Похоже, эра безраздельного царствования классической американской мешки на российском рынке подходит к концу – табачные компании все чаще предлагают курильщикам новые мешки с новым вкусом. Если еще совсем недавно можно было говорить о «нишевости» ароматизированных сигарет, или сигарет с нетрадиционной для российского рынка мешкой, то сегодня, похоже, процесс приобретает массовый характер.
Натурально-премиальные
Компания ВАТ прилагает немалые усилия для укрепления своих позиций в премиальном сегменте, где уверенно себя чувствуют их бренды «Kent» и «Vogue», а «Dunhill» при всех усилиях никак не одолеет и 2%-ный порог в сегменте. Компания далека от отчаяния и придумывает всё новые ходы. Последней новинкой от ВАТ стала марка «Dunhill Fine Cut». При изготовлении этих сигарет не используются ароматические добавки, кроме того, табак для «Dunhill Fine Cut» нарезается тоньше, чем для обычных сигарет, что «позволяет сделать вкус более насыщенным и в то же время утонченным и мягким». Угольный фильтр обернут в перламутровую бумагу с тиснением. «Dunhill Fine Cut» представлены на рынке в трех вкусовых разновидностей – полновкусовые «Dunhill Fine Cut Black» (10/0,9 мг), облегченные «Dunhill Fine Cut Dark Blue» (?/?) и суперлегкие «Dunhill Fine Cut Blue» (?/?). Названия полностью соответствуют цветам пачек, что несколько отличается от наметившейся было тенденции давать маркам трудночитаемые абстрактные имена. Зато различающие версии слова присутствуют только на одной боковой грани – в полутемной зимней стране их трудно различить на витрине, что, вероятно, несколько затрудняет коммуникацию продавца с потребителем. То ли дело старый добрый «кент-четверка»!.. Для дистрибуции новинки BAT избрал традиционный для премиальных марок путь (МРЦ «Dunhill Fine Cut» составляет 65 руб.) – Москва и Санкт-Петербург, следом крупнейшие города России. Встретить марку можно на автозаправках, в HoReCa, в отдельных розничных сетях и специализированных табачных киосках.
Как говорится, не всё то, что натурально, то – БАТ. В конце ноября компания JT International объявила о запуске на российском рынке нового инновационного продукта в семействе «Camel» – «Camel Natural Flavor», который позиционируется в «престижном» сегменте (МРЦ – 37 руб. за пачку). Как явствует из названия, упор сделан на натуральность продукта – при изготовлении этих сигарет не используются какие-либо ароматизаторы или вкусовые добавки. Исключение касается только не имеющего вкуса и запаха экстракта пальмового дерева, традиционно используемого производителями для сохранения влажности мешки. Фильтр в сигарете тоже «без угольных наворотов» – обычный ацетат. Еще одной особенностью Camel Natural Flavor является удачное сочетание элитных сортов табака, которое обеспечивает наиболее полные вкусовые ощущения, характерные для всего семейства. Разработкой концепции бренда занималась известная лондонская компания Nude Brand Creation. Дизайн пачки выполнен в модном сегодня стиле «изящный минимализм». Естественные цвета, необычная текстура пачки и минимум графических элементов и надписей удачно передают и название, и суть марки. Инновационность же подчеркивается тем, что всемирно известный силуэт верблюда вырублен во внешнем картоне пачке, а сам картон на вид и даже на ощупь немного напоминает дорогую кожаную отделку. Такая пачка в руке дает действительно новое свежее ощущение, и перспективы у новинки весьма светлые. Обе вкусовые версии – «Camel Natural Flavor» (смола/никотин 10/0,9 мг) и Camel «Natural Flavor Lights» (6/0,6 мг) – производятся на крупнейшей в России фабрике «Петро», однако, в силу технологических особенностей, натуральная мешка для «Camel Natural Flavor» пока импортируется.
Отметим также, что сегодня новинка присутствует только на рынке Санкт-Петербурга – именно этот город было решено сделать тестовым, поскольку здесь марка «Camel» чувствует себя весьма уверенно, да и питерские курильщики, по мнению компании, отличаются «более европейским потребительским поведением». При этом компания решила отказаться от использования избранных каналов дистрибуции – марка сразу же поступила в массовую розницу.
В отличие от ВАТ и JTI, компания Richmond Tobacco сразу сделала ставку на нетрадиционные для России мешки – читатели «ТМ» уже имели возможность узнать о премиальных марках «Richmond» и «Aroma Rich», выпущенных на российский рынок в течение последнего года. Последней новинкой компании стала эксклюзивная версия семейства «Richmond» – «Empire Edition» в металлической пачке. МРЦ – 160 руб. Для производства этой суперпрестижной версии используется бумага из 100%-ного конопляного волокна и наиболее дорогие табаки из разных стран мира. Содержание смол и никотина (7/0,7 мг) позволяет отнести новинку к легким сигаретам, которые сегодня составляют почти половину российского рынка.
Не премиумом единым
Активно развивая премиальный сегмент, компании не забывают и о более демократичных сигаретах. Так, компания Philip Morris в начале ноября представила на российский рынок марку сигарет «Muratti» в новом, более современном дизайне. Обновлению подверглась вся линейка семейства (исключая слим-версии), позиционируемая в верхней части среднеценового сегмента – «Muratti Lights», «Muratti Super Lights» и «Muratti One». МРЦ при этом осталась прежней – 21 руб. за пачку. Рестайлинг прошел в соответствии с современными тенденциями: хотя внешне дизайн кардинально не изменился, «элегантная простота» и «минимализм» сразу же бросаются в глаза. «Итальянский характер марки, выраженный всемирно известным слоганом «La Dolce Vita», наследие итальянского направления в стиле и дизайне, страсть самой Италии – все это давало нам вдохновение при создании нового дизайна «Muratti». Марка «Muratti» и ее новая рекламная кампания приглашают совершеннолетнего курильщика в мир наслаждения легким вкусом и современным итальянским стилем сигарет «Muratti» – уникальным предложением в своей ценовой категории», – комментирует Сергей Слипченко, директор отдела маркетинга компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». В поддержку рестайлинга изменена и рекламная кампания, рассказывающая о дизайнерском качестве этой марки для людей с чувством стиля. Как сообщили в компании, рекламные съемки были произведены в 2007 году в Милане, что лишний раз подчеркивает итальянский дух «Muratti».
В начале осени компания American Cigarette Tobacco Company, известная российскому курильщику по премиальным брендам «Samurai» и «Arctic», решила засвидетельствовать свое почтение и среднеценовому сегменту, запустив марку «Brent». При этом оригинально-конъюнктурное название марки (напомним, что Brent – сорт нефти, экспортируемый Россией) вполне подошло бы и для премиальной марки, особенно в нефтедобывающих районах страны. Впрочем, учитывая цену «Brent» (19,5 руб. за пачку; верхняя часть среднеценового сегмента, где уже присутствует множество стильных успешных брендов, включая лидера рынка «Winston»), подобное ценовое позиционирование выглядит вполне оправданным.
Компания отмечает, что в своем сегменте «Brent» являются первыми сигаретами, для упаковки которых использована пачка со скругленными углами из металлизированного картона. Что касается металлизированного картона, то это справедливое замечание, и вообще он добавляет стильности пачке. На рынке присутствует четыре разновидности «Brent» – «Original» (смола и никотин – 8/0,6 мг), «Medium» (6/0,5 мг), «Ultra» (4/0,3 мг) и «One» (1/0,1 мг), однако в планах ACTC выпуск «Brent» и в формате superslims.
И, наконец, завершает наш обзор новинка от неизвестной в России компании Dallas Tobacco, которая на мощностях «Донского Табака» наладила выпуск сигарет «L&G». Вообще, «Донтабак» давно взял курс на сотрудничество с иностранными компаниями, которое приносит свои плоды. В этом плане наиболее показательным является сотрудничество с Innovation Tobacco – марки «Marshal», «Армада», «Continent», «Sabotage» и некоторые другие за сравнительно короткий срок сумели завоевать сердца российских курильщиков, а супертонкие «Kiss» вообще стали сенсацией последнего года, серьезно потеснив конкурентов на российском рынке slim-сигарет. Новая марка от «Донтабака» и его партнеров выглядит вполне привлекательно для нижней части среднеценового сегмента (МРЦ новинки – 12,5 руб.) – строгий дизайн, четкие линии, тиснение серебром и пачка «round corner» идеально вписываются в современный концепт сегмента. Однако незначащее название скорее затруднит продвижение марки в условиях объективно ограниченных рекламных возможностей, у новинки сегодня должно быть «говорящее» название, несущее смысл. В противном случае лучше придерживаться успешных на рынке семейств, расширяя линейку версий, как поступает сегодня большинство лидеров рынка.