«О защите населения от последствий курения табака», который подготовило Министерство здравоохранения и социального развития РФ, может наложить запрет на выкладку сигарет в магазинах и запретить их продажу в торговых точках менее 50 кв.м. Ритейлеры считают, что такие меры не скажутся на уровне табакокурения, однако незначительно снизят выручку и увеличат время обслуживания покупателей.
Приказ без альтернатив
Согласно 18 статье документа, во всех торговых точках площадью от 50 кв.м планируется ввести «закрытую» выкладку, то есть скрыть от глаз покупателя все пачки сигарет. Как именно будет организована продажа данного товара дальше, в законопроекте не описано. Известно лишь, что в торговом зале будет запрещена «выкладка и демонстрация табачной продукции», а прайс-лист продавец будет предоставлять по запросу покупателя. Если законопроект будет одобрен, то данные меры вступят в силу 1 июля 2014 г.
В магазинах до 50 кв. м (до 25 кв. м в сельской местности), согласно проекту закона, торговля сигаретами будет и вовсе запрещена. Вето накладывается на продажу табачных изделий на территории железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, в вагонах поездов, а также через Интернет. Помимо этого, документ предлагает исключить курение в общественных местах, включая рестораны, бары, отели, аэропорты.
По данным крупных розничных компаний, опрошенных Retailer.RU, на продажу табачной продукции в сетях сейчас приходится около 2-3% от товарооборота. На сколько упадут продажи после введения запрета, ритейлеры пока прогнозировать не берутся. «С одной стороны большинство курильщиков покупают определенную марку сигарет и, приходя в магазин, заранее знают, какие сигареты им нужны, с другой, часть покупателей склонна к импульсивной покупке, спровоцированной тем, что они увидели товар в магазине», - сообщают в «Дикси».
В другой FMCG-сети «О'Кей» считают, что запрет на выкладку не повлияет на снижение количества курильщиков: кто курит и не планирует бросать, тот будет продолжать курить и покупать табак. Однако изменения скажутся на скорости обслуживания покупателей - если сигареты будут убраны из открытого доступа, время, потраченное на их продажу возрастет, утверждают в «О'Кей».
Сергей Двойных, генеральный директор сети магазинов формата «у дома» «Стандарт Вкуса», не согласен с мнением о снижении скорости обслуживания покупателей. По его словам, негативным последствием принятия законопроекта будет падение продаж на 2-3%. Инвестиции в замену торгового оборудования лягут на плечи поставщика.
В «Дикси ожидают роста внутренних затрат в том случае, если закон обяжет ритейлеров создавать «магазин в магазине». Даже несмотря на то, что часть торгового оборудования будет предоставлена табачными производителями, - это дополнительные площади, персонал, IT-решения и проч., утверждают в компании. Такой же вариант организации торговли сигаретами не исключает и «Метро Кэш энд Керри»: выкладка сигарет может быть организована в отдельных закрытых помещениях ТЦ «Метро», как, например, отделы по оптовой торговле алкогольной продукцией.
На данный момент, по словам опрошенных ритейлеров, оборудование для продажи табачных изделий предоставляют производители. Ситуация вряд ли поменяется и после вступления закона в силу.
Олег Пономарев, генеральный директор группы компаний ОАО «Торговый Дом «Семья» и председатель координационного совета Союза Независимых Сетей России, считает, что сейчас боксы для выкладки, работают как лучший импульс для продаж сигарет: «Я, как человек некурящий, приветствую данную инициативу, но как предприниматель понимаю, что это может привести к снижению доходов от продажи сигарет. Надеюсь, что со временем в продуктовой корзине потребителя табак будет замещен на свежие овощи, фрукты, йогурты и т. д. Кроме этого, возможно мы сохраним продажи за счёт перетока покупателей из ларьков. Мы не инвестируем в замену торгового оборудования - затраты на установку дисплеев для выкладки несут табачные производители и дистрибуторы. С учётом всех этих факторов я думаю, что и ТД «СемьЯ», и Союз Независимых Сетей поддержат этот законопроект».
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) спокойно относятся к данному законопроекту и готовы к введению запрета на выкладку: «Мнение малого бизнеса, что это крупный ритейл лоббирует данный законопроект, априори ошибочно! Учитывая незначительную долю табачной продукции в общей выручке, крупным сетям нет никакого смысла бороться за внедрение таких мер. Это политика государства и общемировая борьба с табакокурением», - прокомментировал Илья Белоновский, исполнительный директор АКОРТ.
По мнению Гульфиры Крок, эксперта в области категорийного менеджмента и мерчандайзинга, от вступления в силу законопроекта в данном виде больше других выиграют магазины формата «у дома» площадью 200-500 кв.м., которые перетянут покупателей от мелкой розницы. «В случае принятия закона, продажи табачных компаний упадут, скорее всего, не очень сильно, но бороться за покупателя им придется с большими усилиями», - отметила эксперт.
Главные пострадавшие
Наиболее болезненно новый законопроект скажется на специализированных табачных магазинах. Преимущественно, они занимают «острова» в торговых центрах и их площадь не превышает 50 кв.м (читайте подробнее про этот сегмент в материале «Бизнес с дымком» в Retailer magazine №4 (23) 2011 г.). Они попадают под абсолютный запрет на реализацию табачной продукции. Наталья Ковалевская, представитель одной из крупнейших табачных сетей Tabakpodarki (объединяет 46 магазинов), говорит, что законопроект «О защите населения от последствий курения табака» не сюрприз для участников данного рынка, и они уже давно ожидали введения таких ограничений.
«Мы понимали, что, учитывая ведущуюся во всем мире активную борьбу с табакокурением, когда-то аналогичные меры будут приняты и в России, - считает Наталья Ковалевская. - Мы начали переориентировать наш бизнес уже несколько лет назад, добавляя в ассортимент подарочные наборы, сувениры и пр. Не зря наша сеть называется Tabakpodarki — около 70% нашей выручки приходится на сувениры и только 30% - на сигары, сигариллы, кальянный табак и пр. Всем табачным лавкам нужно также перестроить мышление и смотреть, что просит рынок. Мы нашли рецепт успеха и видим, что сегмент подарков очень востребован. Рентабельность бизнеса по продаже табака с каждым годом снижается. Думаю, что дальше будет еще сложнее».
Около десяти объектов сети Tabakpodarki имеют площадь более 50 кв.м, ритейлер планирует оставить в них ассортимент табачной продукции, но убрать ее за пределы видимости покупателя, как то предписывает законопроект. «Что касается вывода на рынок новых продуктов, то мы будем продолжать проведение дегустаций в барах и ресторанах. Зачастую, когда покупатель приходит в наш магазин, он уже знает какую марку сигар или сигарилл ему нужно», - добавляет Наталья Ковалевская.
Под категорию торговых точек площадью менее 50 кв.м, где продажа табачных изделий будет совсем запрещена в первую очередь, попадут все киоски и павильоны, расположенные в спальных районах и торгующие продуктами и товарами первой необходимости. В то время как доля продаж табачной продукции у крупных розничных сетей составляет 2-3% от общего оборота, в киосках она достигает 40-70% (данные «ОПОРА России»). По мнению Анатолия Верещагина, директора по коммуникациям Japan Tobacco International Россия, подобный запрет является явно дискриминационным к малому бизнесу: «Многие страны используют практику ограничения продаж, но это никак не связано с размером торговой точки. Такие меры неминуемо приведут к выдавливанию мелкой розницы c рынка и оттоку объемов продаж к крупным сетям. Причем речь идет не только о табаке или пиве, которое уже запретили продавать с 1 января 2013 г. Это затронет весь спектр потребительских товаров, поскольку часть точек очевидно будет вынуждена закрыться или перепрофилировать свой бизнес».
С ним согласны и в объединении предпринимателей «ОПОРА России»: «Табак является одним из трех китов, на которых держится малый торговый бизнес. Именно на сигаретах, алкоголе и пиве он и зарабатывает. Наценка на продукты не такая большая», - говорит Наталья Чудакова, член правления «ОПОРА России».
Малый бизнес даже сейчас находится в более невыгодном положении, чем сетевая розница — в 2006 г. введено понятие «максимальная розничная цена», выше которой магазин не имеет права продавать сигареты. Крупные сети закупают товар изначально дешевле, чем мелкие компании и в результате, по данным «ОПОРы», сигареты в киосках и павильонах продаются с наценкой 10-12%.
«Этот законопроект не направлен на борьбу с курением, он направлен на вытеснение малого бизнеса с рынка продажи табака, - добавляет Наталья Чудакова. - Меньше сигарет покупать не будут, весь объем всего лишь перекочует в крупный ритейл. Если бы законодатели думали о здоровье нации, то начинать нужно было бы с пропаганды здорового образа жизни, возведений стадионов и детских площадок, чтобы дети не тянулись к сигарете, а имели альтернативу. В крайнем случае следует создать равные условия для магазинов всех размеров и форматов — перенести все продажи сигарет в специализированный сети по продаже табака и ограничить туда вход несовершеннолетним».
«ОПОРА Россия» надеется повлиять на финальную версию законопроекта: общественная организация пишет письма, работает по этому вопросу с ключевыми министерствами и ассоциациями, но это только рекомендации и аналитика, - говорит Наталья Чудакова, пока «ОПОРе» не удается переубедить законодателей».
Мехман Султанов, владелец четырех магазинов и участник программы «Школа торговли Метро» (в его магазинах табак занимает около 35% продаж), считает, что если к ограничениям на торговлю добавятся и ограничения на торговлю сигаретами, малый бизнес не выживет. «Алкоголь и сигареты — это то, за чем заходят покупатели в мои магазины. Если я буду торговать только мясом и молочными продуктами, то я не «отобью» даже аренду. Несмотря на то, что сейчас ведутся антиалкогольные и антитабачные кампании, меньше пить и курить люди не стали. Я это вижу по продажам. К тому же, появится широкое поле для нелегальной торговли».
В одной из крупнейших табачных компаний - Japan Tobacco International - чуть более половины продаж которой приходится на одиночные магазины, киоски и павильоны, считают, что помимо значительно удара по малому бизнесу, законопроект приведет к нарушению прав потребителей на свободный выбор товаров. «Единственным каналом получения информации о наличии продукта в торговой точке становится ритейлер. Не исключено, что конечный выбор потребителя будет во многом зависеть от дополнительной материальной заинтересованности продавца в продвижении конкретной марки. Это мера подрывает основы свободной конкуренции и несет в себе явный дискриминационный характер", - комментирует Анатолий Верещагин, директор по коммуникациям JTI Россия.
Отсутствие сигарет в шаговой доступности может привести к обратному эффекту, считают в Japan Tobacco International. В пример компания приводит закрытие более половины всех киосков в 2006 - 2011 гг. в Санкт-Петербурге с целью улучшения облика города. При этом продажи табачных изделий в городе за пять лет снижались в два раза медленнее, чем в целом по стране: люди просто начали скупать сигареты блоками впрок, что увеличило их потребление.
Западный опыт
Аналогичные примеры обратного эффекта есть и за пределами России. Запрет на выкладку табачных изделий в торговых объектах, по данным на 1 марта 2012 г., действует в 12 странах мира: Исландии, Канаде, Ирландии, Тайланде, Австралии, Боливии, Британских Виригинских островах, Маврикии, Косово, Норвегии, Финляндии, Великобритании (за исключением Шотландии). Пионером запрета выступила Исландия в 2001 г., мотивировав решение желанием снизить привлекательность сигарет для подростков.
Последней ограничения на выкладку ввела Великобритания. С 6 апреля 2012 года сигареты в супер- и гипермаркетах спрятаны от покупателей в непрозрачных шкафах. Для магазинов площадью до 280 кв.м. закон вступит в силу через три года - с 6 апреля 2015. Правительство Великобритании дало небольшим торговым точкам время на адаптацию, исходя из того, что им сложнее приспосабливаться к изменениям и у частных компаний меньше свободных средств на замену оборудования. В России, как видно, все наоборот.
В крупных магазинах с введением запрета на выкладку возросло время на обслуживание покупателя. К примеру, в Tesco, где продажа сигарет вынесена за линию касс, сразу после 6 апреля 2012 года наблюдались очереди и падение продаж табачной продукции, однако сейчас ситуация стабилизировалась. (Подробнее об организации торговли табачной продукции в Великобритании читайте завтра на Retailer.RU, - прим. ред.)
По словам Весы Пуннонена, президента финской корпорации SOK Retail International (развивает сеть Prisma), после ограничений на выкладку в Финляндии с 1 января 2012 года, время обслуживания покупателей на кассе увеличилось. Такого же эффекта ритейлер ожидает и на первом этапе после вступления законопроекта в силу в России. В некоторых российских магазинах финской сети Prisma уже введена закрытая выкладка, а в ряде торговых точках сигареты продаются через автомат.
Однако, как показывают исследования, запретительные меры практически не сказываются на снижении числа курильщиков, а в некоторых случаях увеличивают нелегальный оборот табака. К примеру, в Исландии, через год после запрета выкладки, в 2002 г. доля несовершеннолетних курильщиков в возрасте 15-19 лет выросла с 14 до 17% (данные статистического управления Исландии). Спустя пять лет после запрета, по данным исследования Совета Европы по курению среди школьников, в Исландии курили 16% школьников в возрасте 15-16 лет. В Канаде, где запрет на выкладку вводился поэтапно в каждой провинции, количество курильщиков не изменилось — по итогам 2010 г. их численность составила 18%, как и в 2006 г., когда запрет не был распространен по всей территории страны.