донским табаком" еще в мае нынешнего года. По предположению эксперта, процесс продажи может затянуться из-за вопроса цены. "Амбиции Ивана Саввиди известны. Он уже упустил возможность продать "Донской табак" на пике спроса в 2000-х. Сейчас наверняка идут серьезные переговоры о стоимости", – добавляет господин Королев.
Политическое будущее Ивана Саввиди
Иван Саввиди рискует утратить контроль над аэропортом, готовит к продаже ключевой актив, а также выкупает пакет акций греческого футбольного клуба ПАОК, получив таким образом входной билет для ведения крупного бизнеса в Греции. Одновременно с этим предприниматель делает заявления о губернаторских амбициях. Впервые такое заявление четко прозвучало из его уст в начале нынешнего года – господин Саввиди заявил прессе, что может пойти на губернаторские выборы 2015 года, если будет выдвинут населением региона. К этому моменту он уже не являлся депутатом Госдумы, на праймериз "Единой России" летом 2011 года он не вошел в первую десятку кандидатов. "О причинах, по которым Саввиди не был допущен в Думу можно только гадать. Праймериз были декоративными, поэтому технических сложностей с продвижением нужных людей не было. Возможно, это был элемент давления на Саввиди в споре за аэропорт", – предполагает источник "Южного Федерального" в руководстве одной из партий в регионе.
Впрочем, некоторые эксперты отмечают: пока что заявления Ивана Саввиди не подкрепляются какими-либо действиями. "В большей степени это "самопиар". Заявления о губернаторстве прозвучали после праймериз, однако затем на федеральных и муниципальных выборах не было заметно активности. Нет данных о том, что Саввиди спонсировал какую-либо партию или кандидатов. Хотя интерес со стороны партий к нему наверняка есть", – делится наблюдениями директор "Фонда развития демократических институтов" Роман Базиков. По его предположению, показателем желания Ивана Саввиди принять участие в политической игре может стать участие в выборах в Законодательное собрание Ростовской области осенью следующего года. "При губернаторских амбициях было бы логично участвовать в парламентских выборах. Саввиди может, например, спонсировать какую-либо партию — сейчас их достаточно", – добавляет господин Базиков. Однако сейчас, по его замечанию, в заявлениях Ивана Саввиди большую часть занимает "эмоциональная составляющая": "Саввиди ведет торг с командой губернатора Голубева для сохранения статус-кво. Предприниматель показывает, что теоретически может ввязаться в борьбу. В результате он может получать некие тактические выгоды". По другим данным, господин Саввиди все же мог косвенно принимать участие в муниципальных выборах. "Саввиди вполне мог заручиться поддержкой части кандидатов в муниципальные советы, поспособствовать их продвижению, и получить возможность пройти при необходимости муниципальный фильтр на выборах губернатора", – считает один из источников "Южного федерального", принимавший участие в выборных кампаниях.
Иван Саввиди самостоятельно не будет участвовать в губернаторских выборах, считает политолог Михаил Савва. "Соцопросы говорят о том, что у представителя национального меньшинства сейчас нет шансов возглавить какой-либо из регионов Юга России. Это специфика именно южных территорий, в других регионах такая возможность есть", – отмечает эксперт. Однако, по его мнению, господин Саввиди может сделать ставку на "не оппозиционного кандидата, из другого клана нежели Василий Голубев". "В этом случае кандидат может быть поддержан жителями региона. Россиянам надоели предсказуемые выборы между назначенными лидерами и назначенными страховщиками. Ключевым фактором в этом случае может стать объем бюрократической поддержки. Вопрос в том, у кого больше связей среди силовиков, бывших генералов спецслужб, в федеральных администрациях. У Ивана Саввиди и у нынешнего губернатора Голубева такая поддержка есть. Перевес может быть в граммах", – пояснил эксперт.
Кроме того, возможно и возвращение в регион ставленников команды экс-губернатора Владимира Чуба, который по-прежнему имеет политический вес. В этом случае у господина Саввиди, входившего в круг приближенных к господину Чубу, лучшие шансы на сохранение активов в регионе. В противном случае – при открытой борьбе с командой Василия Голубева и проигрыше – Иван Саввиди, как показывает новая российская история, может оказаться либо эмигрантом, либо заключенным.
Сергей Сурженко, "Новая газета в Южном федеральном":