Чему нас учит опыт европейских стран, применивших запрет открытой выкладки сигарет
Проект российского федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», вынесенный на обсуждение общественности в августе 2011 года, предусматривает множество мер по ограничению не только табакокурения, но и распространения табачной продукции, в том числе и в торговых точках. Однако данные статистики потребления сигарет среди жителей европейских стран, которыми так привыкли оперировать российские антитабачные организации, не всегда оказываются на их стороне.
Запрет продажи табачной продукции, инициируемый в российском антитабачном законодательстве, по мнению антитабачных активистов России, приведет к снижению, а то и вовсе исчезновению класса курильщиков, чем сделает русскую нацию в разы здоровее и счастливее. Но так ли это на самом деле? И как подобные рамки ограничений сказались на европейских странах? В материале корреспондента «ФедералПресс» мы рассмотрим результаты исследования, подготовленного учеными института Oxford Economics в 2011 году. В нем специалисты оценивают опыт Канады, Ирландии, Исландии и Таиланда в отношении запрета открытой выкладки табачной продукции. Результаты исследования оказались поразительными: ни в одной из вышеназванных стран не было выявлено хоть какого-то воздействия этой меры на распространенность курения, потребление или отказ от сигарет.
В 2006 году, когда запрет действовал всего в двух провинциях Канады – Манитоба и Саскачеван, – статистически значимые различия в показателях курения между этими и остальными провинциями не наблюдались. Наоборот, наибольший уровень курения был зафиксирован именно в населенных пунктах с действующим запретом. Однако уже в 2008 году ограничения действовали во всех провинции Канады, кроме одной – Нью-Брунсвика.
Сторонники введения запрета на выкладку утверждают, что ее роль в приобщении к курению крайне велика, особенно среди молодежи. Тем не менее, комплексные данные о курении в Канаде это опровергают. В провинциях Остров Принца Эдуарда и Нова Скотиа курило 13 % молодежи в 2007 году и 14 % в 2008-м. В Саскачеване этот показатель был равен 21 % в 2006, 22 % в 2007 и 20 % в 2008 годах. В Манитоба 20 % молодежи потребляло табак в 2006 году, в 2007 году этот показатель оставался неизменным, а в 2008 снизился до 17 %. Равным образом запреты на выкладку не повлияли на курение среди взрослых. К примеру, среди совершеннолетних мужчин на Острове Принца Эдуарда курильщиками были 22 % в 2006 году и 21,3 % в 2008-м. Канадский опыт позволяет сделать сенсационный вывод: запреты на выкладку ассоциируются с более высокими показателями курения и не способствуют снижению потребления табака.
В Исландии запрет открытой выкладки сигарет был введен раньше других стран – в 2001 году. Согласно данным исландского Бюро статистики, публикующего ежегодные доклады о распространении курения (Statistics Iceland, 2009), запрет на выкладку также не повлиял на курящую молодежь. В частности, в 2001 году, когда ограничение вступило в силу, курение в возрастной группе от 15 до 19 лет выросло на 3,1 %: с 14,4 % до 17,5 %. На протяжении 2002 года (первого полного года после введения запрета) распространенность курения в этой возрастной группе была наиболее высокой за последние 5 лет и оценивалась в 17 %. Спустя пять лет после начала действия запрета курение среди молодежи продолжало превышать 15-процентную планку. Данные за 2008 год также не показали никакого статистически значимого снижения, которое бы нарушало тренд последних десяти лет. Таким образом, в Исландии, через пять лет процент курильщиков был больше, чем в предшествующий запрету год.
В Таиланде закон об ограничении открытой выкладки табачной продукции был принят и вступил в силу в 2005 году. Также как в Исландии и Канаде, влияние запрета открытой выкладки на снижение курения в стране оказалось весьма сомнительным. Тайское правительство признает тот факт, что количество курящих мужчин и женщин в стране неуклонно возрастает, несмотря на действующий запрет.
Наиболее достоверные данные по курению в Таиланде содержатся в опубликованном Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в 2009 году «Всемирном исследовании курения среди совершеннолетних» (GATS, Global Adult Tobacco Survey: Thailand Country Report). Согласно этому документу, в 2009 году среди возрастной категории от 15 и старше 23,7 % населения Таиланда являлись курильщиками. В год же, предшествовавший введению запрета на выкладку (2004 год), распространенность курения отмечалась на уровне 19,5 %.
Следующей страной, принявшей запрет на выкладку табачной продукции, стала Ирландия. Здесь его ввели в 2009 году. К тому времени в стране уже 5 лет действовал запрет на курение в общественных местах. Примечательно, что несмотря на строгое законодательство в сфере потребления табака (считается одним из наиболее жестких в мире), уровень курения в стране не снизился и до сих пор остается на отметке 28-30 %. За последние годы, по признанию министра здравоохранения Ирландии, этот показатель даже вырос на 2 %.
Примеры перечисленных стран наталкивают на неутешительные выводы: запрет на выкладку табачной продукции не способны повлиять на распространенность курения, в том числе среди молодежи. Это демонстрируют статистически данные, иллюстрирующие не только неизменность, но и, в ряде случаев, возрастание уровня курения на тех территориях, где был введен запрет. И это не единственное негативное последствие принятия жестких мер.
Нельзя игнорировать то отрицательное влияние, которое запрет на выкладку окажет на независимый сектор розничной торговли. В результате, пострадает не только существующий прозрачный легальный бизнес, но и потребители, вынужденные переходить на контрафакт. Страны ЕС, применившие запрет на выкладку, уже испытывают серьезные трудности с возрастанием объемов нелегального рынка табачной продукции. Согласно исследованию «Присутствие на местах: магазины шаговой доступности в Канаде», проведенному консалтинговой фирмой PriceWaterhouseCoopers в 2008 году, когда запреты на выкладку либо действовали, либо должны были вступить в силу в ближайшее время, в провинциях Канады было закрыто 2300 таких торговых точек. Это 15 % от их общего числа по стране, или каждый седьмой магазин. Три четверти закрывшихся были расположены в провинциях Онтарио и Квебек. Онтарио заняла первое место с 765 банкротствами, далее Квебек – 380 и Альберта – 223.
Почему антитабачники в России скрывают эти цифры, оперируя лишь фактами, удобными для них, – остается неизвестным. Если подобные меры ограничений не действуют в ряде европейских стран, что тогда можно ожидать от России? С введением кардинальных запретов, о коррупциогенности которых уже не раз заявляли не только многие политики и независимые эксперты, но и сам Национальный Антикоррупционный комитет, мы можем прийти только к одному результату: неконтролируемому росту объемов нелегальной табачной продукции. Попробуйте убедить российского потребителя в том, что введение запрета на открытую выкладку сигарет, а также ограничение точек продажи табака вместе с многократным повышением акцизов, заставят его отказаться от вредной привычки. Такие меры просто не сработают – в этом, кажется, не осталось сомнений уже ни у кого.
Тот же зарубежный опыт показывает, что есть куда более эффективные методы в борьбе с подростковым курением, например, лицензирование. В случае введения лицензий продавцы, продающие несовершеннолетнему пачку сигарет, рискуют не скромным штрафом, а лишением лицензии на торговлю табаком в принципе. Такие режимы лицензирования существуют сегодня в Австралии, Сингапуре, большинстве Штатов США и других странах ЕС. Кроме того, не стоит забывать и о массовой качественной пропаганде здорового образа жизни, которая в настоящее время в нашей стране настолько слабо развита, что никто из нас ее не замечает.