«Рынок водки — это огромный рынок теневого кэша для региональных элит»
Интервью с Павлом Толстых, руководителем Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, главным редактором портала lobbying.ru
Минувший год был особенно жарким для российской алкогольной отрасли. Рынок был охвачен ожесточенной борьбой между могущественными лоббистскими группами, представлявшими интересы крепкого алкоголя, с одной стороны, и пива — с другой, вокруг государственной реформы отрасли. Каким образом водочникам удалось сокрушить богатое пивное лобби, почему даже поддержка президента Дмитрия Медведева не помогла виноделам отстоять свои интересы, кто заинтересован в сохранении гигантского теневого рынка алкоголя корреспонденту РБК daily ДЕНИСУ ПУЗЫРЕВУ рассказал признанный эксперт российского лоббизма, главный редактор портала lobbying.ru ПАВЕЛ ТОЛСТЫХ.
ВЛАСТЬ КРЕПОСТЬЮ 40 ГРАДУСОВ
— В прошлом году государство все-таки сумело обозначить приоритеты национальной политики на алкогольном и табачном рынках, начало процесс по наведению порядка в этих отраслях. Как вы оцениваете первые шаги в этом направлении?
— Я не согласен с мнением о том, что существует какая-то четкая государственная политика, направленная на борьбу с алкоголизацией или табачной зависимостью. Тезис о том, что депутаты Виктор Звагельский или Николай Герасименко, работая в прошлом составе Госдумы, каким-то образом олицетворяли некую государственную политику на алкогольном или табачном рынках, в корне неверен. Внутри государства действуют различные группы, преследующие собственные корпоративные интересы. Порой эти интересы сталкиваются, и они вынуждены искать компромисс, который перерастает в решение, подаваемое как некая государственная политика в той или иной сфере.
— Однако в случае с алкогольной реформой было очевидно желание государства вывести из тени порядка 50% рынка крепкого алкоголя, чтобы эти деньги попадали в бюджет...
— Мне такая постановка вопроса очевидной не кажется. То, что 50% рынка крепкого алкоголя находится в тени, обусловлено заинтересованностью сил, которые этот теневой рынок контролируют. И это не последние люди в государстве, представители региональных элит. Рынок крепкого алкоголя в России помогает чиновникам монетизировать огромный поток теневых денег, с которых кормятся те же региональные власти, регуляторы, те же депутаты. Это мощный рынок кэша. Виктор Звагельский в Госдуме вполне очевидно представляет интересы крепкого алкоголя, но вместо того, чтобы заниматься реальным обелением этого рынка (при наличии государственной воли это не было бы огромной проблемой), он отражает интересы определенной группы, имеющей личные интересы в алкогольной отрасли.
— Каковы интересы этой группы?
— Многие инициативы Виктора Звагельского имели целью ужесточить регулирование других алкогольных групп: пива, вина, слабоалкогольных напитков. Он успешно переключал внимание общества с проблем, связанных с употреблением крепкого алкоголя, на конкурирующие группы продуктов, представляя их как главное социальное зло. С другой стороны, им лоббировались нормы по запрету продаж пива в ночное время, запрет на торговлю пивом индивидуальными предпринимателями, продажу любого пива в пластиковой таре, введение обязательного лицензирования производства и оборота пива и т.п. Очевидно, за появлением этих инициатив стоят производители крепкого алкоголя, для которых пиво является конкурирующим товаром. Связь здесь прямая: чем хуже пиву, чем дороже оно стоит — тем лучше производителям крепкого алкоголя. Для рядового потребителя вопрос выбора здесь стоит примерно так: взять ему две бутылки пива по 50 руб. или одну бутылку водки за 130 руб. При росте цены пива очевидно, что выбор склоняется в сторону последнего варианта, особенно учитывая предельно низкую стоимость водки в России по сравнению с другими странами. Хотя, если рассматривать бизнес пивоваров с точки зрения именно государственных интересов, он должен восприниматься как несомненное добро. Пивоваренные компании понятные, прозрачные, в том числе и в области налоговых платежей, и им противостоит разрозненный, непрозрачный, теневой рынок крепкого алкоголя. То, что государство очевидно встало на сторону крепкого алкоголя, несомненно, негативно влияет не только на здоровье нации, но и на экономику страны в целом.
ТАБАК VS ФАРМА
— Сторонники антитабачных ассоциаций и некоторые депутаты Госдумы прошлого созыва не устают говорить, что принятие жестких антитабачных мер в России постоянно блокируется мощным табачным лобби в Госдуме и правительстве. Что собой представляет антитабачное и табачное лобби?
— Влияние и коммерческие интересы антитабачного лобби в России осознаются очень плохо, между тем как индустрия борьбы с табаком — огромный рынок, за который конкурируют международные фармацевтические корпорации, выпускающие средства по борьбе с табачной зависимостью. По данным ВОЗ, на сегодняшний день 1,3 млрд населения нашей планеты находится в зависимости от табака. Указанное число курильщиков — потенциально гигантский рынок сбыта для препаратов по борьбе с курением. Чтобы заработать на рынке антитабачных препаратов, используются интегрированные методы пиар-, джиар- и маркетинговых коммуникаций. Пиарщики фармотрасли работают над тем, чтобы максимально большое количество людей задумалось о вреде курения, тем самым они искусственно стимулируют спрос на их продукцию. Для этого используется тактика «демонизации табака» как главного зла человечества.
Джиарщики используют методы искусственного создания спроса: через заградительные механизмы политического лоббирования ограничивается реклама и распространение табачной продукции, а за счет поднятия акцизов на табачную продукцию происходит перераспределение табачных денег в пользу фармацевтических.
— О каких суммах идет речь?
— Говоря о затратах на лоббизм, фармацевтическая индустрия стоит на первом месте в мире по сумме средств, выделяемых на политическое влияние. Только в США с 1998 по 2010 год фармацевтической отраслью затрачено на лоббизм более 2 млрд долл. С другой стороны, финансовые вложения Фонда Майкла Блумберга, направленные на борьбу с курением, скоро превысят 1 млрд долл. В середине марта было объявлено о выделении 220 млн долл. средств, которые в первую очередь планируется направить на борьбу с курением в Бангладеш, Китае, Индии, Индонезии и России. Такие общественные организации, как Международная конфедерация обществ потребителей, с 2008 года уже получила более 700 тыс. долл.
— Однако и табачные компании тратят деньги, чтобы провести в Госдуму своих людей...
— Говоря о табачном лобби, могу определенно сказать, что наличие или отсутствие в Госдуме людей, которых принято считать табачными лоббистами, ни на что особенно не влияет. Например, уход из Госдумы владельца «Донского табака» Ивана Саввиди не стоит рассматривать как какую-то потерю для лоббистов отрасли, как это поспешили представить некоторые эксперты. Более того, у компаний «большой табачной четверки» не было большего ненавистника, чем г-н Саввиди, так что неизвестно, для кого это потеря. Вообще, лоббистские возможности отдельных депутатов часто преувеличиваются. Саввиди пошел в Госдуму не для лоббирования своего табачного бизнеса, а для получения депутатской неприкосновенности, чтобы прикрывать свои предприятия, среди которых не только табачные, но и аграрные.
Владимир Головнев, чье имя тоже часто упоминается в контексте табачного лоббизма, вряд ли мог быть «куплен» табачными корпорациями: он влиятельный бизнесмен, сопредседатель «Деловой России», созданная им с нуля компания — лидер отрасли по продаже спецодежды. Депутат Надежда Школкина, конечно, связана с табачным лобби, но никаких плюсов для производителей сигарет от ее попадания в Госдуму нет. С момента ее избрания депутатом она не внесла ни одной поправки, лоббирующей интересы табака. Вообще, это обывательская иллюзия, что наличие депутатов, представляющих ту или иную индустрию, свидетельствует о силе того или иного лобби. Российский парламент, при всем уважении, это не американский конгресс. Ключевые решения по вопросам законодательства принимаются совсем в других кабинетах.
Денис Пузырев , "Газета «РБК Daily», Москва № (№53 (1338) от 26.03.2012) ":