Российский союз промышленников и предпринимателей считает, что готовящийся антитабачный закон нанесёт серьёзный ущерб бизнесу
Такой вывод содержится в резолюции, подготовленной Российским союзом промышленников и предпринимателей по итогам обсуждения законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».
Резолюция, а также результаты проведённых РСПП исследований о влиянии ограничений на развитие предпринимательства направлены в Правительство.
Законопроект предусматривает много запретительных мер, но наиболее острые комментарии представителей бизнес-сообщества вызывало положение, предусматривающее запрет на продажу сигарет в небольших магазинах. По замыслу авторов документа, торговля табачными изделиями запрещается в стационарных объектах площадью менее 50 квадратных метров, для сельских поселений – менее 25 квадратных метров.
По мнению научного сотрудника Российской академии народного хозяйства Натальи Корниенко, проводившей по заказу РСПП оценку регулирующего воздействия законопроекта, ограничение продажи табачных изделий исходя из размера торговой площади дискриминирует малый бизнес: «Очевидно, что данная мера нацелена на укрепление позиций крупных супермаркетов. По нашим оценкам, в результате этого запрета товарооборот в мелкой рознице снизится на 30 процентов. Эта мера несообразна тем целям, которые преследует законопроект».
В настоящее время, по разным оценкам, в России насчитывается порядка 335 тысяч торговых точек, где можно купить табак. 75 процентов из них имеют площадь менее 50 квадратных метров. Таким образом, около 250 тысяч торговых точек потенциально подпадают под запрет.
«Ситуацию осложняет тот факт, что для сотен тысяч мелких производителей сельскохозяйственной, молочной, колбасной продукции и кондитерских изделий павильоны и небольшие магазины являются одним из немногих доступных каналов реализации продукции», – констатирует вице-президент «ОПОРЫ России» Владлен Максимов. А следовательно, экономические и социальные последствия принятия запрета могут быть ещё более тяжёлыми, уверен специалист.
«Изымая табак и алкоголь из мелкой розницы, мы подрываем этот бизнес как таковой, – считает руководитель РСПП Александр Шохин. – Напомню, что режим Горбачёва в своё время «накрылся» из-за табачного бунта. Такие последствия нужно просчитывать».
Эксперты, представители органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, подписавшие резолюцию РСПП, отмечают, что в международной практике нет примеров регулирования продаж исходя из площади торгового зала. Нет и каких-либо статистических данных о влиянии размера торговой площади на уровень курения. Напротив, в ряде стран Европы табак продаётся исключительно в небольших магазинах, что даёт малому торговому бизнесу возможность нормально вести дело. Так, во Франции владельцы небольших табачных лавок обладают монопольным правом на продажу сигарет. В Испании продажа табачных изделий ограничена специализированными киосками, а другие торговые точки могут приобрести лицензию на торговлю сигаретами, но исключительно через вендинговые автоматы.
Ограничения на продажу табака в мелкорозничных точках – далеко не единственная мера, которая может нанести серьёзный ущерб малому бизнесу. К аналогичным результатам приведёт и предлагаемый Минздравом запрет на выкладку сигарет в розничных точках. По мнению экспертов РСПП, эта мера не только нарушает ряд пунктов закона о защите прав потребителей, но и малоэффективна в борьбе с подростковым курением. Опыт Канады, Исландии и Ирландии показал, что запрет на выкладку не приводит к снижению курения среди несовершеннолетних. Более того, по данным управления здравоохранения Канады, с 2006 по 2010 год число курящих подростков 15–19 лет в провинции Альберта выросло с 14 процентов до 17 процентов.
В качестве альтернативы РСПП предлагает увеличить штрафы для продавцов за продажу сигарет несовершеннолетним и ввести лицензирование на розничную торговлю табаком.
Для регулирования курения в общественных местах эксперты РСПП призывают Минздрав обратить внимание на международный опыт. В существующей редакции антитабачный законопроект предлагает небольшой переходный период, по истечении которого вводится полный запрет на курение. Чиновники Минздрава категорически не согласны с мнением рестораторов о том, что запрет на курение приведёт к закрытию 70 процентов заведений.
Однако исследования о влиянии запрета на курение в общественных местах в штате Нью-Йорк, проведённые американской ассоциацией Ridgewood Economic Associates Ltd, показали, что в результате этой меры бары и рестораны потеряли 2000 рабочих мест. Для ВВП штата прямые потери составили 37 миллионов долларов. С аналогичными последствиями столкнулись в Ирландии, Хорватии, Черногории, Франции и Испании. По данным Национальной федерации владельцев предприятий общественного питания и гостиниц Испании, в 2010 году потери сферы обслуживания от запрета на курение составили 10 миллиардов евро.
В качестве альтернативы полному запрету эксперты РСПП предлагают разрешить владельцам ресторанов оборудовать в помещениях зоны для курения с таким расчётом, чтобы для некурящих посетителей было отведено не менее 60 процентов площади заведения, для курящих – 40 процентов.
Услышит ли Минздрав доводы бизнес-сообщества, станет известно в ближайшее время. Сейчас законопроект проходит очередные согласования в профильных министерствах. 18 октября он будет рассмотрен на заседании Правительства и до 1 ноября внесён в Государственную Думу.
Арсений Тихомиров, "Парламентская газета": (№28(2568) от 27.07.2012):