Борьба с курением как способ социального манипулирования
Эксперты представили результаты масштабного исследования «Индустрия борьбы с табаком: субъекты, технологии, каналы влияния»
Фармакологические компании создают и активно поддерживают у людей, желающих бросить курить, зависимость от препаратов, целью которых и является избавление от вредной привычки. Усилия государства по внедрению в сознание населения желания следовать принципам здорового образа жизни, приводит только к тотальной неэффективной трате бюджетных средств. На фоне отсутствия четкой и прозрачной программы по оздоровлению граждан, глобальные игроки фармакологического рынка подменяют их своими курсами лечения и тратят на лоббирование своих интересов суммы, превышающие затраты даже у энергетических компаний. Об этом подробнее – в материале «ФедералПресс».
Данные выводы следуют из результатов исследования «Индустрия борьбы с табаком: субъекты, технологии, каналы влияния», подготовленного Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Автор работы, руководитель Центра, Павел Толстых провел презентацию совместно с политологом и главой Института проблем глобализации Михаилом Делягиным. В исследовании проанализированы взаимоотношения табачной промышленности, федеральных органов власти России и США, и представителей антитабачных объединений. Для чего были выбраны конкретные примеры из практики лоббизма.
Исследование составило, по оценке Павла Толстых, 150 страниц. Сегодня по данным ВОЗ в мире курят 1,3 миллиарда человек, в России число курильщиков оценивается примерно в 50 миллионов.
«Фактически это потенциальный рынок сбыта средств по борьбе с курением. Очень серьезные деньги. В современном мире конкурируют три глобальных игрока: Johnson&Johnson, Pfizer и GlaxoSmithKline. Это серьезная, высокодоходная отрасль», – перечислил Павел Толстых.
Докладчик отметил, что объемы рынка и заинтересованность его участников ярко характеризуется объемами средств, затраченных на лоббирование собственных интересов. В США фармацевтические компании с 1998 по 2010 год потратили на эти цели чуть больше двух миллиардов долларов. Учет позволяет вести особенности механизма лоббирования в США, когда каждое подобное действие проходит обязательную регистрацию. В России лоббизм происходит скрыто. Но тем не менее, имеющейся информации оказывается достаточно, чтобы признать: фармацевтическая индустрия выходит на первое место по объемам средств, вложенных в лоббизм. Борьба с курением становится задачей общемирового масштаба.
«Говоря о технологиях манипулирования общественным мнением и влияния на сознание, выделяется несколько способов. Во-первых, обратите внимание, происходит постоянная «демонизация» табака, как главного мирового зла человечества. В задачи пиар-департаментов фармакологических компаний входит пробуждение у как можно большего количества людей острого желания бросить курить. И фармкомпании сразу готовы в этом помочь с помощью своей продукции. Причем, что интересно, ключевой возраст в 25 лет. Те, кто начал раньше – они и так курят, но именно в 25 у них появляется желание бросить. А те кто еще не начал – могут начать в этом возрасте», – отметил Павел Толстых.
По оценке эксперта, заградительные барьеры для табачных компаний, вроде повышения акцизов, также в целом играют только на руку фармацевтам.
«В Японии в 2010 году подняли акцизы: резко и намного. И что? Объем продажи одного препарата против курения вырос с 70 тысяч пакетов до 450 тысяч. Один комплект стоит около 200 долларов. Рост доходов – с 160 миллионов долларов до более одного миллиарда», – констатировал Павел Толстых.
Компании стараются контролировать и спрос на рынке, и предложение антитабачных препаратов. Для этих целей используется подкуп врачей, которые начинают выписывать лекарства, которые не нужны пациентам. Скрываются побочные эффекты препаратов, случаи летальных исходов от их применения, отмечают эксперты.
«Это не мешает фармотрасли активно рости. В России рынок антитабачных препаратов каждый год растет на 50 %. Понимаете, еще существует у нас отношение к медикам, оставшееся со времен Советского союза: врач он плохого не предложит. В случае с антитабачной борьбой получается, что медикам и фармацевтам гораздо выгоднее, чтобы человек не бросил курить, а все время пытался бросить. Важен процесс, а не результат», – заключил Павел Толстых.
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин посвятил свое выступление состоянию государственной программы по борьбе с курением. Он отметил, что постоянно в обществе появляются различного рода запреты, ограничения, которые вводит государство, но фактической пользы от этого все также незаметно.
«Антитабачный лоббизм – это не борьба энтузиастов, а работа бизнеса. Интересы бизнеса и общества не могут быть тождественны», – заявил Михаил Делягин.
Затем Михаил Делягин привел примеры качества борьбы государства с табакокурением на уровне программ. Программа субсидируется из федерального бюджета и на ее реализацию направляются значительные средства.
«Вот смотрите. Что делается для формирования здорового образа жизни у граждан России. Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации и обеспечению работы единой федеральной телефонной справочной службы, – процитировал Михаил Делягин. – Выигрывает фирма «СРМ-Дизайн». У нас борьбой с курением теперь дизайнеры занимаются... Начальная цена контракта составила 32 300 000 рублей. Мне непонятно, зачем курильщикам горячая телефонная линия?»
Михаил Делягин перечислил многочисленные примеры государственных заказов, направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни, имеющих, по его мнению, очень размытые критерии эффективности. Или так и не не получившего конкретного выражения в жизни.
«Конкурс на право заключения госконтракта на выполнение работ по тиражированию и доставке рекламно-информационных материалов программы «Здоровая Россия». Стоимость контракта – 50 миллионов рублей. И кто его выиграл? Индивидуальный предприниматель Бражко Екатерина Ивановна...», – повесил в воздухе немой вопрос Михаил Делягин.
Эксперт отметил, что если сложить итоговую стоимость всех заключенных контрактов в рамках данной программы, то получится сумма в 520 млн 847 тыс. 781 рубль. Глава Института проблем глобализации выразил сомнения в том, что эти средства были использованы эффективно и есть какой-то положительный результат в борьбе с курением. Что не мешает увидеть в продвижении подобных программ признаки лоббизма борцов против табака от фармакологии.
«Навального на них нет», – пришел к выводу о качестве национальной политике по противодействую табакокурению Михаил Делягин.
Эксперты сошлись во мнении, что ситуация на рынке табачных компании и их противников «является отражением отношений бизнеса и власти, где вовсю используются технологии манипулирования обществом и политического лоббизма».