В середине января компания «БАТ Россия» объявила о запуске сигарет «Yava Export». Как «явствует» из названия, это подсемейство одного из самых успешных брендов, как в советской, так и в новейшей российской истории, предназначено для зарубежных рынков. Момент для запуска выбран достаточно удачно – мощности российских фабрик, принадлежащих BAT, за последние два года были увеличены в рамках масштабной инвестиционной программы. Разумеется, новое оборудование простаивать не должно, запуск новых обреченных на успех разновидностей легендарных марок ожидаем. Кроме того, «БАТ Россия» всегда уделяет экспорту повышенное внимание и является российским лидером по экспорту табачных изделий. Бренды «Ява» и «Ява Золотая» составляют существенную часть этого экспорта, поэтому использование именно этого бренда для запуска новой экспорто-ориентированной марки кажется вполне оправданным, тем более что потенциал «советских» брендов, судя по всему, далеко не исчерпан, особенно это касается рынков стран бывшего СССР, где ВАТ чувствует себя вполне уверенно. Стильный, даже премиальный дизайн новинки, производимой на московской фабрике «БАТ-Ява», полностью отвечает современным требованиям рынка, что вкупе с демократичной ценой (МРЦ – 20 рублей) способно привлечь внимание и новых курильщиков. «Yava Export» вышла на российский рынок в трех разновидностях – «Yava Export Antracite» (10 мг смол / 0,8 мг никотина), «Yava Export Graphite» (7/0,7 мг) и «Yava Export Crystallite» (4/0,4 мг). Все пачки – восьмигранники, что, конечно, лишний раз намекает на премиальность версии. Запуск марки сопровождается активной рекламной кампанией всеми доступными способами (реклама в прессе, в метро, в местах продаж и т.д.) под слоганом «Для сильных духом» на трех языках, в трех же визуальных решениях в стиле соответствующего языка.
Еще один табачный производитель, компания Altadis, несмотря на подвешенное состояние и подготовку к переходу в руки новых собственников (Imperial Tobacco) завершила редизайн одного из своих самых успешных брендов на российском рынке. На фабрике «Балканская звезда» начато производство сигарет «Золотое кольцо» в обновленной упаковке – пачке с закругленными краями. Как заявляют в самой компании, «главная задача обновленного бренда – сохранение лояльных потребителей и приобретение новых благодаря сочетанию улучшенного дизайна и современной упаковки». Массовые продажи обновленного «Золотого кольца» начались в конце января этого года. МРЦ – 11 рублей, похоже, это самые недорогие сигареты в пачке с закругленными краями, присутствующие на российском рынке. Таким образом, пока одни табачные компании уделяют повышенное внимание премиальному сегменту, другие (Imperial и Altadis) стремятся получить преимущество в сегменте недорогих сигарет.
И самая, пожалуй, главная сенсация этой зимы – в Россию приходит белорусская табачная компания. В конце января в Москву пришла пробная партия сигарет производства Гродненской табачной фабрики «Неман». Примечательно, что все новинки упакованы в модную сегодня восьмигранную пачку, она особенно подходит сигаретам «Комбат», дизайн которых выполнен в стиле «милитари». Полновкусовая версия «Комбат» (10 мг смол / 0,8 мг никотина) «одета» в армейский зеленый камуфляж, а легкая (8/0,6 мг) – в серо-голубой «омоновский». Помимо «Комбата», белорусы предлагают на российский рынок строгий и незатейливый «Минск» (также две версии – полновкусовая (10/0,8 мг) и легкая (7/0,6 мг)), а также легкую версию сигарет «Магнат» (7/0,6 мг). Подобно ВАТ, государственная фабрика «Неман» предлагает на экспорт самое лучшее, что производит на родине, а марка «Минск» так и прямо указывает на белорусское происхождение сигарет. МРЦ всех новинок составляет 12 рублей за пачку – компания намерена побороться за кусок пирога в обретающем второе дыхание экономичном сегменте (или, по другой классификации, в нижней части среднеценового сегмента), пытаясь составить конкуренцию как крупнейшим транснациональным компаниям, многие бренды которых уверенно чувствуют себя в этом сегменте, так и российским производителям. Любопытно, что первым рынком, на который обратила внимание ГТФ «Неман», стала Москва, первые белорусские сигареты появятся именно здесь, а экспансия в регионы начнется по результатам продаж в столице.
Регулирование табачной рекламы в РФ предполагает тотальный запрет, включая информацию для потребителей. Сохранение каких из нижеперечисленных способов коммуникации могло бы скорректировать закон к лучшему для общества?