Последовательно душат мелкую торговлю в России как федеральные, так и местные власти
Не долго пришлось радоваться представителям малого торгового бизнеса последней версии законопроекта «Об ограничении потребления табака», из которого исчезло пресловутое требование минимальной площади в 50 кв. м для торгующих табаком розничных предприятий. Из текста исчезло число 50 в явном виде, однако сам законопроект, хоть и был внесен в Думу, до первого чтения пока не дошел. Видимо, можно ждать его рассмотрения в осеннюю сессию, он ведь богат популистскими идеями и перед выборами должен исполнить свою роль информповода для демонстрации заботы депутатов о здоровье народа. Но принимать его во втором чтении и рассматривать поправки, среди которых могут вернуться и 50 метров или, что хуже, вовсе огульный запрет на продажи сигарет в киосках, – будет уже новый состав Госдумы. Таким образом, принять его могли бы не раньше лета 2012 года, и, казалось, мелкой торговле можно ненадолго расслабиться. Но нет, гром грянул, откуда не ждали – на одном из последних заседаний ГД весенней сессии, 6 июля, во втором и третьем чтении приняты поправки в ФЗ «О госрегулировании алкоголя», которые прямо запрещают с 1 января 2013 года продавать пиво в киосках и ларьках (Совет Федерации ободрил законопроект 13 июля).
По некоторым оценкам продажи пива достигают 40% оборота киосков, и это будет более чем ощутимый удар по малому бизнесу России. Этот бизнес не настолько рентабелен, чтобы такой удар перенести. Специализированные (табачные или кондитерские) палатки от запрета не пострадают, а продуктовым мультитоварным ларькам придется сворачивать бизнес. Оценить сегодня, сколько киосков в стране закроется, сколько работников окажутся на улице, и сколько предпринимателей – у «разбитого корыта», невозможно. Но печально, что мнение этого сектора экономики, как правительством, так и законодателями, просто игнорируется. Происходит это под нескончаемые разговоры про поддержку малого бизнеса и непременно высокую оценку его роли в экономике страны.
Еще дальше в циничном удушении под убаюкивающие песни идут местные власти. Особенно активен в последнее время новый московский мэр Собянин со своей командой. Какой-то мудрец с мозгом 30-х годов прошлого века и комиссарскими замашками определил, что в Москве должно быть ровно 9902 киоска, и ни одним больше! Власти города утвердили некую «схему размещения объектов нестационарной торговли» и никому там из них в голову не пришло усомниться, не бредом ли это является. Завтра они станут определять, сколько должно остаться гастрономов, сколько обувных магазинов, сколько ресторанов (естественно, с разбивкой, сколько среди них японских, а сколько грузинских, чтобы не мешали популяризации русской кухни), и, вообще, сколько раз должен москвич вдыхать и выдыхать за день.
Конечно, проблема не в непонимании основ свободного рынка и принципов благоустройства города в интересах жителей. Проблема в желании новой команды переделить рынок «арендных прав» на землю под киосками, желании посадить на бизнес «своих» операторов торговли, и некоторых других мотивациях из разряда повышения рентных доходов чиновников от своих постов. А журнал «Коммерсант-Деньги» указывает еще и на такую причину как сверкающие перспективы покрытия тротуаров Москвы плиткой с заводов Ирины Собяниной, «в Тюмени известной как Ира Бордюр», а этому проекту мешает любой киоск в городе.
Отдельной яркой иллюстрацией новой политики московской власти в отношении малого торгового бизнеса является решение убрать остановочные торговые комплексы. Торговые операторы остановочных комплексов (их в Москве около сотни) в свое время вложились – вместо города – в создание цивилизованных остановок (их около 2000) в обмен на право вести на них торговлю. Сегодня они содержат – вместо города – эти остановки в чистоте и порядке. Вместо того чтобы развивать это абсолютно разумное и экономное для города начинание, скажем, установить систему камер и оповещения о происшествиях на их базе, мэрия решает их снести. Соответствующие уведомления о расторжении договоров в одностороннем порядке уже разосланы операторам. Наверно, в бюджете города нарисована некислая цифра на переделку остановок, и уже есть подрядчик, и он уже, наверное, знает, за какой процент от суммы он должен остановки сломать и снова сделать, ведь не все же сто процентов бюджета ему придется откатить…
Все мы искренне радовались изгнанию из Москвы воровской команды Лужкова и надеялись на перемены к лучшему. Конечно, никто не думал, что по программе поддержки малого бизнеса из городского бюджета деньги начнут давать реальным предпринимателям, а не родным и близким самих чиновников. Да и пожалуйста, настоящим предпринимателям не нужны подачки, им нужны понятные и стабильные условия работы, больше ничего. Были надежды, что новый молодой мэр понимает базовые принципы свободного рынка и преимущества настоящей конкуренции, что он даст малому бизнесу в городе вздохнуть, начать расти и цвести к удовольствию клиентов, собственников и городских мытарей. Надежды не оправдались. Правильной риторикой и Лужков славился, по сто раз грозно запрещая точечную застройку и снос памятников архитектуры, которые преспокойненько продолжались до последнего дня его правления, продолжаются порой и сейчас. Собянин ничем не лучше: он знает столько же правильных слов или даже больше, но для малого торгового бизнеса Москвы он – разрушитель и деспот, а не надежда и опора.