Новый законопроект может спровоцировать безработицу и активизировать теневой рынок в Ленобласти
Эксперты обсудили последствия принятия закона «О защите населения от последствий потребления табака» для социальных, образовательных учреждений и малого бизнеса Ленобласти.
Перспективы довольно мрачные – если законопроект примут в его сегодняшней трактовке, то порядка 1700 человек останутся без работы.
Согласно документу, в городах и селах будет запрещено продавать сигареты в нестационарных торговых объектах площадью менее 50 кв. метров, а в сельских населенных пунктах – менее 25 кв. метров. Законопроектом предусмотрен также запрет на открытую выкладку и демонстрацию табачных изделий в магазинах.
В мае текущего года Минздравсоцразвития РФ внесло на рассмотрение этот документ буквально за несколько дней до своего расформирования, но уже через два дня правительство вернуло его на доработку. В начале июня новый министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что ведомство рассчитывает снова направить документ в правительство до 1 ноября 2012 года. По мнению министра, малый и средний табачный бизнес в будущем должен исчезнуть.
Нелегкая участь малого бизнеса
«Первый удар по малому бизнесу Ленинградской области был нанесен введением запрета на торговлю алкогольными напитками. Запрет продажи табачных изделий - это следующий шаг», - считает Людмила Темразян, начальник отдела развития потребительского рынка Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка правительства Ленинградской области. Точки продаж, ларьки, киоски и маленькие магазинчики будут вынуждены закрыться, так как попросту не смогут составить конкуренцию сетевому ритейлу. Потребитель не станет покупать продукты и товары для дома в одном месте, а сигареты – в другом. Малый бизнес потеряет своего потребителя.
«Закон напрямую способствует деятельности монополистов, что идет вразрез с пониманием здорового развития рынка в регионе, - комментирует вопрос Галина Козловская, председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, - нужно не запрещать людям курить, а мотивировать их к здоровому образу жизни, открывать спортивные залы, фитнес-центры, в области не достаточно объектов такого рода инфраструктуры».
«У нас много торговых точек, чей объем продаж на 60% зависит от сигарет, и, к сожалению, нет никаких мер поддержать ларьки и киоски. - сообщила Ольга Тимофеева, начальник отдела по экономике, промышленной политике и торговле г. Всеволожска, - Уже закрыты 10 точек только в нашем городе с введением запрета торговли вблизи остановок общественного транспорта и образовательных учреждений».
«Есть сигареты?»
Российские туристы, путешествующие в Финляндию, не раз слышали этот вопрос от скандинавских соседей, и не раз нелегально провозили блоки сигарет через границу. Если сигареты в России перестанут быть товаром шаговой доступности, это резко увеличит активность теневого рынка. Тут можно вспомнить пример недалекого прошлого, когда во время так называемого «сухого» закона появились «водкомобили» - таксисты, которые продавали алкоголь прямо в машинах. Или пример Румынии, куда с принятием аналогичного запрета хлынула волна контрафакты из Украины. Казна лишается налоговых отчислений, а потребитель получает товар с набором весьма сомнительных характеристик.
Лишает социальной ответственности
Одна из статей закона «О защите населения от последствий потребления табака» предлагает запретить табачным компаниям оказывать спонсорскую, благотворительную или меценатскую поддержку образовательным, социальным учреждениям и учреждениям культуры.
Такая формулировка вызывает недоумение у многих групп общественности. Прежде всего, встает вопрос, как именно она работает с самими курильщиками? Неужели кто-то способен отказаться от сигарет, если их производители не осуществляют благотворительную деятельность? Весьма спорное утверждение.
«Мы получаем поддержку от одной из табачных компаний Петербурга, но абсолютно нигде не афишируется, что эта помощь – именно от производителей табака. Такова позиция табачников, - поделился Николай Беляев, директор Сиверского ПУ №43, - лишь узкий круг знает о том, кто оказывает поддержку. Наше ПУ искренне благодарно за помощь. Мы смогли оборудовать материальную базу на таком достойном уровне, что перешли из НПО в СПО, получили лицензию. Если бы не поддержка, то нам не на чем было бы готовить специалистов, мы получили станки, оборудование. Очевидно, Госдума считает, что в образовании все хорошо. Я считаю, что статью о спонсорстве нужно вычеркнуть».
Важно отметить, поддержку от производителей табака регулярно получают Мариинский театр, Эрмитаж и Русский музей.
В чьих интересах
Так уж сложилось, что в каждом законопроекте есть заинтересованные лица. В чьих интересах может быть закон «О защите населения от последствий потребления табака», попытались разобраться эксперты.
«Закон, бесспорно, сыграет на руку сетевикам, - высказала свою точку зрения г-жа Темразян, - их доля рынка в Ленобласти на сегодняшний день порядка 39%. Малый предприниматель с сетевиком никогда не будет в равных конкурентных условиях».
«Единственный реальный заказчик это фармацевтические компании, - считает Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, - сигареты обладают успокаивающим действием, и, вознамерившись бросить курить, человек становится постоянным покупателем всевозможных никотиновых пластырей, леденцов и подобного рода продукции».
«Законопроект сыграет на руку монополистам, - заявила г-жа Козловская, - Не секрет, что существуют договоренности между продуктовыми сетями. Лежалый продукт кочует из магазина в магазин, а так как конкуренции нет, ритейлеры устанавливают цену, ниже которой никто не опустится».
Курение, безусловно, вредно. С этой пагубной привычкой нужно и важно бороться, однако странная формулировка законопроекта напрямую коснется большого количества людей, по факту не имеющих отношения к курильщикам. Принята такая трактовка умышленно или по недомыслию – остается только догадываться. В октябре этого года пройдет заседание Комиссии РФ по вопросу принятия или непринятия закона. Остается надеяться на здравый взгляд чиновников в решении этого вопроса.
Интересные факты: В Великобритании до принятия аналогичного законопроекта по статистике в год закрывалось 254 заведений общественного питания. После принятия законов – 1055 заведений.
В США запретили деятельность сетевых магазинов в городах с численностью населения менее 40 тысяч человек. Грустный опыт сети Walmart привел к образованию ряда городов-призраков. Открывающиеся магазины сильно снижали цены на товары повседневного спроса, избавляясь тем самым от местных конкурентов, а так как в маленьких городах экономика несколько отличается от крупных городов – все друг друга «кормят» - то стали закрываться парикмахерские, швейные предприятия и прочие объекты малого бизнеса. Люди стали уезжать, оставляя города брошенными. Такая ситуация актуальна для Ленобласти, где малый бизнес особенно нуждается в поддержке государства.