В октябре Государственная дума рассмотрит новую редакцию закона о борьбе с табакокурением, а с 2010 года повышаются акцизы на табачную продукцию. Эти и другие регулирующие нормы становятся ареной для ожесточённой битвы тех, кто зарабатывает на вредных привычках наших соотечественников. До недавнего времени законотворчество в этой сфере плотно контролировали транснациональные корпорации, которые играют ключевую роль в этом сегменте российского рынка. Парадоксально, но отучать россиян от дурных привычек будут тоже на деньги из-за рубежа. О войнах иностранцев за российские законы – корреспондент «Нашей Версии».
Тема попыток изменения действующего законодательства с помощью лоббизма для России крайне скользкая. Поскольку, как правило, это кулуарные междусобойчики представителей бизнеса и власти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но особенную пикантность лоббистская деятельность приобретает, когда сталкиваются интересы двух иностранных конкурентов с прямо противоположными задачами.
Действительно, логично представить в качестве противников две российские компании. Или даже отечественную и иностранную. Но когда за корректировку российского законодательства борются две иностранные силы с противоположными целями!.. Тем не менее, оказывается, и такое возможно.
Одна из главных проблем России, существенно ухудшающая демографические показатели, – курение. До недавнего времени законотворчество в этой сфере полностью и безраздельно контролировали четыре иностранные табачные корпорации, которым принадлежит 95% российского рынка. Между ними случались и склоки, так как интересы компаний время от времени пересекались. Но основным противником транснациональных корпораций были российские компании. Так, в 2005 году западные производители пытались задавить производителей дешёвого курева, подняв акцизы. Противниками повышения были как отечественные компании, так и British American Tоbacco, которая в отличие от конкурентов плотно сидела на нише недорогих сигарет. Другое поле битвы – изменение технического регламента на производство табачных изделий. Иностранным производителям выгоднее задрать планку до международных стандартов. Здесь из-за технологического отставания российские производители не выдерживают конкуренции. Очевидно, что главная задача отечественных табачников в этом сражении – «опустить» «иностранцев» до своего уровня. Увы, сделать это им не удалось.
Российские компании сдают одну позицию за другой. К 2007 году закрылись Бийская, Челябинская, Омская, Пермская табачные фабрики и ряд других российских предприятий.
Конкурировать с транснациональными корпорациями оказалось отечественным лоббистам не по зубам. Неудивительно: на лоббистскую деятельность иностранцы тратят огромные средства. «Бюджет на внешние связи у транснациональных корпораций в среднем 250–300 тыс. условных единиц на каждую. Соответственно у четырёх крупнейших транснациональных компаний, присутствующих в России, это составляет более 1 млн. долларов», – рассказывает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.
Кроме того, табачное лобби имеет весьма сильных системных сторонников в органах государственной власти. На их стороне прежде всего Минфин, заинтересованный в пополнении бюджета. Табачные компании – одни из крупнейших инвесторов в экономику России. А также Минсельхоз, так как изготовление сигарет проходит по аграрному ведомству. Противники отрасли гораздо слабее в аппаратном плане – Минздравсоцразвития и входящий в него Роспотребнадзор.
Успех табачников, вероятно, объясняется тем, что они охотно делились своими доходами с нужными людьми. Так, по информации Forbes, в 2006 году, когда Дума в очередной раз обсуждала повышение акцизов на сигареты, Philip Morris перечислил 22 500 долларов в фонд «Депутатский» зампредседателя Комитета по бюджету и налогам Сергея Штогрина.
Но безраздельно доминирующих защитников интересов табачной отрасли могут в скором времени потеснить конкуренты. Нет, не отечественные производители курева, а борцы за чистоту воздуха. Теперь и у них есть деньги. Причём тоже не российского происхождения. Так, фонд мэра Нью-Йорка миллиардера Майкла Блумберга выделил в этом году более 1 млн. долларов на борьбу с курением в России. Всего на антитабачную кампанию в развивающихся странах американский благотворитель пожертвовал свыше 400 млн. долларов.
При этом у ряда отечественных грантополучателей в программных целях прямо обозначено изменение российского законодательства. Так, Открытый институт здоровья получил от фонда Блумберга 700 тыс. долларов на «создание надёжной системы законодательного регулирования отрасли». Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), ставящая своей целью «усиление действующего законодательства», получила грант в размере 594 130 долларов. Региональный лоббизм оценивается дешевле. Казанский общественный фонд «Выбор» на «принятие и выполнение норм законодательства о табачном регулировании в Республике Татарстан и контроле за их соблюдением» получил от американского филантропа 45 500 долларов.
В числе получателей на сайте фонда значится и Министерство здравоохранения. «Хотя по закону министерство не может получать гранты извне», – отмечает Толстых.
Фонд Блумберга выступает за резкое повышение акцизов и жёсткие ограничения для курильщиков, в том числе за запрет на курение в общественных местах. В России, как и в США, по мнению мэра Нью-Йорка, любители подымить должны оказаться в максимально некомфортных условиях, в том числе тратить на сигареты значительные суммы. А на сигаретных пачках – красоваться повреждённые табачным дымом органы. Наконец, «посмолить» можно будет только в специально отведённых курилках, получивших в народе название «газовые камеры».
Теперь финансовые возможности табачников и их противников отличаются не столь разительно. Но, по мнению председателя правления КонфОП Дмитрия Янина, доступ к влиятельным политикам надёжно перекрыт табачными компаниями.
«Табачные компании продолжают писать и эффективно продвигать законы – подтверждением этому служит принятый в декабре 2008 года технический регламент на табачные изделия, официальным разработчиком которого является отраслевой союз «Табакпром», – рассказывает Янин. – Без всяких объяснений более двух лет не принимается во втором и в третьем чтениях законопроект Лебедева – Самошина о запрете рекламы сигарет в метро, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. Также без движения лежит законопроект о полном запрете рекламы, внесённый группой депутатов. Нынешние предложения Минфина о повышении акцизов на табак абсолютно устраивают табачные компании. Рост акциза запланирован на уровне от 1 до 1,5 рубля на пачку».
Впрочем, по словам Янина, иностранные борцы за чистоту воздуха в отличие от своих оппонентов лоббистской деятельностью не занимаются. Выделенные Фондом Блумберга деньги преимущественно идут на издание антитабачных бюллетеней, организацию семинаров для провинциальных журналистов и проведение исследований о продаже сигарет несовершеннолетним.
«Американские компании подпадают под жёсткий контроль и обязаны отчитываться о каждой копейке, потраченной ими на внешние связи, – рассказывает Павел Толстых. – О финансировании антитабачной коалиции нам известны только суммы и цели, на которые выдавались деньги – влияние на политиков, изменение национального законодательства и прочее. Было бы интересно узнать, на что конкретно тратятся миллионы долларов в год. Так как это крайне серьёзные суммы. По опыту работы нашей консалтинговой практики могу сказать, что за миллион долларов можно серьёзно повлиять на политическую ситуацию даже при наличии системных политических и корпоративных противников».
Немало шума наделала информация, обнародованная Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Согласно этим данным, КонфОП до недавнего времени был связан с табачными промышленниками. В 1998 году организация якобы обращалась к Philip Morris с просьбой о выделении 100 тыс. долларов для финансирования журнала «Впрок». Янин говорит, что автор этого письма – бывший президент КонфОП Александр Аузан и что «сложно оценивать» мотивы его поступка.
Табачники же видят в действиях своих противников скрытые мотивы. «Может, не случайно Блумберг обратил внимание на Россию именно сейчас, когда она превратилась из наполовину зависящей от импорта табака страны в экспортёра и стала заметным игроком на международной арене», – говорит гендиректор ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Вадим Желнин. По его словам, несмотря на то что владельцы табачных фабрик – иностранцы, они дают тысячи рабочих мест россиянам и платят налоги в отечественную казну. По мнению Павла Толстых, всё гораздо проще: Майкл Блумберг использует борьбу с курением в развивающихся странах как выгодную политическую платформу. В США избиратели чрезвычайно любят филантропов-миссионеров, и столь крупная международная акция, безусловно, прибавит ему очков.
Поведение обеих сторон вполне понятно: каждому из участников борьбы кампания приносит немалые доходы. А цели – защитить здоровье или благосостояние россиян – объявляются благими. Вот только тот факт, что эта битва ведётся на иностранные деньги, вызывает немало вопросов. Выходит, что собственных интересов в этой сфере у России нет. А если и есть, то платить за них государство не готово.