Дискуссия вокруг табачного бизнеса патриарха Кирилла в 90-е годы запутывает реальную картину
Начнем с начала – статьи «За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»» в «Новой газете» от 15 февраля 2012 года. Некорректность содержится уже в самом заголовке, хотя ему не откажешь в некотором изяществе. Когда будущий Патриарх интересовался табачным бизнесом в середине 90-х годов прошлого века, тот, кто сравнил себя с «рабом на галерах», председатель правительства Владимир Путин, занимал солидную должность в администрации Санкт-Петербурга. Периодически он имел отношение к табачному бизнесу, когда речь шла об иностранных инвестициях в регион. Например, подпись Путина стоит под решением о строительстве табачной фабрики СП «Ротманс-Нево» в Конной Лахте (сейчас это процветающая фабрика «ВАТ-СПб», а сам документ, по слухам, будет скоро выставлен в фабричном музее). Однако влияния на дела – любой степени богоугодности – Московской Патриархии Владимир Путин тогда не имел. Патриарху в этом контексте его благодарить не за что. Все благодарности, надо полагать, были своевременно переданы Ельцину, Семье и посредникам, коль скоро отец Кирилл сделал такую карьеру и по сию пору благоденствует, дай Бог ему здоровья.
Это не значит, однако, что не верны изложенные далее в статье факты, как пытается утверждать противная сторона – Синодальный информационный центр (СИНФО). В своем ответе на публикацию в «Новой», судя по изложению их позиции агентством РИА Новости, клерикалы называют «мифом» сам факт участия церкви в табачном бизнесе. Но это отнюдь не миф.
В 1992-1996 гг. в России была распространена такая схема «спасения» различных социальных институтов и «ущемленных» групп в условиях дефицита бюджета. Страждущие создавали некий «Фонд помощи кому-то», которому Указом президента Ельцина давались льготы на ввоз через таможню тех или иных товаров. Далеко не во всех случаях это разрешалось для подакцизных товаров (алкоголя и табака), но и по ним льготников хватало. Одними из первых были воины-интернационалисты (афганцы), Общество глухих, Общество слепых, другие организации инвалидов, Национальный фонд спорта (НФС), Федерация хоккея и т.д. Когда масштабы ввоза табака и водки «спортсменами» стали сравнимы с емкостью рынка этих товаров, началось движение по прикрытию лавочки: бюджет встающей с колен России требовал своей доли. По табачным изделиям, например, была введена система акцизных марок, существенно затруднившая процедуру и сузившая круг допущенных к льготам лиц. Тогда было много громких убийств (не только Дзень, но и Борис Федоров, и еще многие пали в той войне за льготы), иные импортеры перемещались только в сопровождении дюжины автоматчиков. Лихое было время…
В каких-то случаях льготы действительно что-то «спасли» - российский теннис, например, (Шамиль Тарпищев руководил НФС). Льгота СЭЗ «Ингушетия» (Михаил Гуцириев) пополняла бюджет депрессивной республики, и, возможно, это сыграло свою роль в том, что Ингушетия не полыхнула тогда, как Чечня. Хотя, скорее, в этом заслуга Руслана Аушева, лояльного России и Ельцину, но ведь и ему были нужны в республике живые деньги. Что касается доходов от таможенных льгот Фонда 50-летия Победы (Иосиф Кобзон сотоварищи) и Московской Патриархии, то архивы документов по этим темным схемам еще ждут своих исследователей. О многом могли бы рассказать таможенные архивы тех лет: каждое выпущенное Кругловым и другими руководителями ГТК письмо на оформляющие декларации низовые структуры появлялась не на пустом месте, были чьи-то ходатайства, чьи-то резолюции и т.д. Отчасти поэтому СИНФО смело утверждает, что это вообще все – миф, и ничего не было. Ничего (почти) не было опубликовано, не стало достоянием гласности, но доказательства наверняка существуют. Пока просто не нашлось прокурора, или хотя бы депутата, чтобы сделать соответствующий запрос. Такие документы могли бы прояснить действительную роль нынешнего Патриарха Кирилла в таможенных сделках Московской Патриархии, и прояснить, на табаке ли он обогатился. Правда, вероятность вскрытия этой застарелой болячки в настоящее время близка к нулю (может быть, за это надо благодарить того, кто мог бы «прислать доктора»?)
Московская Патриархия под видом гуманитарной помощи ввезла десятки миллиардов сигарет разных производителей (включая «Филип Моррис», ВАТ и даже «Булгартабак»). Это было уже на исходе «эпохи льгот», в 1995-96 гг. С 1997 года льготный ввоз стал невозможен. Кстати, страна еще не знает тех депутатов Думы, чиновников Минфина и правительства, которые добились исправления ситуации с акцизным наполнением бюджета страны вместо карманов различных «льготников», а ведь это была одна из первых побед здравого смысла над жадностью Семьи… Ввоз льготных сигарет прекратился, но были проблемы с выпуском в свободное обращение и реализацией нерастаможенных сигарет на складах и с тем, что часть их была без акцизных марок. Стенограммы заседаний Думы, где решался вопрос продления льгот, читаются как политический детектив… Это открытая информация, но ее недостаточно, чтобы расставить все точки над Ё.
Это была, бесспорно, порочная практика, хотя с этим не согласятся все те, кто сделал тогда состояния. Патриархия принимала в этом бизнесе самое непосредственное участие, бессмысленно это отрицать, но и роль лично Кирилла, строго говоря, остается не ясной – пока не обнародованы документы тех лет хотя бы из государственных органов.