Голосование по определению лучших из лучших в индустрии за 2009 год завершилось на сайте www.rustabak.ru в первой половине этого года. Сегодня мы представляем его результаты
Двенадцать традиционных номинаций были представлены для голосования по итогам 2009 года. Больше всех побед предсказуемо получил лидер российского рынка – компания JTI. Посетители сайта выбрали ее лучшей в двух корпоративных номинациях («Самый популярный» и «Самый креативный табачный производитель»), а также трижды назвали лучшими бренды этой компании: «Winston XS» – «Лучший дизайн новых сигарет», «Mild Seven LSS» – «Инновации в табачных изделиях» и «Русский Стиль» – «Лучший бренд-менеджмент». По двум первым победам из этих брендов вопросов не возникает: «Winston XS» уже в первой половине 2010 года доказал свою перспективность, взлетев на второе место в сегменте формата Compact King Size и сыграв существенную роль в динамике всего семейства «Winston», продажи которого как-то немного запнулись от кризиса, но в этом году возобновили рост. Очевидно, что и среди инноваций достойной альтернативы «Mild Seven LSS» в 2009 году не просматривается. Победа «Русского Стиля» при взгляде назад не кажется столь очевидной, да и преследующий его бренд «LD» отстал не намного. Видимо, юбилейный для обеих этих марок 2009 год оставил заметный след в памяти наших посетителей маркетинговой активностью – и как раз заметной работой бренд-групп.
Из других корпоративных побед стоит отметить лидерство Imperial Tobacco Group в номинации «Самый активный табачный производитель 2009 года», что, очевидно, стало следствием самого значительного среди всех производителей роста производства и продаж в том году. «Лучшим поставщиком товаров и услуг для отрасли» с большим отрывом стала компания Amcor Rentsch, поставщик этикеток с производствами в Новгороде и Ленинградской области. Здесь сыграло роль приобретение австралийским гигантом индустрии упаковки подразделения Alcan Packaging и мгновенный выход в лидеры российского рынка сигаретной упаковки. Продолжалось и собственное органическое развитие фабрики в Новгороде. Даже налоговые проблемы компании на Украине не повлияли на исход голосования – собрано втрое больше голосов, чем у ближайшего преследователя – немецкого поставщика оборудования Hauni.
Среди побед в персональных номинациях – президент Московского сигарного клуба Андрей Лоскутов («За вклад в табачное просвещение России»), неутомимая и аккуратная журналистка агентства РИА-Новости Жанна Первушина («Лучший табачный журналист») и глава Совета по вопросам развития табачной промышленности, член Общественной палаты РФ Надежда Школкина («Лучший GR-менеджмент в 2009 году»), фактически обеспечившая своими титаническими усилиями принятие Технического регламента в приемлемой для индустрии редакции.
К курьезным победам по итогам 2009 года можно отнести первое место марки «Sweet Dreams» фабрики «Нево табак» в номинации «Самый многообещающий дебют». Если отвлечься от жестких современных этических канонов оформления пачек, то это, может быть, и неплохие сигареты, однако от падения в предбанкротное состояние этот дебют своего производителя не спас. Впрочем, возможно, «обещания» этой марки будут выполнены уже при новом владельце «Нево табака».
Чуть подробнее следует остановиться на номинации «Лучшая креативная работа в рекламе сигарет». По традиции в список номинантов, как всегда весьма обширный, не включались креативные работы, визуально обыгрывающие только сам продукт и ничего больше. Некоторые из них нельзя не отметить за идеи использования современных полиграфических возможностей, разрушающих всякие границы традиционного представления о печатной рекламе. Так, некоторые выходы рекламы марки «Kent» превышали целый миллиметр по толщине и состояли из 3–5 отдельных «страниц» пленки и бумаги. Кроме многостраничных выходов в едином блоке, были и другие интересные технические решения. Так, бренд «Mild Seven», представляя новую версию LSS в пачке формата Sliding Box (с выдвижной внутренней частью, как в пенале или спичечном коробке), вышел в сентябре 2009 года в нескольких глянцевых журналах с рекламной полосой в виде «переливающейся открытки». Под разными углами зрения видны то закрытая, то открытая пачка. Эту оптическую особенность материала бренд-менеджмент весьма удачно применил для наглядной демонстрации особенностей выдвижной конструкции пачки. Вероятно, это было первое применение подобной полиграфической технологии в рекламе сигарет в России, но ручаться за приоритет «Mild Seven» не будем – сама технология известна уже много десятков лет, хотя в рекламе используется редко. Еще одна идея того же бренда заслуживает упоминания. На двадцати подряд обычных страницах (точнее, листах) журнала реклама бренда занимает один и тот же угол, примерно 1/8 часть площади, и демонстрирует пачку в одном и том же ракурсе, но в разной степени открытости выдвижной части. Быстрое пролистывание этого блока показывает «мультфильм» - как пачка открывается и закрывается. При всей креативности в число номинантов эти образы не вошли: по той же причине – на них только пачка.
Представим кратко креативы основных участников и победителей этого голосования. Лидер рынка JTI был представлен тремя работами. Новый образ рекламы «Lucia» и две кампании вывода на рынок новинок: «Sobranie» и «Winston XS». В тройку лидеров ни одна из этих работ не попала, «Winston XS» – на четвертом месте. Неожиданно креативно в прошлом году выступила компания Philip Morris. Ранее замеченная в склонности к изображению в рекламе исключительно пачек, в 2009 году она представила три интересных сюжетных концепции: во-первых, «UNO FRESH. Притяжение свежести» – с глубокой, но легкой идеей образа неутомимой птички колибри, живущей только в движении. Во-вторых, кампания под лозунгом «Sets the style. Fits your character» для поддержки в 2009 году версии «Gold Touch» из семейства «Marlboro». Лучшим же среди творений Philip Morris и ее партнеров по рекламе стал в 2009 году креатив для «Parliament» под лозунгом «Пусть каждая ночь станет особенной» – лучшим, как среди работ компании, так и во всей номинации. Возможно, уступая каким-то конкурирующим рекламным идеям по каждому из критериев романтичности, сексуальности, изысканности, гламура и шика, интриги сюжета, – по совокупности всех этих параметров превосходит все, что предложил табачно-рекламный творческий мир в 2009 году. Концепция поддержки «Davidoff Superslims» под лозунгом «Изысканность в совершенной форме» отличалась целостностью и гармонией всех элементов, от пачки самого продукта до вербального слогана, – и третье место в голосовании. С оригинальной визуальной идеей рекламы вышла новинка от корейской KT&G – черно-белая пара «Esse» в модном формате Compact King Size (пятое место в общем рейтинге). Креативы от российского «Донского табака» всегда разнообразны и обильны. В номинацию по 2009 году был включен красивый и этически безупречный креатив в поддержку новой марки «Estelle», вышедшей в том же популярном формате Compact King Size, под слоганом «Раскрывая женственность», и работа заслуженно получила «серебро» голосования.
Награждение победителей по всем номинациям серии голосований по итогам 2009 года будет проходить на праздновании 10-летнего юбилея МГ «Русский табак» в феврале 2011 года.