"Этот закон — не столько проявление заботы о ближнем, сколько попытка тушить пожар бензином"
Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект, кардинально ограничивающий курение. Главные ограничительные меры — запрет на курение в общественных местах, включая рабочие, ликвидация табачных киосков, а также рост цен до уровня европейских. Станислав Кучер считает, что у этого закона, помимо экономических, могут быть и весьма неприятные политические последствия.
Борьба с курением тоже – большая политика. Бросить курить я собирался не раз, почти как автор бессмертного афоризма: "Бросить курить – плевое дело. Я тысячу раз бросал". Мне повезло больше, чем Марку Твену: я всерьез бросал всего дважды. Первая попытка была связана с кучей ограничений, которыми я нарочно усложнил себе жизнь. Запретил себе курить дома, в машине, на работе, однажды целый месяц не покупал сигареты и даже прилично заплатил хозяину ларька, чтобы тот не продавал мне сигареты. Кончилось это тем, что я "стрелял" у друзей и прохожих, а потом, когда на все "забил", покупал табак блоками и курить стал раза в два больше. Второй же раз я бросил сразу, сам и легко. Без врачей, уколов и пластырей. Я просто понял, что мне это больше не нужно.
С тех пор прошло 6 лет. И вот я читаю законопроект Минздравсоцразвития. На первый взгляд, прогрессивный документ. На деле – из все той же серии "Заставь дурака Богу молиться…" Моя позиция такова: бросать курить как можно скорее надо всем, кто еще курит. Но: это должно быть осознанное решение самостоятельного человека. Те же ограничения и запреты, что предлагается ввести, приведут а) к росту коррупции и черного рынка, b) неприятным экономическим последствиям для страны, в частности, потере сотен тысяч рабочих мест, и с) к резкому ухудшению и без того мрачного социально-психологического климата в России.
Немного статистики. Россия занимает стабильное первое место в мире по числу курильщиков – 40% населения, то есть около 50 млн человек. Такие пропорции наблюдались в очень немногих странах мира, объявлявших крестовый поход против курения, а там, где наблюдались, в первую очередь шла борьба не ПРОТИВ курения, а ЗА здоровый образ жизни. В Америке, где я регулярно бывал на протяжении последних 20 лет, люди бросали курить не потому, что было негде, или подорожали сигареты, а потому что стало модно быть крепким и здоровым. В Греции, где давно запретили курить во всех общественных местах, по-прежнему курят 38% "потомков" Ахилла и Елены.
Одно из главных положений законопроекта – запрет на продажу сигарет в ларьках, киосках и прочих мелких точках. В Питере это уже пробовали. С 2006-го по 2011-й убрали больше 60% табачных киосков. Случился передел рынка, одни потеряли работу, другие крупно заработали, однако проблему это не решило. Темпы снижения продаж оказались вдвое меньше, чем по стране, и народ стал покупать сигареты блоками в больших супермаркетах.
Другое нововведение – запрет на курение везде, кроме собственной квартиры и улицы. В Италии то же самое сделали 7 лет назад. За это время процент курящих несколько… вырос, а число желающих бросить – сократилось. Архимодным трендом стало с помощью Facebook устраивать "никотиновые вечеринки" на дому или в специальных полулегальных клубах. Впрочем, в Италии тепло, там почти круглый год и на улице курить можно…
В 1990-м, когда в Ленинграде временно исчезли сигареты, народ устроил масштабный табачный бунт – с переворачиванием машин и поджиганием киосков. Милиционеры отнеслись с пониманием и не вмешивались.
Сейчас, учитывая готовность русского человека завестись по любому поводу с "полтычка", новый закон выглядит не столько как проявление заботы о ближнем (лучше бы с рынком лекарств разобрались), сколько, как попытка тушить пожар бензином.
Ребята, я серьезно. Не надо сразу во всей России. Начните, что ли, с Нижнего Тагила. Так точно безопаснее.