Россия готовится принять самый суровый антитабачный закон в своей новейшей истории. Впрочем, правительство стремится не столько заставить бросить курить старых курильщиков, сколько затруднить "вербовку" новых.
В нашей стране курильщиков не жалуют. Власть их не любит потому, что так надо, а некурящие - потому, что из-за них плохо пахнет. Им все время указывают место. Отделяют от некурящих. Ущемляют в праве на перекур. Сам знаю - сам иногда покуриваю. Вот и разработанный Минздравсоцразвития законопроект "О защите здоровья населения от последствий потребления табака" заметно ограничит права и свободы курильщиков (то есть меня лично), поставив их (то есть нас) перед непростым выбором: отказаться от пагубной зависимости или жить с ней и дальше, ощущая себя диким зверем, чей ареал обитания постепенно сокращается из-за хозяйственной деятельности человека.
По мнению первого зампреда комитета по науке Госдумы РФ Николая Герасименко, закон может быть принят во всех трех чтениях уже в течение этого года. В соответствии с законопроектом запрет на курение будет распространяться на рестораны, здания органов власти, рабочие кабинеты, социальные, образовательные, медицинские, культурные и спортивные учреждения, подъезды жилых домов, гостиницы, все виды общественного транспорта, включая вокзалы и порты. Кроме этого закон введет запрет на свободную продажу сигарет в ларьках и в киосках. Цены на табачную продукцию заметно вырастут за счет увеличения акцизов, как и штрафы за нарушение вышеперечисленных запретов. Причем обратного хода у закона, скорее всего, не будет: Минздравсоцразвития разработал этот документ не просто так, а в рамках выполнения обязательств, взятых Россией в 2008 году при ратификации конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табаком. То есть хочешь не хочешь, а примут.
Судя по всему, среди разработчиков закона были курильщики или те, кто понимал, что тотальный запрет на курение во всех вышеперечисленных местах вызовет негативную реакцию со стороны заметного числа россиян, пристрастных к табаку. Возможно, именно поэтому его обсуждение перенесли на поствыборный период.
Подготовленный для правительства вариант законопроекта, в отличие от первоначального, все же оставляет курильщикам формальную возможность реализовать свои гражданские права. В местах, свободных от курения, для них предполагается организовать специальные изолированные помещения. Как рассказала "Профилю" замдиректора департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздравсоцразвития Наталья Костенко, в последней версии закона разработчики предусмотрели такую возможность для медицинских стационаров, вокзалов и аэропортов, а также для предприятий ресторанно-гостиничного комплекса. Но в залах ресторанов - никакого курения. Залы для курящих уйдут в прошлое. Тут авторы настроены весьма решительно. По словам Натальи Костенко, курение следует отделить от мест потребления пищи еще и потому, что там под воздействие табачного дыма попадает персонал заведений, среди которого могут быть некурящие. Так что, дорогие мои собратья по несчастью, придется нам забыть о том, как приятно порой выкурить сигаретку за утренней чашечкой крепкого эспрессо, и о том, как по-особенному пьется пиво с сигаретой в кругу друзей в спорт-баре. Наиболее глубокие соболезнования следует принести ценителям сигар и трубок. Курение сигары, например, - это особая эстетика, почти ритуал. Сигара курится долго. Этот процесс сопровождает неспешная беседа и бокал коньяка. Бежать в курительную комнату с кубинской сигарой за 1500 рублей - все равно что махнуть коллекционный коньяк под селедочку... И круто, и глупо одновременно. Интересно, будет ли персонал заведений благодарен чиновникам Минздрава, если зарплаты сократятся из-за оттока клиентов? Опыт европейских рестораторов показывает, что необходимость выходить для перекура сокращает время пребывания клиента почти на четверть. А если эти изолированные помещения будут похожи на те маленькие душные камеры, что оборудованы, например, в аэропорте "Домодедово" или в Мосгорсуде, то самое время говорить о жестоком обращении с людьми, чье пристрастие к табаку, между прочим, не является противозаконным. А чтобы у граждан было меньше соблазна нарушить запрет, законодатели предлагают внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ и максимально увеличить штраф за курение в неположенном месте. В настоящее время максимальный штраф для физических лиц предусмотрен только за курение в вагоне поезда, и составляет он 100 рублей.
Надо признать, что российскому здравоохранению действительно есть о чем беспокоиться. Согласно исследованиям ВОЗ, Россия занимает второе место в мире по потреблению табака. По этому показателю нас обгоняет только Китай с его 1,5 млрд населения. По данным международных и российских исследований, в России курят почти 44 млн взрослых - это примерно 40% населения. По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в стране увеличилось на 440 тыс. человек. Наибольший рост потребления табака (в 3 раза за последние пять лет) отмечен среди женщин и подростков. Наблюдается отчетливая тенденция к более раннему началу регулярного курения. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек. Это более 3 млн подростков. По данным ведомства, ежегодно от болезней, связанных с курением, умирают от 350 тыс. до 500 тыс. человек. Почти 35% россиян подвергаются воздействию табачного дыма на работе, и примерно 85% вынуждены вдыхать табачный дым, посещая бары и рестораны.
Руководитель центра "Стоптабак", врач-психотерапевт Михаил Хорс полагает, что делу борьбы с распространением табакокурения новый закон однозначно поможет. "В целом надо понимать, что этот закон больше рассчитан на некурящих, в особенности на детей и подростков, - рассказывает собеседник "Профиля". - Как правило, люди начинают курить в подростковом возрасте, и новый закон способен максимально осложнить подростку путь к первой сигарете. Здесь и ограничение мест продажи, и отсутствие пачек на витрине, и запрет на курение в общественных местах, и повышение цен, наконец. Но курильщики - это люди зависимые. Если они не в силах отказаться от табака, значит, несмотря на запреты, они будут искать любые возможности покурить. Более того: стрессовые ситуации, напротив, провоцируют курильщика на дополнительное потребление, а новые запреты и штрафы способствуют созданию таких ситуаций. В этой связи даже страшные надписи на сигаретных пачках и социальная реклама порой оказывают на курильщиков весьма неожиданное воздействие".
Вместе с тем Михаил Хорс считает, что расширение зон, свободных от курения, будет полезно для тех, кто твердо решил отказаться от табака. Для таких людей табачный дым становится дополнительным раздражителем, что, конечно же, не способствует исцелению. Нельзя недооценивать психологический аспект этой зависимости. Курильщик со стажем, видя курящего человека, ощущая табачный дым, испытывает сильнейшие эмоциональные переживания. По мнению нашего эксперта, табакокурение, как разновидность наркозависимости, требует комплексного подхода. Одних только запретов и ограничений недостаточно, курильщики нуждаются в психотерапевтической помощи. В этом смысле от законодателей потребуется предусмотреть в законе не только кнут, но и пряник. В качестве последнего следует сделать специализированную помощь более доступной.
Однако в законе мало что говорится о специализированной помощи. Сказано лишь, что она "осуществляется в соответствии со стандартами и порядком, установленными федеральным органом исполнительной власти". По словам Натальи Костенко, это означает, что медицинские меры будут прописаны в других нормативных актах, а значит, сам по себе антитабачный закон ничего здесь не изменит. При этом целых пять пунктов нового закона посвящено пропаганде таких очевидных вещей, как вред от курения. Видимо, дурацких плакатов со злыми сигаретами и человеческими головами в виде пепельниц станет еще больше. Остается лишь надеяться, что хотя бы часть средств, полученных от повышения табачных акцизов, пойдет на то, чтобы помочь людям бросить курить, а не на рассказы о том, что они и так знают.
В общем, как пояснили корреспонденту "Профиля" в пресс-службе Минздравсоцразвития, закон призван привести российское законодательство в соответствие с ратифицированной конвенцией ВОЗ, а в ней больше говорится о защите некурящих от табачного дыма и просветительской работе о вреде курения. В министерстве считают, что закон должен защитить конституционные права граждан на охрану здоровья. При этом возникает вопрос: можно ли защищать права одной категории граждан, ущемляя тем самым права другой? В отличие от наркоманов, курильщиков никто не объявлял вне закона. Государство разрешает оборот и потребление табачной продукции и даже получает с этого доход. Так почему же 40% взрослого населения России должно быть объявлено людьми второго сорта, изгнано из общественных мест или изолировано в специальных помещениях?
Впрочем, по словам первого зампреда комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяны Яковлевой, никто не собирается дискриминировать курильщиков и загонять их в резервации. Напротив, она считает, что идея тотального запрета на курение слишком радикальна, а истина всегда посередине. "Думаю, вы не будете спорить с тем, что есть такие места, как, например, детские и спортивные учреждения, где без всякого закона курить недопустимо, - объясняет депутат свою позицию. - Сюда же следует отнести медицинские, социальные, образовательные и иные госучреждения. Что же касается таких объектов, как бары и рестораны, то там следует обеспечить условия для курения. Мы предусматриваем переходный период до 2015 года. За это время владельцы баров и ресторанов должны организовать в своих заведениях отдельные залы для курильщиков с хорошей вентиляцией, с системами очистки и увлажнения воздуха". Сегодня, по словам Татьяны Яковлевой, в большинстве случаев залы для курящих и некурящих разделены лишь условно. В такой ситуации следует говорить как раз об ущемлении прав некурящих.
В соответствии с законом государство установит минимальные розничные цены на табачную продукцию, а доля акцизов в структуре цены на табачные изделия должна составлять не менее 50%. При этом ставки этих акцизов, по мнению законодателей, должны увеличиваться темпами, превышающими прогнозируемый уровень инфляции. Здесь разработчики кивают на опыт западноевропейских стран, которые пошли по пути повышения розничных цен. Однако опыт государств Центральной Европы, к которым Россия значительно ближе, показывает, что стремительное повышение налоговой нагрузки и розничных цен неизбежно приводит к увеличению оборота нелегальной продукции. Такой опыт имеется у прибалтийских стран и Польши. С нелегальным рынком очень сложно бороться, особенно в России. Здесь законодателям следует проанализировать уровень цен у наших ближайших соседей - Казахстана, Украины и особенно Китая, уровень контрабанды откуда традиционно высок. Впрочем, по словам Натальи Костенко, в этой части изменения более чем возможны. Уже сейчас на этапе согласования с заинтересованными ведомствами из текста исчезла фраза о том, что акциз должен составлять не менее половины стоимости товара. Как ни странно, но заинтересованность в такой поправке высказал Минфин...
Конкретные вопросы специализированной помощи желающим отказаться от табака в законе действительно не прописаны. Между тем Татьяна Яковлева считает, что желающим бросить курить следует предоставить возможность получения такой помощи в государственных лечебных учреждениях. "Вы правы, одними запретами проблему курения решить невозможно. Эти ограничения - лишь щит для некурящих. В целом нужен комплексный подход, включающий в себя и талантливую социальную рекламу, и просвещение со школьной скамьи, и оказание медпомощи желающим избавиться от пагубной привычки. Мы считаем, что следует создавать центры здоровья, заниматься лечением никотинозависимых россиян, и не в частных клиниках, а в государственных. Тем людям, которые хотят бросить курить, мы должны помочь восстановить свое здоровье в том числе и за государственный счет". Пока, по словам нашего собеседника, финансовые средства на борьбу с курением еще не выделены. В любом случае, говорит Татьяна Яковлева, законопроект обязательно пройдет общественные слушания, где будут обсуждаться самые острые вопросы.
Психотерапевт Михаил Хорс уверен, что для успешной борьбы с курением важно не только открыть новые лечебно-профилактические учреждения, но и сделать так, чтобы о них узнали те, кто решил отказаться от курения. На сегодняшний день, по его мнению, просветительская работа в этой области находится, мягко говоря, не на должном уровне. Наш собеседник рассказал о Московском городском центре по профилактике и лечению табакокурения, где абсолютно бесплатно можно пройти полный курс реабилитации с применением передовых методик и современного оборудования. Центр на базе наркологического диспансера существует с 1998 года, там работают профессора и доктора наук, есть детско-подростковое отделение, но о нем практически ничего не известно. Страничка на сайте Мосгорздрава - и никакой рекламы. "Я приводил туда иностранных журналистов, чтобы показать, как мы тут боремся с курением, - продолжает Михаил Хорс. - Впечатление осталось двойственное. С одной стороны - три этажа евроремонта и современное оборудование. С другой - пустые коридоры и скучающий персонал. Я посмотрел журнал посещений лаборатории биологической обратной связи, где курильщикам помогают безмедикаментозным способом оптимизировать нормальные физиологические функции организма и скорректировать нарушенные. На всю Москву набралось чуть более двадцати человек в месяц..."
Наверное, нет смысла тратить деньги на организацию аналогичных центров, если уже имеющийся не может набрать пациентов. Я, как курильщик, не хочу, чтобы мое пристрастие причиняло кому-то неудобства. Я готов пойти на разумные ограничения, если они не ущемляют моего человеческого достоинства. Однако я бы хотел, чтобы средства от уплаченных мной табачных акцизов расходовались не на бесполезную агитацию, а на эффективную работу.