Наталия Кошелева, координатор «Коалиции киоскеров» г. Новосибирск:
«Законодатель преследует благие цели, однако опыт показывает, что данные меры не будут эффективны для снижения уровня курения в стране. Опыт Санкт-Петербурга продемонстрировал, что полное уничтожение торговых объектов площадью меньше 50 кв. м не привело к снижению количества курильщиков в городе.
Обратившись, к примеру зарубежных государств, мы можем увидеть, что ни в одной стране мира нет такой жесткой меры, как запрет на продажу табачных изделий в зависимости от размера площади торговой точки. Во Франции существует монополия на торговлю табаком для маленьких магазинов, в Италии, Испании также существуют специализированные лавки по торговле табаком. В Великобритании, где последнее время вводятся крайне жесткие антитабачные меры, для малого бизнеса дана отсрочка до 2015 года, чтобы перепрофилироваться. Необходимо оценить реальные последствия данного закона для бизнеса, по оценке МинЭка работы могут лишиться более полумиллиона человек. В мелкой рознице работают социально незащищенные слои населения – пенсионеры, инвалиды, женщины предпенсионного возраста. Эти люди, лишившись работы, новую найти просто не смогут.»
Михаил Епишкин, координатор «Коалиции киоскеров» г. Новосибирск:
«С одной стороны, идея великолепная, но методы решения данной проблемы выбраны неверно. Люди курить меньше не будут, просто произойдет перераспределение денежных потоков, до 15 млрд долларов будут перераспределены в пользу крупных сетей. Для малого бизнеса эти деньги являются якорными. Государство признает, что оно зарабатывает на алкоголе, табаке, на акцизах, и это честные деньги. Это легальный товар, который не запрещен, киоски также хотят продавать легальный товар, получать прибыль, платить налоги. Мелкие предприниматели сейчас думают только об одном – как выжить? Хочу напомнить слова Владимира Путина: «Бороться с курением надо, но не запретительными мерами». Запреты никогда ни к чему хорошему не приводят.»
Михаил Балясников, координатор «Коалиции киоскеров» г. Ижевск:
«Сам законопроект мы считаем коррупционным, его главной задачей является не улучшение состояния здоровья нации, а уничтожение мелкой розницы и, как следствие, перераспределение капиталов в пользу крупных игроков рынка. После запрета на продажу пива многие малые торговые объекты уже закрылись, после запрета на продажу сигарет закроются и все оставшиеся – мы не олигархи и хотим жить и вести честный бизнес в России, а нас активно истребляют! Сейчас, когда до принятия закона осталось мало времени, нам необходимо устраивать совместные акции не на уровне города, а на уровне страны. Мы будем бороться за свои права до конца. Но даже в случае неудачи мы будем нести ответственность за тех людей, что у нас работают, будем, несмотря ни на что, стараться трудоустроить всех, кому не сможем больше платить зарплату.»
Леонид Плетнев, координатор «Коалиции киоскеров» г. Краснодар:
«В связи с законопроектом Минздрава многие магазины вынуждены буду закрыться, так как на доходы от продаж молока и хлеба не смогут конкурировать с супермаркетами и гипермаркетами. И это будет иметь огромные негативные экономические последствия для всех. Давайте попробуем их просчитать на примере отдельного Курганьевского района Краснодарской области: там 2228 предпринимателей заняты в торгово-розничном бизнесе, у них трудоустроено 3144 наемных работника, при этом доля налоговых поступлений от этих предпринимателей 12 млн рублей в год. Половина этих предпринимателей имеет в своем обороте табачные изделия, которые дают от 40-90% прибыли, при этом площадь этих торговых объектов менее 50 кв. м.
В случае принятия законопроекта в существующем виде, то есть с запретом реализации табачных изделий в объектах малого торгового бизнеса, проще киосках, бюджет Курганьевского района не досчитается 5-7 млн. рублей в год. Это не считая земельного налога, аренды земли, отчислений в Пенсионный фонд. По нашим предварительным подсчетам безработными станут примерно 2700 человек. И это только в одном районе, а если брать в целом по краю, то цифры увеличиваются в 40-50 раз!
В результате все это выльется в нехватку бюджетных средств на выплаты больницам, школам, детсадам, пенсионерам и так далее. За счет чего местные власти планируют пополнять дыры в бюджете, не понятно.»
Александр Сигарев, координатор «Коалиции киоскеров» г. Бийск (Алтайский край):
«В связи с обсуждением последних законодательных инициатив Минздрава жители нашего города обеспокоены закрытием остановочных киосков. У нас маленький город чуть больше 300 тыс. жителей. Малые торговые объекты у нас – это не только магазин шаговой доступности, это еще и безопасность наших граждан. К сожалению, наш город плохо освещен, и в темное время суток дополнительное освещение дают остановочные торговые модули. Кроме того, киоски оборудованы кнопками экстренного вызова, что актуально в экстремальных ситуациях, когда вызов наряда полиции занимает длительное время.
Предприниматели города обеспокоены тем, что у нас законы ставят в неравные условия крупный и малый бизнес, ведь никто меньше пить и курить не станет только потому, что купил алкоголь и сигареты в большом магазине. В Бийске местные журналисты проверили добросовестность продавцов киосков – провели рейд, в результате которого ни один киоск не был уличен в продаже пива и сигарет несовершеннолетним. Таким образом, мы можем смело заявить, что Бийские предприниматели ведут честный бизнес.»
Сергей Коваленко, координатор «Коалиции киоскеров» г. Владивосток:
«В случае принятия законопроекта Минздрава регион ждут самые неприятные последствия. Во Владивостоке 2000 торговых точек, из них 80% магазины шаговой доступности с площадью менее 50 кв. м. Если законопроект будет принят, то они закроются. Для большинства жителей нашего региона это значит, что они не смогут ничего купить рядом с домом, добираться до крупных магазинов в течение 10 минут могут не все, поскольку такие магазины есть не в каждом районе. А что касается сельской местности – у нас магазины там в принципе имеют площадь менее 25 квадратных метров. Что будет с ними? Предприниматели не могут перепрофилироваться или сократить количество магазинов, им не оставляют никаких возможностей. Нет уверенности в завтрашнем дне, нет никаких гарантий, что завтра не будет принят новый законопроект, который будет устанавливать новые правила для мелкой розницы.»